Блаженнейший Любомир: «Право на восстание – это закон природы»

воскресенье, 12 января 2014, 22:11
Один из самых уважаемых моральных авторитетов Украины рассказал «УМ» о революционном Майдане, впечатлении от Януковича и перспективах Украины на будущее. Можно сказать, что Блаженнейший Любомир (Гузар), бывший глава Украинской Греко-Католической Церкви, который в 2011 году добровольно подал в отставку, – солдат всех украинских революций, или их капеллан.

Его выступление на первом после разгона Майдане всеукраинском вече имело огромный успех – говорю это как свидетель того, как многотысячная толпа замерла перед сценой, с которой раздавался голос Гузара. Но и до Евромайдана (в более мрачные времена, когда нынешние двадцатилетние ещё ходили в начальную школу) Блаженнейший Любомир не молчал.
Об опыте поддержки с его стороны манифестантов всех мастей мы ещё поговорим, но начинаем разговор с другой темы – с упоминания о «круглых столах», организованных Леонидом Кравчуком, чтобы «примирить» противников и сторонников Евромайдана. На одном из таких мероприятий был и 80-летний владыка Любомир.


«Диалога на "круглом столе" не было. Был обмен информацией»


- В Послании апостола Павла к римлянам сказано, что «нет власти не от Бога, существующие же власти установлены от Бога». Блаженнейший, скажите, а от кого нынешняя украинская власть?
- Власть от Бога. В Украине, согласно нашей Конституции, власть имеет народ. Он выбирает конкретных лиц, которым поручает заботиться об общем благе. И те, кого избрали, должны помнить, что они ответственны перед народом и перед Богом. Они не имеют власти без ответственности, как и не имеют власти неограниченной. Власть от Бога, а её носителем является народ.


- Ещё о власти. На недавнем «круглом столе» «власть – оппозиция» вы имели возможность слышать Виктора Януковича. Каковы ваши впечатления от этого человека? Способен ли он услышать оппонента?


- Моё впечатление такое: сказано было много, но без обязательств... Очень много и долго говорил Премьер, говорил Президент Кравчук, кто-то от студентов (хотя потом сказали, что это не студент), говорил Блаженнейший (Святослав Шевчук, глава УГКЦ. – Авт.), говорили другие представители церквей, отдельные люди и представители политического мира, но это не был диалог... Поэтому выводов в конце не было.


- Вы, кстати, не выступали.


- Меня не приглашали выступить, а я не знал, что надо самому проситься... Так много разговоров – и никаких обязательств, насколько я помню... Но хорошо, что такая встреча состоялась. И хорошо, что на ней был Президент. И что разговор был вообще... Но диалог – это специфический способ общения, который обычно ищет решения проблем. То же, что произошло, скорее – взаимный обмен информацией. А вот то, насколько каждый услышал другого, – этого я не знаю.


- Возможно, единственное, но существенное следствие этих собраний заключается в том, что после «круглых столов» прекратились репрессии. «Беркут» прекратил атаковать Майдан, большинство арестованных вышли на свободу, аресты прекратились – по крайней мере сейчас ситуация такая.


- Если это следствие тех «круглых столов» – то хорошо. И я, к сожалению, этого наверняка не знаю. Но если так, то слава Богу...


«За оружие можно браться, если оружие обращено против тебя»


- За последние 12 лет Евромайдан – это уже третья революция, если считать и выступления «Украина без Кучмы», и «оранжевый» Майдан. Это хорошо или плохо, что Украину так штормит? Так зарождается нация или приумножаются бесплодные попытки что-то изменить?


- Думаю, первое. Так проходит становление нации... Видите, в 1990-1991 годах здесь воцарилась эйфория, все были увлечены. Однако и это увлечение изначально имело свои трудности. Вы, говоря о революции, не упомянули ещё одну – выступления студентов...


- Да, «революция на граните». Голодовки 1990 года...


