Блаженнейший Любомир: «Шептицкий делал для украинского народа столько же, как Моисей – для своего»

понедельник, 01 декабря 2014, 22:29
1 ноября в УГКЦ и в Украине начался Год митрополита Андрея Шептицкого. Митрополит Андрей, без сомнения, – великий деятель! Страшно представить, если бы Украина не имела его в ХХ веке. Ведь митрополит Андрей, как в своё время князь Владимир Великий, позже Ярослав Мудрый, потом Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко, задал вектор развития Украины. Не было такой сферы деятельности, которой бы не занимался Шептицкий. Будучи архиереем Церкви, он сумел построить эффективное общество, в котором человек чувствовал себя защищённым от самого рождения вплоть до трудоустройства. О роли митрополита УГКЦ и для Украины разговариваем с достойным его преемником – Архиепископом-эмеритом Блаженнейшим Любомиром (Гузаром).

Блаженнейший Любомир, митрополит Андрей, пока не стал монахом, был молодым, очень красивым графом...

Да, и его отец, граф Иван, имел определённые планы в отношении своего сына. Роман, так митрополит Андрей назывался с крещения, был очень талантлив. Отец это видел.

Его семья происходит из древнего благородного рода. В определённое время она полонизировалась, латинизировалась. Граф Иван отыскивал свои корни, ездил по монастырям, другим учреждениям. Часто брал с собой старшего сына Романа, который от отца узнавал свою семейную традицию.

Нельзя забывать, что из рода Шептицких вышли митрополиты и епископы нашей Церкви. Их полонизация не была очень длинной, но всё-таки они относили себя к латинскому обряду. Граф Иван считал себя поляком. Его мать, графиня София Фредро, была из польского рода. Однако в 1911 году, когда одна делегация пришла поздравить графа Ивана с днём рождения, он сказал, что осознаёт себя русином. В те времена украинцы так себя называли. Поэтому граф Иван в конце своей жизни словно открыл свою традицию.

...Как граф, как шляхтич, Иван Шептицкий готовил своему сыну определённую судьбу. Думаю, если бы Роман пошёл другим путем, то достиг бы успеха, потому что был очень талантливым парнем.

Мать же, наоборот, радовалась, что у сына проявляется религиозное призвание. Приятель семьи иезуит отец Яцковский тоже некоторым образом влиял на Романа, чтобы тот следовал своему призванию. Убеждён, что это был не просто выбор, а настоящее призвание.
Когда юноша официально признался отцу, что хочет быть монахом, тот был очень недоволен и приказал ему закончить юридический факультет. Роман, уважая своего отца, принял его решение. Но закончив изучать право, снова пришёл к отцу и сказал: я сделал то, о чем ты просил, но все-таки хочу быть монахом.

Возможно, отец Яцковский надеялся, что Роман будет хорошим иезуитом, однако тот решил быть василианином. Монахи нашей Церкви не были в почёте у полонизированной шляхты. Поэтому решение Романа стать монахом василианского ордена стало, можно сказать, для отца двойным ударом. И граф Иван, будучи благородным и справедливым человеком, сдержал своё слово.

Родители сами отвезли сына в Добромыль, в василианский монастырь. Позже мать в своей автобиографической книге вспоминала, что, когда они, оставив Романа, возвращались домой, отец приказал остановить лошадей возле часовни. Граф Иван пошёл к часовне и поклонился до земли. Одним словом, он принял Божий дар для своего сына.
 

Знаю, что маленьким мальчиком вы имели возможность видеть митрополита Андрея. Можете ли рассказать об этом?

Это было весной 1939 года. Во Львове была площадь Сокола-Отца – своеобразный стадион. Там проходили различные соревнования и празднования. Мой отец однажды взял меня с собой.

Когда я был маленький, то меня стригли, как говорится, под ноль... Мы стояли и наблюдали за упражнениями. В один момент отец сказал: «Обернись и посмотри». Я обернулся: на площадь въехала машина с откидным верхом. В ней сидел мужчина почтенного возраста с буйной шевелюрой (фрейзурой / причёской - Ред.) и седой бородой. Я был слишком мал и не знал, кто это. Отец объяснил: «Это митрополит».

Как мальчишка я интересовался другими вещами и не имел представления, что когда-то буду его преемником. Может, митрополит и видел меня возле отца, и представил себе, что тот юркий парень будет его преемником? Неверное, нет.

Только один раз я видел Андрея Шептицкого. Дело в том, что мы жили в другом конце города от кафедры Святого Юра.

Когда мы читаем декрет митрополита Андрея «Как строить родную хату», написанный в 1941 году, создаётся впечатление, что в нём речь идёт о настоящем. Неужели за столько лет ничего не изменилось в подходах к построению гражданского общества, государственности?

Можно спокойно сказать, что почти ничего не изменилось. Изменились обстоятельства. Этот декрет в своё время конфисковали и не разрешили печатать. Поэтому митрополит позже издал «Как строить родную хату» как пастырское послание. В любом случае то, что он там говорит, – вечно правдивые вещи. Как строить родную хату – значит, как обустроить свою родную державу на основании солидных устоев христианской веры. Итак, каковы бы ни были обстоятельства, это всегда будет актуально. Справедливость, уважение к достоинству человека, христианский патриотизм – вещи, базовые для построения нормального демократического общества. Для нас они сейчас особенно актуальны. А во времена Шептицкого считались ещё мечтой.

Митрополит часто поднимал тему единства Украины. А мы до сих пор собираем в единое наше государство.

