Что такое Священное Предание и как человек может познать Бога?

понедельник, 28 декабря 2020, 13:11
Во второй части 28-го выпуска видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ объяснил, что такое Священное Предание. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше путешествие в раздумьях над тем, что означает верить. В прошлый раз мы говорили о Божием явлении, или, как иногда говорим, Божием откровении. Вспоминали, что наш Бог захотел, чтобы человек Его узнал и с Ним жил; Он пожелал явить себя человеку и рассказывает ему, кем для него является.

Мы рассматривали два признака Бога, который себя являет. Говорили о Боге Творце и Боге Спасителе.

Сегодня мы остановимся на том, каким образом человек может познавать Бога как Творца и Спасителя. Мы посмотрим на эту богочеловеческую динамику отношений с человеческой перспективы, потому что в прошлый раз мы размышляли над этим с Божьей перспективы. Речь шла о двух руках – Божьей и человеческой, которые изобразил Микеланджело в Сикстинской капелле. Мы говорили о той искорке жизни, которой Господь Бог призывает к себе человека и, очевидно, даёт ему возможность себя [Бога] узнать.

В этот раз мы поговорим о Священном Предании. Ведь мы познаём Бога в контексте истории отношений, определённого путешествия. Познать Бога, в частности из книг Священного Писания, означает пережить некое событие – пережить на собственном опыте Божью личность, приближающуюся ко мне и входящую со мной в общение.

У этого путешествия есть определённые этапы. Мы говорили, что его начало – это создание Богом человека. Но вершиной Божьего откровения является приход на землю в человеческой природе Сына Божия. Мы вспоминали уже слова Послания к евреям, в котором описывались различные этапы открытия Бога человеку и кульминация, полнота этого откровения (в ней Бог полностью сказал всё, что хотел сказать), которой является лицо воплощённого Сына Божьего Иисуса Христа.

Предание – это опыт апостолов, который можем пережить и мы

Понятие «Предание», или «Священная Традиция», означает иметь возможность пережить то же, что пережили апостолы, увидевшие присутствующего среди них Иисуса Христа, иметь возможность общаться с Сыном Божиим, присутствующим среди нас. Возможность переживать то, что переживали апостолы, – это сердцевина Предания. Мы передаём от одного поколения верующих людей к другому возможность личной встречи с живым Христом. Итак, содержанием, сердцевиной Христова Предания, в котором мы можем получить Божье откровение, есть возможность встретить воплощённого, присутствующего среди нас, живого воскресшего Спасителя.

О таком апостольском Предании, или Священной Традиции, в своём послании говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. В частности, мы читаем такие слова: «Что было в начале, что мы слышали, что видели своими глазами, осматривали и осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам жизнь вечную, которая была у Отца и нам явилась, – что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общее с нами. А наша общность – с Отцом и с его Сыном Иисусом Христом. И это мы вам пишем, чтобы радость была полной» (1 Ин. 1-4).

Поэтому Предание, которое имеет и которым живёт Христова Церковь, является ни чем иным, как возможностью видеть, слышать Слово жизни и касаться Его. Трогательные слова ... Апостол Иоанн, проповедуя своим слушателям о Слове жизни, то есть о воплощённом Сыне Божием, передавая полноту Божьего откровения, словно говорит: приглашаю и вас, дорогие верующие, пережить то же, что пережил я. Мы видели своими глазами нашего Спасителя – и вы можете увидеть. Мы слышали своими ушами – и вы можете услышать. Мы своими руками касались того Слова жизни – и вы можете коснуться. Потому что мы хотим, чтобы вы имели общность с нами, не только в тех чувственных элементах восприятия присутствия Божия лица, но и в том, что нас объединяет, вводит в отношение, в общение с тем, кто есть Вечной жизнью с Отцом во Святом Духе.

События, о которых слышим от апостолов, можно пережить и сегодня

Это означает, что события, о которых мы слышим от апостолов, можно пережить и сегодня. Всё богатство христианской жизни: наши праздники, наша Божественная Литургия, – являются возможностью пережить те события, о которых возвещает нам апостол. Все христианские праздники, крупнейшие среди которых Рождество, Пасха и другие крупные события нашего литургического года, – это те моменты, когда мы можем действительно услышать, увидеть и даже потрогать присутствующего среди нас Иисуса Христа, который является сердцевиной Предания, тем, кого передаём, чтобы иметь с Ним личную встречу, из поколения в поколение.

Я приглашаю каждого из вас открыться этой возможности встречи. В жизни Христовой Церкви, христианской общины, в нашем общении с Богом мы действительно можем услышать, увидеть, коснуться и пережить Слово жизни, – пережить живого Бога, присутствующего среди нас, который продолжает с нами свою историю спасения, делает это путешествие в вере возможным для меня и для вас, даёт возможность войти с Ним в отношение и слышать, слушать, открыться и принять того Бога, что сегодня в силу обстоятельств истории нашего времени ко мне обращается.

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...