На территории Киевской архиепархии к 300-летию Житомирской унии 1715 года проведут научную конференцию

АНОНСчетверг, 26 мая 2016, 16:05
3-4 июня 2016 года в Киеве и Радомышле пройдёт научная конференция «Правобережная Украина на переломе XVII–XVIII веков», посвящённая 300-летию Житомирской унии 1715 года Организаторы конференции – Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Киевская архиепархия УГКЦ, Украинский католический университет.

В программе конференции запланировано, что первый день её пройдёт в столице, а 4 июня состоится выездное заседание в Историко-культурном комплексе «Замок Радомысль».

Торжественное открытие конференции и Первое пленарное заседание пройдёт в Патриаршем соборе Воскресения Христова. Второе заседание «Киев и украинская культура в постмогилянскую эпоху» и Третье заседание «Украинская Церковь на обоих берегах Днепра» – в Музее НаУКМА.

В Радомышле после Молебна Божьего Милосердия в замковой часовне и экскурсии в историко-культурном комплексе и Музее украинской домашней иконы «Душа Украины» состоится Четвёртое заседание «Религия и культура Правобережной Украины», а после обеда – Пятое заседание «Уния в Брацлавском и Киевском воеводствах»


Пресс-служба Киевской архиепархии

 

Справка
Последняя треть XVII – первая четверть XVIII века – это один из наименее изученных периодов в истории Украины. Между тем именно в это время на необозримых просторах Восточной Европы – от Киева на севере до Запорожской Сечи на юге и от Холма на западе до Полтавы на востоке, происходили динамичные культурные, социальные и религиозные процессы, которые можно обозначить как «второе русское (украинское) культурно-религиозное обновление». Его духовной основой стали организационные структуры Православной и Униатской Церквей киевохристианской традиции – митрополичьи и епископские кафедры, монашеские центры, учебные заведения (Киево-Могилянская академия, василианские колегиумы, монастырские и церковные школы) и разветвлённая приходская сеть. Творческие инспирации в украинском культурно-религиозном пространстве стимулировали прежде всего Киевский православный центр, опирающийся на богословское интеллектуальное наследие Могилянской эпохи, и Василианский орден, что на протяжении XVII века сумел кодифицировать почти столетний опыт Slavia Unita в единстве с Римским Апостольским престолом. Определяющим религиозным дискурсом исследуемого периода стала организованная высшей духовной иерархией масштабная модернизация (конфессионализации) Русской Церкви, которая «технически» опиралась на реформационный опыт посттридентского латинского христианства и, опосредованно, протестантизма, а ментально была укоренена в киевскую традицию.
В то же время культурные и религиозные инновации эпохи барокко необходимо рассматривать в более широком общественном контексте тогдашних политических событий как в целом Речи Посполитой, так и тех украинских земель (Гетманщина, Слобожанщина, часть Правобережья), которые после Андрусовского мира 1667 г. и трактата Гжимултовского 1686 г. оказались в составе Российского государства. Это даёт возможность основательно пересмотреть «чёрную легенду» эпохи Руины (1654–1687) и сопоставить общие/отличительные черты социокультурного развития «Униатской Руси-Украины» (в пределах Польско-Литовского государства) и казацкого Гетманата, в частности, во времена Ивана Мазепы (1687–1709). Среди прочего, такой подход делает возможным отказ от стереотипного толкования истории Киевской православной митрополии после её перехода в 1685-1686 гг. под омофор московского патриарха как «безостановочного упадка» постмогилянского благочестия на Левобережье и сосредоточение внимания на внутренней жизни Украинской Православной Церкви, которая по меньшей мере до конца XVIII века оставалась составной «киевохристианского мира».
Одним из экклезиологических последствий «второго культурно-религиозного обновления» и геополитических изменений в Восточной Европе стала «новая уния» – объединение Униатской Церкви под омофором «русской нации» в украинских землях Речи Посполитой. Речь идёт о беспрецедентном территориальном расширении Киевской (соединённой с Римом) митрополии, а именно вхождение в её состав Луцкого (1702 г.), Львовского (1700 г.) и Перемышльского (1691) владычеств и приходов Киевской архиепархии в Киевском (Житомирский и Овручский уезды) и Брацлавском воеводствах (1715 г.). С культурно-антропологической перспективы начало «золотого века» унии на Правобережной Украине было связано с харизмой выдающегося интеллектуала и культурного деятеля, киевского митрополита Льва Кишки (1714–1728 гг.). Именно этот архипастырь в 1714–1715 гг. созвал в Житомире на Полесье два собора Киевской митрополичьей архиепархии, на которых приходские священники, настоятели монастырей восточного обряда и протопопы-наместники приняли колегиальное решение о сопричастном единстве с Римом и вхождении Правобережной Украины в состав Униатской Церкви. Житомирскому собору 1715 г. предшествовали сложные социальные процессы на Правобережье (в частности, восстание Семёна Палия), а также дипломатическое и военное противостояние за этот регион между различными государствами – Гетманщиной, Крымским ханством, Молдавией, Речью Посполитой, Россией, Турцией и Швецией. После Полтавской битвы 1709 г., поражения Ивана Мазепы и неудачного похода Филиппа Орлика, в 1711–1712 гг. царские войска злополучно согнали население с Правобережной Украины, что привело к ликвидации здесь казацкого полкового устройства и возвращению края в 1714 г. в состав Речи Посполитой.

ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...

МЕДИА
Prev Next