Он в основном обращал внимание на религиозное единство. Это была очень важная тема в жизни митрополита Андрея. Он интересовался и болел за это, ещё будучи новиком (послушником) в монастыре. Особенно он проникался религиозным разделением в Украине на католиков и православных и всю свою жизнь работал над их объединением.

Митрополит Андрей прилагал усилия, чтобы объединились все наследники Киевской Церкви. То, что эти усилия не увенчались успехом, не значит, что он ничего не достиг. По моему мнению, он достиг значительно большего, чем любой другой владыка за последние двести-триста лет.

Митрополит Андрей очень много сделал. Он оставил определённую традицию. Сегодня мы продолжаем прислушиваться к его мыслям, поучениям, присматриваемся к примерам его жизни и т. д.

Бог послал Украине Шептицкого, который задал определённый вектор развития Украины. Это фигура уровня Шевченко для нашей нации... Какой, по вашему мнению, была бы Украина, если бы не Шептицкий?

Митрополит Шептицкий был сознательным украинцем. Как государственный деятель имел немалые заслуги. Как мы знаем, он заботился о наукеи культуре, защищал Украину на международной арене. Но, по моему мнению, главное достижение его и чрезвычайно важное в том, что он старался возродить традицию нашей Церкви.

Мы христиане так называемой восточной традиции. Однако был период в нашей истории, когда мы начали себя губить... А митрополит Андрей обращал большое внимание, чтобы мы сохраняли данную нам восточную традицию христианства. Одной из причин этого было показать, что католицизм не связан с определённой культурой, главным образом римской: с латинским языком и латинскими традициями. А любая культура может быть домом, в котором будет существовать христианство. Считаю, что это, пожалуй, самое важное достижение митрополита.
Многие мои семинарские товарищи родились уже в Америке. Однако мы старались жить идеалами Шептицкого, узнать его позицию. Мы осознавали, что можно быть абсолютно не хуже или меньше католиками, принадлежа к восточной традиции.

Восточная традиция формировала и нашу культуру, и нашу идентичность. Самое важное в воспитании этой традиции – быть собой, а также свидетельствовать, что христианство не связано с какой-то человеческой культурой и что Христова наука всё равно может присутствовать везде.
 

Не было такой сферы, которой бы не занимался митрополит Андрей. Даже организовал производство шоколада... Какой вид его деятельности вам нравится больше всего?

Митрополит очень интересовался жизнью общества. В самом начале своего правления он написал интересное послание «Социальные квестии», в котором говорится о правах рабочих.

Посмотрите сегодня: наша Церковь не работает на уровне рабочих, профсоюзов. У нас нет христианского профсоюза. А митрополит Андрей занимался этими делами.

Шептицкий проникался культурой. Музей украинского искусства, который он основал, до сих пор действует во Львове. Он уделял внимание науке. Одним словом, его интересы были очень широки. Это свидетельствует о его личной культуре. Митрополит был благородного происхождения. А эти люди имеют определённые родовые традиции и из поколения в поколение занимаются человеческими, социальными проблемами. Это свойственно Шептицкому. Он был шляхтич в лучшем понимании этого слова.

Сегодня мы уже не употребляем таких терминов, потому что шляхты как таковой нет. Ближайший термин – «интеллигенция». Это люди, у которых не только хорошее образование, но и широкий интерес.

Нам очень нужно, чтобы в Украине была такая христианская интеллигенция. Нужна группа людей, которая бы занималась всеми проблемами общества.
 

Знаменитый художник Олекса Новакивский часто рисовал образ Моисея, на самом деле изображая митрополита Андрея. Можно сказать, что Шептицкий – украинский Моисей?

Можно так сказать. Шептицкий – это необычайная фигура в истории нашего народа, нашей Церкви. Поэтому напрашивается сравнение с Моисеем. Шептицкий делал для украинского народа столько же, сколько Моисей для своего.

Митрополит Шептицкий был депутатом Галицкого сейма, то есть церковным деятелем и политиком одновременно. В сегодняшнем украинском обществе не очень приветствуется такое сочетание...

Андрей Шептицкий имел место в сейме, поскольку был митрополитом. Чем он занимался? Например, мы знаем, что последняя речь Шептицкого в сейме касалась создания украинского университета. Ещё один пример. После Первой мировой войны во французском Версале решали вопрос раздела Европы, и встала проблема, что будет с Галичиной, Западной Украиной. Митрополит поехал туда вести переговоры с западными политиками уровня Клеменса, чтобы отстоять для Западной Украины как можно более широкую автономию. К сожалению, этого не удалось сделать, и мы стали практически стали частью Польши. Для митрополита Андрея это была неудача. История Европы, в основном, история Украины, выглядела бы сегодня по-другому, если бы мы получили более широкую автономию, даже в рамках Польского государства.

Какой бы вы выделили месседж митрополита, наиболее актуальный сегодня?

Я бы выделил два аспекта. Первое – то, что касается объединения Церквей, чтобы исполнить Божью волю. В этом направлении Андрей Шептицкий много сделал и написал.

Второе – государственные добродетели: справедливость, правда. Митрополит обращал большое внимание на то, что мы сегодня называем общим добром.

Но основной остается его религиозная наука. Он оставил нам много посланий, которые актуальны и сегодня. Куда он наведывался, там много говорил о правде веры, что жить надо по-христиански.
 

Чего вы лично ожидаете от Года Шептицкого?

Искренне надеюсь, что мы не только будем стараться познать мысли митрополита, его историю, достижения, но и будем стараться это осуществлять – осуществлять те правды, которые были в его жизни и учёбе, в сегодняшних обстоятельствах в нашей личной, семейной, общественной и государственной жизни.
 

Беседовала Оксана Климончук

ТЕГИ: Гузар
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...