«Богословие праздника Обрезания ГНИХ в том, что Тот, кто установил Закон, ему и подчиняется...» – о. Василий Рудейко

вторник, 14 января 2014, 22:08
14 января Церковь отмечает праздник Обрезания ГНИХ. Именно в этот день Христа нарекли Иисусом. А кроме того, 14 января отмечается память одного из первых отцов Церкви, «отца греческого монашества» – святого Василия Великого.

О зарождении обоих праздников в нашей церковной традиции рассказывает о. Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.

Мы знаем, что в этот день Христа назвали Иисусом. В чём заключался обряд обрезания и почему было так важно его осуществить?

Праздник Обрезания ГНИХ – поздний в традиции нашей Церкви. Скорее, он зародился в Западной Церкви. Именно тогда люди начали задумываться над историческими предпосылками жизни Иисуса. Это был своеобразный уход от богословского празднования. Изначально в Западной Церкви этот праздник завершал «рождественскую октаву» (восемь дней празднования Рождества ГНИХ). Если взглянуть на ветхозаветные основы этого праздника, то, по закону, новорождённых мальчиков на восьмой день нужно было принести в храм для обряда обрезания. Обряд происходит из древней истории еврейского народа и является следствием союза Авраама с Богом: каждый, кто принадлежит или хотел бы принадлежать к традиции еврейского народа, должен был обрезаться и таким образом принести себя в жертву Богу. При обрезании ребенку давали имя. Поэтому праздник ещё называют именованием ГНИХ. В Византийской Церкви он появился не раньше VIII–IX веке. И в этой Церкви рождественские празднования продолжались почти 40 дней до Сретения. Причиной внедрения его стал процесс «историзации» праздников (сосредоточение на исторических этапах жизни Иисуса). Если взглянуть на богословие этого праздника, то Христа принесли в храм, чтобы выполнить Закон. Тот, кто устанавливает Закон, ему и подчиняется. С одной стороны, этот праздник говорит о том, что Закон полностью выполняется и Господь сам его выполняет, а с другой – о переходе этого Закона на новый этап – этап благодати.

В этот же день Церковь чтит память святого Василия Великого. Известно, что он происходил из знатной семьи. Пятеро его братьев и сестёр стали святыми.

Он родился около 330 года в семье юриста и оратора. Его прародители были мучениками, которые погибли во время преследования христиан при императоре Диоклетиане. Его отец, как состоятельный человек, отдал Василия на обучение. Святой Василий был юристом, что заметно в его писаниях (он пытался точно выражаться). Но вернувшись после учебы домой, в Каппадокию, и поработав юристом, он с помощью своей сестры Макрины, которая тогда уже была монахиней, а позже игуменьей монастыря, начал тянуться к аскетической жизни. Сосредоточивался на посту, исследовал Священное Писание, ездил в духовные путешествия по монастырям. В конце концов Василий становится монахом. Как раз на то время приходится интенсивная борьба православных с арианами. И это одна из причин, почему Василий Великий стал епископом и начал защищать православную веру. Как юрист, он чувствовал ответственность за Христово учение. Всюду пытался отстаивать Господню истину. Уже как епископ, возродил Каппадокийскую митрополию как православную. Поэтому в литургических текстах он прославляется, прежде всего, как идеальный епископ, своим учением защищавший православную веру. Этот святой относится к каппадокийским отцам, что присоединились к формированию христианской богословской и философской терминологии IV века. Василий Великий считается также реформатором богослужебной традиции. Его именем называется одна из центральных Евхаристических литургий, которую использует не только Византийская Церковь, но и много других Церквей. Практически каждая Восточная Церковь имеет свой вариант Литургии святого Василия Великого как одной из центральных. А его богословие пронизано библейским богословием.

В нашей церковной традиций существует три Литургии: святого Иоанна Златоуста, святого Иакова и святого Василия Великого. Обычно мы участвуем в воскресном Богослужении, которым преимущественно является Литургия святого Иоанна Златоуста. Однако есть дни, когда служится Литургия святого Василия Великого.

Эта Литургия раньше была центральной в Константинопольской Церкви. Но в X–XII веках её постепенно заменяет более лаконичная Литургия святого Иоанна Златоуста. Сначала Литургию святого Василия Великого совершали в воскресенье и дни больших праздников. И это отчасти сохранилось, ведь в воскресенье Великого поста совершают эту Литургию, а в остальные дни поста – Литургию Иоанна Златоуста. Замена одной Литургии другой это лишь победа лаконичного варианта. Литургия святого Василия Великого по своему уставу идентична Литургии святого Иоанна Златоуста. Большой разницы между этими богослужениями нет, разве когда они сочетаются с Вечерней. Однако отличаются молитвы этих литургий. Молитвы, которые приписывают святому Василию Великому, можно считать более «библейско обоснованными». Они практически сотканы из цитат Писания, длиннее, чем тексты святого Иоанна Златоуста.

Наверное, интересным пережитком прошлого является то, что в Украине в этот день празднуют Старый Новый год? Как нужно относиться к существованию ещё одного Нового года в нашем календаре?

Это вопрос календарей. Потому что, как и 1 января, так и 14 января речь идёт не о литургическом годе, а о светском начале года. Церковный календарь начинается 14 сентября. 14 января по юлианскому календарю – это 1 января (дата Нового года). Нужно дождаться дня, когда мы синхронизируем два вида светских календарей (юлианский и григорианский). Они не имеют ничего общего с церковной традицией.

А какие богослужения проводятся в этот праздничный день?

В этот день проводят богослужения Господского праздника. Накануне праздника служится Вечерняя с литией, а в сам день – Божественная Литургия святого Василия Великого.

Мы знаем, что святой Василий написал «Гомилии» – это такие постулаты монашеской жизни. Недаром в УГКЦ есть монашеский орден святого Василия Великого. Наверное, когда святой писал это произведение, то приспосабливал определённые критерии жизни монахов в тогдашних условиях. Должно ли, по вашему мнению, монашество идти в ногу со временем?

 

Беседовала Руслана Ткаченко

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...