«Будьте собой!» Послание Блаженнейшего Святослава к верующим УГКЦ и всем людям доброй воли по случаю стодвадцятипятилетия со дня рождения Патриарха Иосифа Слипого

четверг, 16 февраля 2017, 13:25
Господи, научи меня творить волю Твою, ибо Ты еси Бог мой (Пс. 143, 10). Дорогие во Христе братья и сёстры!

 

Семнадцатого февраля этого года исполняется 125 лет со дня рождения патриарха Иосифа Слипого – исповедника веры и многолетнего предстоятеля нашей Церкви. Синод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви поручил всем верующим на протяжении этого года почтить его память и молиться за его прославление здесь, на земле, среди лика блаженных и святых.

Жизнь патриарха Иосифа прошла в водовороте сложных и драматических событий ХХ века. Он, как никто другой, удостоился едва ли не всех тягот и страданий того исторического периода. Его жизненный путь пролегал на фоне революций и двух мировых войн, развала империй и постоянной смены государственных границ, он прошёл через тюрьмы, ссылки и, наконец, вынужденную эмиграцию... Патриарх соединил в себе опыт сотен тысяч или миллионов украинцев, для которых эти десятилетия стали настоящей via dolorosa per aspera ad astrа (крестной дорогой через тернии к звездам). Именно такой девиз – «Через тернии к звездам» – Иосиф Слипой поместил в 1939 году на своём епископском гербе. Его тайная хиротония состоялась в условиях гонений против Церкви во время первой советской оккупации Западной Украины. Митрополит Андрей Шептицкий, прикованный тяжёлой болезнью к инвалидному креслу, старался обеспечить дальнейшее руководство Церкви и искал личность, «которую не сломили никакие испытания». Молодой епископ Иосиф, наверное, чувствовал, что его служение будет дорогой сквозь тернии. Однако, как звезды для мореплавателя служат ориентиром, чтобы не потеряться в бурном море, так свет Христов, который просвещает всех, стал для будущего патриарха указателем в собственной жизни и в служении другим.

Он пришёл в этот мир подданным Австро-Венгерской монархии, а покинул его как изгнанник последней империи ХХ века – Советской. В детстве маленький Иосиф мечтал стать священником или учёным. С благословения и поддержки владыки Андрея Шептицкого он сумел осуществить и совместить эти два великих призвания, хоть внешние обстоятельства далеко не всегда способствовали их полной реализации. Его студенческие годы пришлись на тяжёлое время Первой мировой войны и отчаянных попыток нашего народа обрести независимость и объединиться в одно государство. Рукоположение в священники Иосиф Слипой получил из рук митрополита Андрея в сентябре 1917 года, когда наконец смог вернуться из русского плена. Высшие богословские студии в Инсбруке, а затем в Риме проходили в условиях послевоенной разрухи и большого общественно-политического и духовно-нравственного кризиса в Европе. В 1922 году, после завершения заграничного обучения, отец Иосиф вернулся уже в новую политическую реальность на родных землях, где было воссоздано Польское государство, в котором украинцы опять оказались в роли дискриминированного национального и религиозного меньшинства. Именно поэтому Глава Церкви поручил ему руководство Духовной семинарией, основание Украинского богословского научного общества и развитие греко-католической Богословской академии во Львове, ставших ведущими научно-образовательными центрами не только для церковной среды, но и в целом для украинской общественности Галичины.

А впереди было ещё большее испытание – Вторая мировая война. Украинские «окровавленные земли» попали в центр столкновения двух тоталитаризмов – гитлеровского и сталинского, каждый из которых строил свой «новый порядок» на костях миллионов невинных жертв и отрицании вековых христианских и общечеловеческих ценностей.

В ноябре 1944 года, после возвращения в Западную Украину большевистской власти и ухода в вечность митрополита Андрея, владыка Иосиф принял руководство нашей Церковью. Рассказывают, что даже высокопоставленный чиновник советских спецслужб, которого послали во Львов для координации плана насильственной ликвидации УГКЦ, увидев молодого владыку на похоронной процессии в архиерейском облаченнии, то ли с сожалением, то ли со «знанием дела», заметил: «Сколько крестов наложили на того епископа! Как это он все их вынесет?» А уже в ночь на 11 апреля 1945 года нового предстоятеля УГКЦ вместе с другими владыками и выдающимися священниками арестовали. Следующие 18 лет он провёл в застенках советской карательно-репрессивной системы, неутомимо и несокрушимо неся свой крест исповедника и укрепляя в надежде других. Глубокая вера в Бога, вера в то, что Провидение Господне должно сохранить Церковь, которую основал сам Спаситель и которую никто не сможет уничтожить, были для него духовными опорами и ориентирами, чтобы не потеряться среди колючих терний ужасных испытаний.

Получив освобождение в 1963 году благодаря стараниям св. папы Иоанна ХХІІІ и американского президента Джона Кеннеди и прибыв в Рим, митрополит Иосиф так никогда и не отрёкся от своего украинского (советского) гражданства. Хотя бы таким образом «депортированный без права возвращения» архипастырь хотел быть вместе со своим страждущим народом, хотя бы на расстоянии солидаризироваться со своими верующими, которые оставались «в доме неволи». Находясь на Западе, он приложил много усилий, чтобы найти и сплотить тех, кого материальная нужда или политические условия на Родине разбросали по всему миру. Патриарх-исповедник понимал, что без солидных духовных и интеллектуальных основ народ будет обречён на забвение своих корней, на растерянность и самоунижение, на полное покорение и ассимиляцию. Поэтому свои первые декреты «в свободном мире» владыка Иосиф Слипой выдаёт об учреждении и развитие двух институций: Украинского католического университета и собора Святой Софии. Несмотря на уже почтенный возраст, не жалея подорванных годами неволи сил и здоровья, он объезжал каждую нашу епархию и экзархат на поселениях, посещал чуть ли не каждый приход, собирая не только средства, но и сплачивая всех, «в рассеянии сущих» в единый, исполненный собственного достоинства народ Божий в своей поместной Церкви.

