Cлово Святейшего Отца Франциска в завершение встречи на тему «Защита несовершеннолетних в Церкви»

четверг, 07 марта 2019, 09:19
24 февраля, после Мессы в зале «папской славы» Апостольского дворца, в Ватикане, Святейший Отец Франциск обратился к участникам саммита на тему защиты несовершеннолетних в Церкви. Всемирный форум глав Восточных Церквей и президентов епископских конференций Католической Церкви проходил в Ватикане с 21 по 24 февраля. Встреча состоялась по инициативе папы Франциска с целью общецерковного осознания трагичности сексуального насилия над несовершеннолетними и с целью создания необходимых механизмов для их предотвращения. Подаём завершающее слово Святейшего Отца.

Дорогие братья и сёстры,

благодаря Господу, который сопровождал нас в эти дни, я хотел бы выразить благодарность всем вам за церковный дух и за ваше конкретное искреннее участие.

Наша работа привела нас к очередному признанию, что тяжёлая рана сексуального насилия над несовершеннолетними, к сожалению, – явление исторически распространённое во всех культурах и обществах. Лишь сравнительно недавно, благодаря изменению общественной осведомлённости, эта проблема стала предметом систематических исследований, а в прошлом она считалась табу – то есть все знали о её существовании, но никто о ней не говорил. Это также напоминает мне жестокую, в прошлом широко распространённую в некоторых культурах религиозную практику языческих обрядов – приносить людей, а часто и детей в жертву. Однако даже доступные сегодня статистические данные о сексуальных злоупотреблениях детьми, собранные различными национальными и международными организациями и органами (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Интерпол, Европол и другие), не отражают истинного масштаба этого явления, которое часто недооценивают, главным образом из-за того, что много случаев сексуальных злоупотреблений с несовершеннолетними не озвучиваются [1], особенно те многочисленные издевательства, которые были совершены в семейном кругу.

Фактически, жертвы редко делятся таким печальным опытом и ищут помощи [2]. За этим нежеланием делиться может стоять стыд, растерянность, страх мести, чувство вины, недоверие к институтам, культурная и социальная обусловленность, а также отсутствие информации о службах и структурах, которые могут оказать им помощь. К сожалению, отчаяние приводит к горечи, даже к самоубийству, или иногда к мести, которая заставляет делать то же самое. Единственным несомненным фактом является то, что миллионы детей мира являются жертвами сексуальной эксплуатации и сексуального насилия.

Важно было бы подать здесь общие данные – на мой взгляд, всегда только частичные, – которые были получены на глобальном уровне [3], а затем европейские, азиатские, американские, африканские цифры и данные Океании, чтобы получить представление о тяжести и глубине этой беды в наших обществах [4]. Во избежание ненужных дискуссий я хотел бы подчеркнуть, прежде всего, то, что упоминание мной некоторых стран имеет единственную цель ссылки на статистические данные, приведённые в вышеупомянутых отчётах.

Первая правда, вытекающая из доступных нам данных, говорит, что теми, кто совершает злоупотребления или насилие (физическое, сексуальное или эмоциональное), являются, прежде всего, родители, родственники, мужчины несовершеннолетних жён, тренеры и воспитатели. Кроме того, по данным ЮНИСЕФ за 2017 год по 28 странам мира, из 10-ти девушек, которые имели принудительные сексуальные отношения, 9 заявили, что стали жертвой знакомого или близкого семье лица.

Согласно официальным данным американского правительства, в Соединённых Штатах ежегодно более 700 тыс. детей становятся жертвами насилия и жестокого обращения, а Международный центр пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC) заявляет, что один ребёнок из десяти подвергается сексуальной эксплуатации. В Европе 18 000 000 детей являются жертвами сексуального насилия [5].

Если взять пример Италии, то отчёт «Telefono Azzurro» за 2016 год говорит, что 68,9% злоупотреблений происходят в стенах родного дома несовершеннолетних [6].

Театром насилия является не только домашняя среда, но и двор, в котором живём, школа, спортивные учреждения [7] и, к сожалению, церковное окружение.

