«Быковня – наша боль и призыв к памяти», – размышления владыки Богдана Дзюраха над Быковнянскими могилами

понедельник, 20 мая 2019, 21:00
Эта гробовая тишина для меня говорит больше о нас самих, ныне живущих их потомков. Эта тишина свидетельствует о смертоносной амнезии наших собственных нравов. Смертоносной для нас самих и для тех, кто придёт после нас, так как известно, что народ, который забывает о трагических фактах и ошибках своего прошлого, почти неизбежно обречён испытывать и повторять их в собственной судьбе снова и снова...

Каждый год в третье воскресенье мая, в Быковнянском лесу, под Киевом, собираются тысячи украинцев. Сюда приходят политики, общественные активисты, представители Церквей и просто неравнодушные граждане. Сюда приходят внуки и правнуки жертв самого кровавого в истории человечества режима – коммунистического. К шуму деревьев, которые остались едва ли не единственными живыми свидетелями преступлений против человечности, приобщаются выступления ораторов, слова молитвы священников и верующих, тихие разговоры тех, для кого слово «память» не является чем-то далёким и абстрактным, но близким и необходимым, жизненно необходимым.

Быковня – наша вечная боль, наш призыв к живой памяти, наше предостережение перед опасностью повторения кровавой истории, опасностью, которая есть и будет реальной, пока у нас будет короткая память о том, кто, когда и за что с такой яростной настойчивостью и упорной регулярностью устраивал террор против нашего народа, против его истории, культуры, языка, веры.

А эта наша память, действительно, порой удивительно непрочнаяй, изменчивая, иногда – почти призрачная и эфемерная. И доказательством этого являются для меня два наблюдения. Первое – это факт, что более или менее заметное и ощутимое человеческое движение наблюдается в Быковне почти исключительно в эти майские дни. Знаю это, потому что почти каждый день на протяжении последних десяти лет проезжаю по Броварскому шоссе, возле которого находится наш украинский «Бабий яр». Поэтому, за исключением нескольких майских дней, которые, как известно, только недавно стали официальными днями молитвы и памяти, в течение всего года здесь царит тишина, можно сказать дословно – «гробовая».

Эта тишина свидетельствует не столько о вечном покое десятков тысяч невинно убиенных жертв коммунистического режима, как это обычно ощущается на наших ухоженных, часто посещаемых и окружённых молитвой кладбищах. По ним я твёрдо верю, что Господь принял их бессмертные души, омытые кровью их мученичества, в Свой вечный покой.

Эта гробовая тишина для меня говорит больше о нас самих, ныне живущих их потомков. Эта тишина свидетельствует о смертоносной амнезии наших собственных нравов. Смертоносная для нас самих и для тех, кто придёт после нас, так как известно, что народ, который забывает о трагических фактах и ​​ошибках своего прошлого, почти неизбежно обречён испытывать и повторять их на собственной судьбе снова и снова...

А второе наблюдение, это то, насколько легко наш народ воспринимает нарративы и клише, которые нам подсовывают те, кто стоит за преступлениями против нашего народа и пытается эти преступления в дальнейшем сваливать в нашей бессознательности, искажая и умалчивая факты и глубинные причины наших национальных поражений и трагедий. Здесь, в тени быковнянских деревьев, которые стали живыми надгробиями для наших братьев и сестёр, с особой остротой ощущается призыв к памяти и отзывчивости. О Быковне нужно говорить, о Быковне следует писать, к Быковне следует приходить и приезжать – отдельно, с друзьями и родными, а также целыми сообществами и организованными группами. Потому что здесь мы имеем шанс и возможность в шёпоте леса, в молитвенной тишине услышать голос собственной совести, собственного достоинства, свободы, человечности, но прежде всего – услышать голос, или скорее – предсмертный крик наших ещё совсем недалёких предков, который должен стать для нас их последним завещанием: «Самое дорогое у вас – свобода. Мы оплатили её жизнью».

А между тем остаётся для нас всех только это одно, но самое важное, нужное – для них и для нас: тихая молитва к Тому, Кто единственный имеет вечную память, чтобы Он принял наших неотпетых и не оплаканных братьев и сестёр в Свою вечную божественную память, которая даёт безопасность, покой и полноту жизни, а нам – от большой Своей милости – даровал прощение и дар живой памяти и чуткой ответственности.

 

Владыка Богдан Дзюрах, Секретарь Синода епископов УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...