- Итак... Сколько веков Украина была под игом: под Польшей, Австрией, Россией и т. д. Была зависима. И то, что происходило в то время в Украине, было, так сказать, не закономерно, то есть не так, как должно происходить развитие в нормальном обществе. С другой стороны, у нас были выдающиеся писатели, учёные, а в конце XIX века – определённые политические движения, которые нашли воплощение в освободительной борьбе, к сожалению, неудачной...
Позже часть украинцев старалась не потерять идентичность под властью Польши, а другая – переживала 1920–1930-е годы, Голодомор и немецкую оккупацию в составе Советского Союза... И вот с Божьей помощью – совершенно неожиданно – пришла к нам независимость... Люди, которые были и остаются у власти сейчас, воспитанные по совсем иной – советской – системе. Кто-то из них понял изменения, а кто-то – нет. И сколько бы лет ни прошло с тех пор, мы ещё очень много советских элементов будем ощущать.


Но мы учимся быть государством. Ещё только учимся... Посмотрим на экономическую жизнь… Разруха. Украина такая богатая страна, имеет столько способных людей, а мы тем временем испытываем такие огромные финансовые трудности, едва спаслись от дефолта...


Теперь подрастает новое поколение, которое будет иметь возможность жить в новом государстве, даже если это государство очень неудачно развивало свои таланты. Это новое поколение, которое уже имело возможность немного поучиться за рубежом, жаждет перемен.


Вы упомянули три Майдана, три революции. Думаю, они вполне закономерны. И были они все на пользу государству, а не против кого-то. Они не имели целью уничтожить Украину, они хотели спасти Украину. Это власть была заинтересована, чтобы насилием одолеть народ, но ей это не удалось, она лишь опозорила себя. Ибо если кто берётся делать что-то насильно, то свидетельствует о своём бессилии. Чтобы бить, не надо большой философии.


- Относительно темы насилия у меня вопрос провокационный. А если бы и оппоненты власти взяли в руки оружие, как бы вы отнеслись к таким действиям?


- Есть такие ситуации, когда вооруженное сопротивление разрешено. Когда власть употребляет чрезмерную силу, народ имеет право с оружием защищаться. Каждый из нас имеет право защищаться... Сила нашего народа – в миролюбии. Власть бьет, но не знает за что. Власть, которая бьёт только за то, что кого-то не любит, показывает тем свою немощь.


- В конституциях некоторых стран прописано право народа на восстание. Может, и нам не помешала бы такая норма?


- Не надо этого прописывать в конституциях – это закон природы. Я имею право защищать себя и своих ближних, как и каждый человек. И имею право отвечать такими средствами, которыми на меня нападают. За оружие можно браться, когда оружие обращено против тебя.


«Людей не изменили целиком, но их очень глубоко ранили...»


- Вернёмся немного назад – к тому, что всё у нас развивается немного не так, как в цивилизованных странах, из-за впитанной в кровь зависимости. Сколько нам ещё избавляться от синдрома жертв оккупации, всех последствий советизации?


- По меньшей мере, ещё одно поколение... Приведу такой пример. Представьте, что человек совершил преступление и 20 лет отсидел в тюрьме. Прошёл там определённую «школу». Что бы он а ни передумал там, но, выйдя на свободу, остался прежним человеком. У нас сменилось три поколения: 70 лет советской власти как раз и есть три поколения... И они тоже получили «воспитание»: их учили, как не доверять друг другу, как избегать ответственности, как становиться безбожными созданиями. Пусть людей не изменили целиком, но их очень глубоко ранили...


Помню, как после приезда из Италии в Украину меня пригласили исповедовать. Я был немного удивлён: мне рассказывали, что во времена Советского Союза на предприятиях, в колхозах было много краж, но никто за это не исповедовался. Так были воспитаны: кражи – это не грех... Так вот и нам теперь людей надо перевоспитывать, потому что ещё очень многие из них и по сей день убеждены, что воровать – это не преступление. Так и воруют направо и налево, воруют неистово, воруют у всех, даже у детей... Некоторые всё же обратились, кое-кто всё-таки исповедуется – «я воровал», но далеко не все...