Из исследований явления сексуального насилия над несовершеннолетними, проведённых в течение последних лет, также выяснилось, что развитие Интернета и средств массовой информации способствовало существенному увеличению количества случаев насилия и злоупотреблений, совершённых в сети Интернет. Быстрое распространение порнографии в мире через сеть привело к тому, что порнография приобрела устрашающие размеры, что негативно повлияло на психику и на отношения между мужчиной и женщиной, а также между ними и детьми. Это явление непрерывно растёт. Предметом значительной части порнографической продукции являются, к сожалению, несовершеннолетние, достоинство которых таким образом глубоко страдает. Исследования в этой области показывают, что процесс становится всё более пугающим и насильственным, дойдя до крайности жестокого насилия над детьми, которое заказывают и просматривают в прямом эфире в Интернете [8].

Здесь я хочу вспомнить Международный конгресс в Риме, посвящённый теме достоинства ребёнка в цифровую эпоху, а также первый Форум межрелигиозного альянса для более безопасных сообществ, который трактовал тот же вопрос в ноябре прошлого года в Абу-Даби.

Еще одним злом является сексуальный туризм: согласно данным Всемирной организации туризма 2017 года, ежегодно три миллиона человек путешествуют по миру, чтобы вступить в половые отношения с несовершеннолетними [9]. Важным является тот факт, что виновники таких преступлений в большинстве случаев не признают, что их действия являются собственно преступлением.

Итак, мы сталкиваемся с универсальной глубокой проблемой, которая, к сожалению, встречается почти повсеместно. Мы должны быть откровенны: универсальность этого зла, подтверждающая его тяжесть в наших обществах, [10] не делает его менее уродливым в лоне Церкви.

Бесчеловечность этого явления на мировом уровне становится ещё более серьёзной и скандальной в Церкви, ибо противоречит её нравственному и этическому авторитету. Монашество, избранное Богом для того, чтобы вести души к спасению, подвергается собственной человеческой слабости или своей болезни, делаясь таким образом орудием сатаны. В злоупотреблениях мы видим руку зла, что не щадит даже невиновности детей. Для этих злоупотреблений в отношении детей нет достаточных объяснений. Мы должны покорно и мужественно признать, что стоим перед тайной зла, которое бушует против слабых, потому что они являются образом Иисуса. Вот почему в Церкви теперь стало ясно, что необходимо не только попытаться остановить эти тяжёлые злоупотребления дисциплинарными мерами, гражданским и каноническим судом, а также решительно бороться с явлением как внутри, так и вне Церкви. Она призвана бороться со злом, которое поражает сердце её миссии: провозглашать Евангелие детям и защитить их от прожорливых волков.

Я бы хотел здесь чётко подчеркнуть: если в Церкви есть даже один случай злоупотреблений, который сам по себе является уже уродливым, к этому случаю мы подойдём со всей серьёзностью. Братья и сёстры, в оправданном гневе народа Церковь действительно видит отражение Божьего гнева, преданного и униженного шлепками этих нечестных монахов. Эхо тихого крика детей, которые вместо того, чтобы найти в них родительскую привязанность и получить духовных лидеров, встретили палачей, заставит дрожать сердца, бесчувственные от лицемерия и власти. Мы обязаны внимательно прислушиваться к этому подавленному тихому крику.

Поэтому трудно понять явление сексуального насилия над несовершеннолетними без учёта роли власти, поскольку оно всегда становится следствием злоупотребления властью, использование ниже положением презираемого, что позволяет манипулировать его совестью и психологической и физической слабостью. Злоупотребление властью также присутствует в других формах эксплуатации, жертвами которых являются почти восемьдесят пять миллионов забытых всеми детей: детей-солдат, молодых, занятых в мире проституции, детей голодающих, похищенных и часто - жертв ужасной торговли человеческими органами, или детей-рабов, детей – жертв войны, детей-беженцев, детей – жертв абортов и тому подобное.

