«Без мудрости – дорога в никуда», – Глава УГКЦ для издания «Новое время»

пятница, 25 сентября 2020, 11:20
Куда бы ни направлялся человек, предпосылкой успешного путешествия всегда остаётся чёткое понимание направления: каждый успех требует осознанной цели.

Без мудрости, без ориентации на объективные универсальные ценности человек и человеческое общество обречены на длительные поиски себя и своего места под солнцем. Ценностная дезориентация ведёт в никуда.

В современном мире потеряться просто – достаточно потерять из виду цель, забыть о собственном происхождении, призвании, предназначении. Когда человеку становится «всё равно», всё становится одинаковым, равнозначным и равноценным, а затем любые ответы на вопрос «кто я?», «какой я?», «что я делаю?» в конце концов теряют смысл, как теряет его и наша особая цель, наше общее видение. Какая разница, хороший я или плохой, честный или обманываю, помогаю другим или использую их в своих интересах? Мировоззренческий релятивизм – прямой путь в смысловой вакуум. А там пусто. Пустота отпугивает.

            В современном мире потеряться просто – достаточно потерять из виду цель

Современный человек на самом деле не очень спешит попасть в ловушку пустоты. Поэтому материальный достаток и социальный статус слишком часто становятся путями компенсации какого-то глубокого отсутствия, определённой онтологической опустошённости. Поэтому ценностный универсум человека формируется вокруг того, что у него есть, чем он владеет, вместо того чтобы отражать качество самого его бытия.

В своём отношении к действительности человеку XXI века всё ещё присущ потребительский подход, создающий целую культуру консюмеризма. Нам не «всё равно», есть ли у нас всё, чего хотим, что именно есть и в чём именно нуждаемся. Мы давно уже стали измерять качество человеческой жизни качеством и объёмами нашей собственности, а человеческое достоинство сегодня измеряют способностью человека потреблять. Столько стоишь, сколько имеешь – это современное правило оценки человека. В современной культуре сформировался механизм самозащиты от девальвированного личного и коллективного существования в эпоху изменения ценностных парадигм. Речь идёт о методологии мировосприятия. Ведь человеку сегодня свойственно накапливать и превращать в собственность не только материальные блага, но и социальный статус, отношения, опыт и тому подобное. Собственность будто защищает нас от онтологической пустоты и экзистенциального обесценивания, прежде всего, в собственных глазах. Картезианская максима настоящего времени: я имею – значит, я существую! Однако накопленные материальные блага не становятся магическим амулетом социальной трансформации, когда человеческому действию не хватает ценностной ориентации, а человеческому обществу – личной ответственности за общее благо.

Мы легко становимся заложниками магического мышления, согласно которому, всё может произойти без нашего участия. Всё можно приобрести в готовом виде, даже государство. Главное, чтобы оно не стоило реальной личной ответственности, той самой, без которой трудно избежать деконструкции институтов. Потребительская культура побуждает нас редуцировать целую действительность до масштаба наших личных интересов. И мы, к сожалению, часто готовы легко пренебрегать правдой и объективными критериями организации общественной жизни. Слишком часто мы фокусируемся не на том, что именно сказано, а на том, кто это сказал. Смыслы нас интересуют всё меньше, мы неутомимо ищем новых впечатлений. Нам сейчас крайне необходима и мудрость, позволяющая достичь взглядом основных принципов и основ общественного строительства. Изменение качества бытия требует ценностных трансформаций в процессе реализации нашей личной свободы. Человеку свойственно менять себя и общество, руководствуясь в своей деятельности универсальными ценностными ориентирами. Именно они определяют, кем мы есть на самом деле, какие мы и что, собственно, делаем.

Четыре основных принципа социальной доктрины Церкви могут помочь сегодня и нам эффективно упорядочить украинское общество и определить путь развития государства: 1) равное достоинство всех людей; 2) личная ответственность каждого члена общества за достижение и развитие общего блага; 3) ориентация общественных институтов на нравственно-социальную солидарность; 4) уважение и поддержка со стороны власти личной инициативы каждого гражданина. Человек заслуживает уважения собственного достоинства, дарованного ему Творцом и укоренённого в его собственной человеческой природе, заслуживает общественных условий, способствующих его личному развитию и установлению справедливого мира в обществе. Институционально обеспеченный баланс между возможностями реализации личной свободы и искренней заботой об общем благе позволяет заложить прочные основы справедливого общественного строя. Для построения эффективного государства в Украине мало иметь, необходимо быть – людьми соответствующего качества, обществом, сформированным на ценностных основах.

В библейской книге Притчей Соломоновых читаем: «Мудрость разумного – свой путь знать» (14, 8). Понимание того, кто мы и откуда, может стать для нас весомой помощью в воплощении вековой мечты нашего народа об институциональной, государственной защите украинской нации. Настоящая свобода – это не потакание себе, а способность управлять собой, чтобы идти своим жизненным путём к своей цели, которой для нас, христиан, есть вечная жизнь в Боге.

Процесс создания государства в Украине требует больше, чем знаний и понимания, нам сегодня нужна та мудрость, что когда-то заложила основы нашего национального бытия системой коллективных ценностей, на которых формировались целые поколения наших предков. Наше свободолюбие и уважение к внутреннему, а не социально обусловленному достоинству человеческой личности, наше постоянное требование справедливого социального порядка и соборного, консенсусного способа принятия судьбоносных решений, наше софийное наследие становились залогом возвращения к институциональному оформлению национальной самобытности в различных формах государственных проектов.

Эта мудрость абсолютной и универсальной истины – Премудрость Божия, которая трансцендентным горизонтом проходит сквозь всю нашу историю, сегодня может помочь нам сформировать платформу для ценностной консолидации граждан современной Украины вокруг нового проекта справедливого и эффективного государства. Геном нашего духовного наследия, нашей киевской мудрости включает в себя проверенные возможности для качественной личной и общественной трансформации. Украину нельзя иметь, Украиной следует быть!

 

† Святослав для НВ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...