Патриарх и кардинал Иосиф Слипой не дожил всего несколько лет до того времени, когда Советский Союз зашатался и распался. Он почил в Бозе 7 сентября 1984 года, и лишь его бренные останки в августе 1992 года величественно и торжественно «вернулись» из Рима во Львов, после того как украинский народ обрёл свою государственную независимость, а преследуемая Церковь вышла из катакомб. Но настоящий покой для своей неутомимой души наш Великий патриарх завещал лишь тогда, когда «по воле Божьей и желанию Украинского Божьего народа поставят [его] гроб в подземельях обновлённого Собора Святой Софии в Киеве, как знак единства и соборности всего нашего народа и его объединенной Киевской Церкви. И над этой задачей нам всем ещё предстоит немало потрудиться, чтобы исполнить последнюю волю этого церковного мужа!

Размышляя над страницами жизнеописания патриарха Иосифа, можем предположить, что в молодости, мечтая о своём будущем, он и не думал, что ему придётся претерпеть, сколько бед и испытаний. Однако, как знаем из его воспоминаний, он всегда себя спрашивал: «Чего от меня ожидает Господь?» А ещё он часто размышлял над вопросом: «Что скажет однажды обо мне история, с чем я предстану перед Господом на Страшном суде Христовом?» Понятно, что Иосиф Слипой стал большим человеком не в какое-то одно мгновение. Изо дня в день он рос в молитве, святости, мудрости, в чувстве ответственности и, прежде всего, – в преданности Божьей воле.

Его жизнь, как и каждого из нас, была не прямой дорогой, а, скорее, лабиринтом, в котором каждый выбор был важен. Ведь на каждом повороте можно ошибиться, выбрав не ту дорогу. Чтобы не потеряться на этом пути, мы нуждаемся во внутреннем компасе, который будет подсказывать нам правильный путь. Слуга Божий Иосиф не искал ориентиров в преходящих идеях или напрасных надеждах. В своём послании «О соединении в Христе» (3 июня 1976 года) он обратился к своей пастве с простым советом: «Будьте собой!» Это состоянии «быть собой» рождается в каждом из нас в тот момент, когда мы в молитве к Отцу Небесному признаём Его волю относительно нашей жизни. И каждый из этапов биографии патриарха Иосифа обозначен этим знаком подлинности, в сердце которой пребывает Христос.

Он был собой, когда открыл в себе тягу к науке и посвятил этому всю свою жизнь не столько собственной академической работой, как созданием условий и институтов для других. Он был собой, когда почувствовал призвание к священству и отдал всего себя этому призванию, несмотря на ограничения и запреты совершать это служение. Он был собой, когда отказался от обещанной свободы и высоких должностей, если отречётся от своей Церкви. Он был собой, когда, попав на Запад, стал голосом и символом «молчаливой Церкви» в СССР и всех преследуемых безбожной тоталитарной властью. Он был собой, когда отстаивал право религиозной общины, которую возглавлял, на патриаршее достоинство. Только такая позиция дала ему возможность не зависеть от сногсшибательных изменений вокруг него и достойно пройти все эти перипетии истории.

Сегодня, когда мы часто слышим о том, что живём «текущее время» или даже в «эпоху постправди», когда всё вокруг постоянно меняется, нет ничего прочного и надёжного, истины не существует, есть лишь «точки зрения», прав тот, у кого власть и деньги, а известность можно получить дешёвыми лозунгами и обещаниями, − приглашение Иосифа Слипого «быть собой» снова приобретает исключительное значение.

Быть собой никогда не было легко, ещё труднее осуществлять своё призвание во времена неуверенности, которые мы сейчас переживаем. На первый взгляд, намного легче и комфортнее приспособиться к изменениям, приспособиться к внешним обстоятельства, отказаться от признания абсолютной Правды... Но горе человеку, который перестаёт быть собой, теряет себя. Жизнь патриарха Иосифа, воскрешение нашей Церкви из катакомб и её дальнейшее динамичное развитие свидетельствуют, что лишь тот преодолевает непостоянство и текучесть истории, кто постоянно в своей сердцевине остаётся тем, кем сотворил его Господь. Этот путь, хоть труден и тернист, всё же возможен и приносит человеку большое внутреннее удовольствие и радость именно потому, что он выполняет свой христианский долг и волю Божью и только так может быть собой.

Поэтому в юбилейный год нашего патриарха Иосифа призываем всех задуматься, кем мы есть и каково наше задание в этом земном паломничестве к вечности, в нашем сегодняшнем путешествии «сквозь тернии к звёздам». И пусть сам Господь Иисус Христос, который единственный есть путь, истина и жизнь, будет для нас той путеводной звездой, позволяющей преодолеть все преграды на этом пути истинного познания самих себя через Его крест и воскресение. Жизненная судьба патриарха Иосифа убеждает нас в том, что с глубокой верой и Божьей помощью человек несокрушимой воли, который не отрекается от своей Богом данной сущности, не изменяет своего призвания и осуществляет своё служение, при любых обстоятельствах победит в поединке со злом и неправдой.

Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

 

† СВЯТОСЛАВ

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день праздника Сретения ГНИХ, 15 февраля 2017 года Божьего

 

Отцов-пастырей просим зачитать это Послание, поделив его на две части, после каждой Божественной Литургии в субботу и воскресенье, 18 и 19 февраля этого года.

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...