Столкнувшись с такой жестокостью, с такой идолопоклоннической жертвой детей богу власти, денег, гордости, превосходства, эмпирических объяснений недостаточно. Эти объяснения не способны охватить широту и глубину драмы. И ещё раз позитивистская герменевтика проявляет свои пределы. Она даёт реальное объяснение, которое поможет нам принять необходимые меры, но не может дать нам содержания, объяснения явления. А сегодня нам нужны объяснения и содержание, которые помогут нам в сфере деятельности, но они оставят нас на полпути.

В чём же тогда заключается экзистенциальное «содержание» этого преступного явления? Учитывая его широту и человеческую глубину, сегодня это не что иное, как современное проявление духа зла. Без учёта этого измерения мы останемся далеко от истины и без реальных решений.

Братья и сёстры, сегодня мы сталкиваемся с проявлением зла – наглого, агрессивного и разрушительного. За ним скрывается и находится дух зла, который в своей спеси и высокомерии чувствует себя хозяином мира [11] и думает, что он победил. И я хочу сказать об этом вам с авторитетом брата и отца - конечно, малого и грешного, который однако является пастырем Церкви, председательствующей в милосердии: в этих мучительных случаях я вижу руку зла, не щадящего даже невиновности детей. И это заставляет меня вспомнить об Ироде, который от страха потерять свою власть приказал вырезать всех детей Вифлеема [12]. За этим стоит сатана.

И поэтому мы должны принять все практические меры, которые дают нам здравый смысл, наука и общество, поэтому мы не должны упускать из виду эту реальность и принимать духовные меры, как учит нас сам Господь, – смирение, обжалование самих себя, молитва, покаяние. Это единственный способ преодолеть дух зла. Таким образом победил Иисус [13].

Так целью Церкви будут слушания, защита, охрана и забота о детях, подвергшихся насилию, эксплуатации и забвению, где бы они ни были. Для достижения этой цели Церковь должна подняться над всей идеологической полемикой и журналистской политикой, которая в разных интересах часто использует трагический опыт детей.

Теперь пришло время работать вместе, чтобы искоренить эту жестокость из тела нашего человечества, приняв все необходимые меры, которые уже действуют на международном и церковном уровне. Наступило время найти правильный баланс всех ценностей, поставленных на карту, и выработать единые руководящие принципы для Церкви, избегая двух крайностей – пародии справедливости, спровоцированной чувством вины за прошлые ошибки и давлением масс-медийного мира, и самообороны, которая не даёт ответа на причины и последствия этих тяжких преступлений.

В этом контексте я хотел бы отметить «Лучший опыт», сформулированный под эгидой Всемирной организации здравоохранения [14] группой десяти международных агентств, которые разработали и одобрили пакет мер под названием INSPIRE – то есть семь стратегий для прекращения насилия над детьми [15] .

Используя эти руководящие принципы в своей законодательной деятельности и благодаря проведённой работе Папской комиссии по делам защиты несовершеннолетних, а также вкладу этой встречи, Церковь сосредоточится на следующих измерениях:

 

1. Защита детей. Главной целью любого мероприятия является защита детей и предотвращения их преобразования в жертву любого психологического и физического насилия. Поэтому необходимо изменить менталитет для борьбы с оборонно-реактивным отношением защиты института в пользу искреннего и решительного поиска добра общества, предоставляя приоритет жертвам любых злоупотреблений. Перед нашими глазами всегда должны стоять невинные дети, вспоминая слова Учителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и потопили его во пучине морской... От соблазнов горе миру, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 6-7).

2. Безупречная серьезность. Я хотел бы повторить, что «Церковь будет неустанно делать все необходимое для привлечения к ответственности любого, кто совершил такие преступления. Церковь никогда не будет пытаться скрыть или недооценить любой из случаев» (Обращение к Римской курии 21 декабря 2018). Согласно её убеждению, «грехи и преступления монашества окрашивают ещё более тёмными цветами неверности, позора и деформируют лицо Церкви, подрывая её авторитет. На самом деле, Церковь вместе со своими верными сынами тоже становится жертвой этой неверности и этих настоящих преступлений хищения» (Там же).