Многие люди сейчас ходят в церковь. В воскресенье храмы переполнены. Но что люди делают с понедельника до субботы? Живут ли по Богу? Некоторые, наверное, да, но большинство – нет. Я их не сужу, пусть Господь судит. Люди так воспитаны. У кого-то есть внутреннее зрение и духовная сила, чтобы измениться. Но многие люди этого сделать не могут. Поэтому должны ждать, пока им на смену придут их потомки, которые, например, уже воспитаны в понимании, что кража – это грех...


Сейчас молодёжь начинает задумываться над многими вещами. Почему наша власть ведёт себя так, как ведёт себя? Почему милиция ведет себя так? Почему школа ведёт себя так? На Майдане в этом году очень много молодёжи. Собственно, молодые люди и начали первыми сходиться туда. Поэтому на них сейчас такой большой упор и такая большая надежда.


- Что будет с этой молодёжью, если Майдан сойдёт на нет, если всех нас ждёт ещё одно большое разочарование? Молодёжь эмигрирует, сопьётся, деградирует морально или просто охладеет, как поколение отцов и дедов, воспитанных в СССР?


- Нет. За границу поедет, возможно, какая-то часть. Сейчас молодёжь вышла на Майдан, потому что надеется на изменения – изменения всей системы, а не смены одного правительства на другое. И это учась на примере других государств, которые иногда имели худшую историю, чем мы, однако начали жить по другой системе и другим правилам игры. Молодые люди почувствовали, что так дальше продолжаться не может. А в том, что они массово выедут за границу, – нет, в это я не верю. Какая-то часть – да, наверное... Я сам много лет прожил за границей. И только когда на старости вернулся домой, почувствовал себя нормальным человеком, потому что везде и всегда я был гражданином второго класса... А что касается того, что деградирует молодёжь, то это как бы «благодаря» своим родителям. Сама по себе молодёжь хуже не станет.


«Майдан является досадным для власти... Но самолётами и танками его не разогнать»
 

- Вы – единственный из церковных иерархов, кто поддержал общественный протест ещё во время выступлений «Украина без Кучмы», но не единственный, кто благословил Евромайдан сейчас. В ночь первого разгона Евромайдана часть манифестантов приютил Михайловский монастырь УПЦ КП. Позже двери для них открыла и лютеранская кирха. Что изменилось внутри Церкви, чем обусловлены такие положительные изменения?
- Это Божья благодать, что есть такие изменения. Но не думаю, чтобы я был единственным, кто поддержал людей ещё тогда. Это не какая-то моя особая заслуга, тем более что я тогда был во Львове, а акция в основном проходила в Киеве... Относительно остальных, то слава Богу, люди начали понимать, что хорошие акции нужно поддерживать.
 

- Чем завершатся события на Майдане, сказать не может никто. Возможно, Майдан разгонят силовыми методами. Возможно, акция сама собой начнёт затухать. Какой вариант развития событий лично вы назвали бы победой? Или она уже состоялась?


- Вопрос ваш очень широкий, и ответить на него сложно. Майдан не приятный для власти – это понятно. Если бы она могла от него каким-то образом избавиться, то уже это сделала бы. Но если бы она это начала делать, то реакция была бы такая, что вышли бы не сто тысяч человек, а миллионы. Самолётами и танками их было бы не разогнать.


Не «расплывётся» ли Майдан сам? Выглядит неправдоподобно. Людям надоело терпеть – просто так они бы не пришли... Я не люблю категорий «победа» или «неудача», не хочу говорить «Майдан выиграл» или «Майдан проиграл». Речь идёт о том, изменим ли мы к лучшему систему управления? Я не думаю, что произойдёт это сегодня или завтра. Но заложено почтенное начало.


Есть ощущение, что мы – на пороге очень серьёзных изменений к лучшему. Но, знаете, я боюсь влияния тех политиков, которые не добавляют от себя ничего положительного, а лишь хотят использовать то, что люди сделали до них. Развитой политической культуры у них ещё нет, поэтому могут скорее навредить, чем помочь. Есть много вопросительных знаков, и периоды упадка ещё будут, но должно произойти нечто совершенно необычное, чтобы мы скатились на самое дно...


www.umoloda.kiev.ua
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...