«Давняя позиция Ватикана – быть над конфликтом, но это не то, чего ожидают сегодня католики Украины и мира», – Анатолий Бабинский

пятница, 15 апреля 2022, 21:52
Перспектива символического участия украинки и россиянки в Крестном пути по сценарию Ватикана является жестоким оскорблением для Украины и полным непониманием реалий войны. Об этом сегодня говорит украинское общество, а свою позицию по этому поводу высказали церковные и общественные деятели. В «Хорошем разговоре» с Тарасом Бабенчуком об этом говорил историк Анатолий Бабинский – религиовед, сотрудник Института истории Церкви УКУ.

Что может означать такая идея Ватикана сейчас, в очень болезненную фазу этой войны, которую уже назвали геноцидом украинцев? Чем руководствовался Святой Престол, ставя на этой Крестной дороге рядом символическую жертву и агрессора? Можно ли трактовать этот «замирительный» жест Ватикана как попытку отвести ответственность от России и её граждан?

«Идея и сценарий такого Крестного пути составляется заранее, и, думаю, она была прописана раньше: наверное, кому-то пришло в голову в эту Страстную неделю показать добрый жест примирения на фоне войны, – говорит Анатолий Бабинский. – Но тот, кто это придумал, не до конца понимал или не хотел понимать контекста и реальности ни войны в Украине, которую уже прямо называют геноцидом, ни ситуации в России, где, по соцопросам, эта война поддерживается абсолютным большинством населения. Человек, который всё это придумал, совершенно не учитывал этот контекст. Разве эти женщины действительно могут представлять Украину и Россию? Нет. Свои личные семейные отношения в Италии – возможно, да, но не отношения государств, в частности, сейчас».

Реакция разных частей украинского общества на эту идею была очень чёткой. Об этом высказался Отец и Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав и представители Римско-Католической Церкви – папский нунций Висвальдас Кульбокас и епископ Виталий Кривицкий, а также украинские интеллектуалы (например, Мирослав Маринович) и церковные деятели.

«Возмущение было лавинообразным и абсолютно справедливым, на мой взгляд, – комментирует Анатолий Бабинский. – Католики в Украине отреагировали негативно и призывают этого не допустить. Солидаризируюсь с ними, это общий голос римо- и греко-католиков Украины».

Как и почему возникла такая экстравагантная идея, которая принесёт немалый вред, в том числе и самому Ватикану, можно лишь догадываться и реконструировать ход мыслей их авторов.

«Спиндоктор папы о. Антонио Спадаро ещё раньше объяснял, что это жест не политический, а пастырский. Однако это именно политический жест: в этих условиях невозможно что-то сделать неполитическим», – говорит Анатолий Бабинский.

Является ли автором этой идеи сам Папа Франциск или кто-то из приближённых, можно лишь догадываться, считает историк: «Задаётся определённая тема – и над этим работает целая команда: это касается и катехиз, и энциклик, и других вещей. Это работа курии, которая помогает Папе в его пастырской деятельности. Поэтому, конечно, сам Папа этого не пишет, но, наверное, подаёт тезисы и перечитывает готовый текст».

«Есть определённая инерция в выстраивании отношений Святого Престола с Россией, русской культурой и Русским Патриархатом, и эта инерция имеет свои исторические корни, – комментирует Анатолий Бабинский использование цитат Достоевского в одной из последних катехиз Папы Франциска. – Могу обнадёжить: эта инерция понемногу меняется, потому что 50 лет назад было ещё труднее доносить определённые вещи. Второй момент: давняя позиция Ватикана – быть над конфликтом, чтобы сохранить площадку для переговоров. Но это тоже устарело и это не то, чего ожидают католики Украины и мира. Они ожидают, что голос Папы будет голосом морального авторитета, который чётко очерчивает добро и зло, чётко называет, где жертва и где – агрессор. И в этом – самая большая Искра, потому что Святой Престол и его дипломаты считают, что лучше быть переговорщикам, а католический мир ожидает моральной позиции».

Историк обращает внимание и на то, что надо учитывать ещё один момент: российские власти и Церковь очень хорошо понимают эти принципы ватиканской дипломатии и посылают сигналы, что признают Ватикан нейтральной площадкой для переговоров. «Но это только инструментализация Ватикана для достижения своих целей. Не нужно также исключать фактор, что в Ватикане есть люди, которые имеют пророссийские позиции и влияют на то, какая риторика звучит: не раздражать Россию, признать какую-то справедливость требований или ультиматумов, выдвигаемых РФ. Справедливо сказать, что сам Папа Франциск не до конца понимает нюансы современной Восточной Европы и полагается на советников. А среди них есть очень много людей, которые, скажем так, сочувствуют России. Папа же полагается на информацию, которую ему подают».

Анатолий Бабинский считает, что Папе Франциску следовало бы улучшить качество коммуникации – в частности, больше контактировать с епископами из Восточной Европы и, особенно сейчас, из Украины: «Да, в церковных структурах всегда существует градация позиций – кто-то говорит мягче, кто-то – жёстче. Мы видели, что заявления европейского или североамериканского епископата гораздо яснее, чем то, что говорит Ватикан. Понятно, что Ватикан имеет определённую историческую траекторию и механизм действий – неназывание виновников. Ватикан действует так давно, начиная с XIX века, особенно с Первой мировой войны. Правильная ли это позиция? По-моему, нет. Данная ostpolitic может и должна измениться – это не незыблемая позиция, которая должна быть вечно. Думаю, наша ситуация поможет сдвинуть эту траекторию – в том плане, что папство просто теряет моральный авторитет в мире».

 

Оксана Козак,

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...