3. Настоящее очищение. Несмотря на принятые меры и прогресс в предотвращении злоупотреблений, необходимо делать акцент на обновлённом и постоянном долге святости священников, уподобление которых Христу Доброму Пастырю является правом народа Божия. Подчёркивается «крепкая воля со всей силой продолжать путь очищения, задумываясь над тем, как защищать детей; как избежать таких трагедий, как лечить и реинтегрировать жертвы; как укрепить семинарское образование [...] Мы постараемся трансформировать совершённые преступления в возможность для искоренения этой раны не только из тела Церкви, но и всего общества» (Там же). Святой страх Божий заставляет нас обвинять себя – как человека и как институцию – и исправлять собственные ошибки. Обвинять самих себя: это разумное начало, связанное со святым страхом Божиим, научиться обвинять себя, как человек, как организацию, как общество. И мы не должны поддаваться соблазну обвинения других, создавая для себя алиби, которое отдаляет нас от реальности.

4. Образование. Потребность отбора и формирования кандидатов на священство не только по отрицательным критериям, главным образом связанным с исключением проблемных лиц, но и положительным – предложить путь сбалансированного обучения соответствующих кандидатов, ведущего к святости и добродетели чистоты. Святой Павел VI в своей энциклике Sacerdotalis caelibatus писал: «Такая жизнь, которую должен вести холостой священник, жизнь внутренняя и внешняя, интенсивно посвящённая делам Божьим, исключает недостаточно психофизически и морально сбалансированных лиц, и нельзя ожидать, что благодать заменит их природу» (№ 64).

5. Укреплять и проверять направляющие принципы епископских конференций. А именно подтвердить необходимость единства епископов в применении критериев, имеющих значение норм, а не только направляющих принципов. Ни одно злоупотребление никогда не должно быть сокрыто (как это было обычно в прошлом) и недооценено, поскольку сокрытие злоупотреблений способствует распространению зла и ещё больше провоцирует скандалы. В частности, необходимо разработать новый эффективный подход к профилактике во всех учреждениях и средах церковной деятельности.

6. Сопровождение людей, над которыми надругались. Зло, которое они пережили, оставляет на них неизлечимые раны, которые проявляются в злобе и тенденциях к самоуничтожению. Поэтому Церковь должна предоставить им всю необходимую поддержку, используя опыт экспертов в этой области. Слушать их, я позволю себе сказать, «тратить время» на их выслушивание. Это исцеляет раненого, а также исцеляет нас от эгоизма, от удаления, от «меня это не касается», от отношения священника и левита из притчи о добром самаритянине.

7. Мир технологий. Защита несовершеннолетних должна учитывать новые формы сексуального насилия и злоупотребления любого рода, угрожающие им в среде, в которой они живут, и через современные средства, которыми они пользуются. Семинаристы, священники, монахи и монахини, работники пастырского служения и все остальные должны знать, что цифровой мир и использование его средств часто имеют большее влияние, чем нам кажется. Нам нужно призывать страны и органы власти принимать все необходимые меры для ограничения веб-сайтов, которые угрожают достоинству мужчины, женщины и, в частности, несовершеннолетних. Братья и сёстры, преступление не может иметь права на свободу. Категорически необходимо максимально решительно противостоять этим отвратительным явлениям, следить и бороться так, чтобы развитие детей не искажалось их бесконтрольным доступом к порнографии, которая оставит глубокие негативные следы в их уме и душе. Мы должны приложить все усилия, чтобы молодые мужчины и женщины, особенно семинаристы и духовенство, не становилась рабами зависимостей, основанных на эксплуатации и уголовных злоупотреблениях невиновных лиц и их изображений, а также на пренебрежительном отношении к достоинству женщины и к человеческой личности. Здесь мы обращаем внимание на новые нормы «о тяжких преступлениях», одобренные Папой Бенедиктом XVI в 2010 году, когда было добавлено новое преступление «приобретение, хранение или распространение кем-то из духовенства любым образом и любыми средствами порнографических изображений несовершеннолетних». Тогда речь шла о «детях в возрасте до 14 лет», а теперь мы считаем необходимым поднять этот возрастной лимит, чтобы расширить защиту несовершеннолетних и подчеркнуть тяжесть этих фактов.

8. Сексуальный туризм. Поведение, взгляд, душа учеников и слуг Иисуса должны уметь распознать образ Бога в каждом человеке, начиная с невинных. Только исходя из этого радикального уважения к достоинству другого мы можем защитить его от всепроникающих сил насилия, эксплуатации, злоупотребления и коррупции, надёжно служить ему на пути его целостного человеческого и духовного роста во встрече с другими и с Богом. Для борьбы с сексуальным туризмом необходимы строгие меры юридического характера, а также поддержка и проекты реинтеграции жертв этого преступного явления. Церковные общины призваны укрепить пастырскую опеку над людьми, которые пострадали от сексуального туризма. Среди них наиболее уязвимы и нуждающиеся в особой помощи женщины, несовершеннолетние и дети; последние, однако, требуют наибольшей защиты и внимания. Государственные органы должны в первую очередь и срочно противодействовать торговле и экономической эксплуатации детей. С этой целью важно координировать усилия на всех уровнях общества и тесно сотрудничать с международными организациями для создания правовой базы, защищающей детей от сексуальной эксплуатации в туризме и позволяющей уголовно преследовать преступников [16].

 

А сейчас позвольте мне искренне поблагодарить всех священников и монашество, кто верно и преданно служат Господу и чувствуют себя униженными и дискредитированными позорным поведением некоторых своих собратьев. Все мы – Церковь, богопосвящённые лица, Божий народ и даже Сам Бог - несём на себе бремя их неверности. От имени всей Церкви я благодарю большинство священников, которые не только верны целибату, но и жертвенно посвящают себя служению, которое сегодня стало ещё тяжелее из-за скандалов немногих (но их всё равно слишком много) собратьев. Благодарю также верующих, которые хорошо знают своих добрых пастырей и продолжают молиться за них и их поддерживать.

Наконец, я хотел бы подчеркнуть важность трансформации этого зла в возможность для очистки. Посмотрим на лицо Эдиты Штайн – Святой Терезы Бенедетти от Креста – с уверенностью, что «в темную ночь рождаются самые большие пророки и святые. Однако животворный ток мистической жизни остаётся невидимым. Безусловно, на решающие события в истории мира повлияли души, о которых в исторических книгах ничего не сказано. А то, какие души мы должны благодарить за решающие события в нашей личной жизни, мы будем знать только в тот день, когда всё скрытое станет явным».

Святой верный Божий народ в своей ежедневной тишине, во многих формах и способах продолжает делать видимым и свидетельствовать с «упорной» надеждой, что Господь не отказывается, что поддерживает постоянную и во многих ситуациях многострадальную преданность своих детей. Святой и терпеливый верный Божий народ, поддержанный и оживлённый Святым Духом, является лучшим лицом пророческой Церкви и в своём ежедневном самопожертвовании ставит Господа в центре своей жизни. Именно этот святой Божий народ освободит нас от чумы клерикализма, что является благодатной почвой для всех этих позорных явлений.

Лучшим достижением и самым действенным решением, которое мы можем предложить жертвам, народу Святой Матери Церкви и всему миру, станет стремление личного и коллективного обращения, смирения учиться, слушать, помогать и защищать наиболее уязвимых среди нас.

Я решительно призываю все структуры власти и отдельных лиц всесторонне бороться с жестоким обращением с детьми в сексуальном контексте и в других ситуациях, потому что эти отвратительные преступления надо стереть с лица земли. Именно этого требуют многочисленные жертвы, скрытые в семьях и в других средах общества.

 

Ватикан, 24.02.2019

 

N.B. Текст оригинала на итальянском языке и ссылки на источники можно найти по ссылке http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2019/february/documents/papa-francesco_20190224_incontro-protezioneminori-chiusura.html

 

Перевод с итальянского Секретариата Главы УГКЦ в Риме


ПУБЛИКАЦИИ

Где можно встретить Бога? (О том, что Церковь – это не только стены храма)30 ноября

В 29-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ предложил посмотреть на Церковь Христову как на...