«Для священников и верных я стараюсь быть отцом, братом и другом», – владыка Дионисий Ляхович в интервью

пятница, 04 декабря 2020, 13:02
О пути к епископскому служению и собственных жизненных ценностях и приоритетах, о попытке сплотить священников в одну семью и развитии Украинской Греко-Католической Церкви в Италии «тихими строителями» владыка Дионисий Ляхович рассказал в интервью для фильма «Церковь в эмиграции: Италия» (премьера его ожидается весной 2021 года). Ниже приводим текстовую версию беседы с тогда ещё апостольским визитатором (интервью было записано 26 ноября 2018 года), а ныне – первым экзархом для верующих УГКЦ в Италии.

– Владыко Дионисий, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к епископскому служению в Италии.

– Прежде всего, я монах и священник. Моя дорога к монашеству и священствау не была лёгкой, была тяжёлой. Я пережил большой кризис, однако он дал мне шанс поразмышлять над собственным призванием и, наконец, полноценно отдаться службе Господу. Итак, я сделал такой переход от кризиса к полному посвящению. Могу сказать откровенно, что я себя абсолютно посвятил службе Богу и всегда был готов на всё, что давала мне жизнь.

Когда меня рукополагали в священники, потом епископы, моя единственная молитва была о том, чтобы я сумел дать проводить себя Святым Духом. Ничего другого я не просил. Просил только, чтобы смог принять всё. Думаю, в этом я был последователен и, пройдя через все вызовы, которые ставила передо мной жизнь, я никогда не сказал: «Нет».

С первым таким вызовом, большим вызовом, я встретился тогда, когда Украина стала независимой. Через месяц после провозглашения независимости настоятели позвали меня на служение в Украине. Я поехал сразу, не мешкая. Ответил, что, если такова Воля Божья – я иду. Я пошёл. Это были очень тяжёлые времена: монастыри были разбиты, зима, нечем было согреться. Мы много натерпелись с моим другом отцом Тарасом. Но на это мы были посланы. И поэтому я с самого начала своего служения, особенно тогда, когда я поехал в Украину, чувствовал себя миссионером, то есть посланным на служение.

 

            «Я среди вас тот, что служит», – лозунг владыки Дионисия.

 

Изначально у меня было такое понятие, такой евангельский девиз: «Я среди вас тот, что служит». Я пришел не искать какой-то славы, власти или чего-либо другого, но только – чтобы послужить. «Я среди вас тот, что служит». Поэтому, когда я приехал в Украину, я приехал именно с этим чувством – послужить. Это чувство со мной по сей день.

Когда меня выбрали протоархимадритом василиан, я поехал в Рим, после чего снова вернулся в Украину, где меня позвали быть ректором. Правда, недолго я там был, поскольку Блаженнейший Любомир Гузар призвал на епископство.

Сначала меня назначили в Киев. Там я занимался эмигрантами в мире, где не было наших структур, кроме Италии, Испании и Ирландии. После этого меня назначили Апостольским визитатором в Италию и Испанию. И так я начал исполнять здесь моё служение.

 

            «Первое, что я хотел здесь сделать, – создать среди священников семью», –      владыка Дионисий Ляхович.

 

Первое, что я хотел здесь сделать, – это создать среди священников семью, Койнонию, общение. Для того, чтобы мы могли сотрудничать, чтобы были радостными, чтобы мы могли работать над построением Царства Небесного. Эта работа продолжается и по сей день.

Однако уже сейчас видим большой прогресс в этом деле: думаю, наше священническое сообщество здесь, в Италии, уже творит семью. Мы теперь больше сотрудничаем, стараемся делать то, что можем. Собственно, те сообщества, которые есть сегодня в Италии, развились благодаря работе наших священников.

Создание Церкви означает образование сопричастия любви, доброты, сотрудничества. Над этим мы работаем. Эта работа ещё не завершена, она должна продолжаться, потому что не всё ещё нам удаётся. Ведь мы люди и поэтому не всё можем делать в совершенстве. Однако этот процесс движется вперёд, создавая Церковь, прежде всего, среди священников – сообщество любви, семьи, радости, даже юмора.

              

            «Я чувствую себя среди людей, как эмигрант среди эмигрантов», – владыка         Дионисий Ляхович.

 

Вторая вещь – моё отношение к людям. Прежде всего, я стараюсь проповедовать Евангелие, не как катехизацию, а как евангельский образ жизни. Пытаюсь провозглашать Евангелие во время проповедей и стараюсь, чтобы сама Литургия была молитвой, встречей человека с Богом. Чтобы человек, пришедший в храм, смог открыть себя перед Богом и выявить то, чем он живёт, ничего не скрывая перед Богом. Встретиться с Богом необходимо, и лучше встречаться с Ним уже сейчас, во время жизни, чтобы потом эта встреча была действительно встречей «Маран ата» («Приди, Господи Иисусе!»).

Я всегда чувствую себя среди людей, как эмигрант среди эмигрантов. Я тоже эмигрант. Я родом из далекой эмиграции, уехалвшей в Бразилию. И я уже 27 лет «толкусь» по миру. В 1991 году я уехал из Бразилии в Украину и по сей день остаюсь эмигрантом. Поэтому всё то, что эмигрантская жизнь подаёт, я очень хорошо понимаю: ты всегда становишься меньшинством со всеми его последствиями, ты не над всеми. Я понимаю наших эмигрантов. Я стараюсь помочь им, сопровождать их, поддерживать их, и, особенно теперь, слушать их. Ведь каждая эмигрантская жизнь имеет много боли, и эмигранту иногда не с кем поговорить, нет никого, кто бы его послушал, поэтому я стараюсь хотя бы выслушать. Даже в Исповеди. Я не даю много советов при Исповеди, стараюсь больше слушать. Только тогда, когда я услышал, могу дать какой-то совет.

 

            «Нам нужно идти навстречу», – владыка Дионисий Ляхович.

 

Я считаю, что нам нужно идти навстречу. Я всегда старался идти навстречу нашим людям. Не морализировать, а сопровождать их, прежде всего.

Для священников и верных я стараюсь быть отцом, так, как этого требует Иоанн Павел II в адгортации «Пастырь стада»: «Епископ должен быть отцом, должен быть братом, должен быть другом». Поэтому со священниками моё положение как отца, брата, друга. Мы идём вместе, мы братья, мы друзья, у нас один Отец, что на небе, и поэтому, сотрудничая, мы шагаем вместе – не для себя, а для создания Царствия Божия.

Так же и для верующих стараюсь быть отцом и братом. Я не должен бояться их, а они не должны бояться меня. Как и священники не должны бояться меня, и я тоже не должен бояться священников.

Я василианин. А святой Василий говорил: «Будь слабый со слабыми и будь твёрд с сильными». Поэтому, если кто-то хочет быть сильным со мной, я тоже стараюсь быть сильным с ним, а если кто-то хочет быть слабым со мной, я стараюсь быть слабым с ним. Я стараюсь понять проблемы того или иного человека, сочувствовать ему.

Вот таково более или менее моё служение – быть, прежде всего, отцом, быть братом, быть другом для всех: священников и людей. И идти навстречу.

– Какой Вы увидели УГКЦ в Италии в 2009 году, когда приехали сюда на служение как епископ? Какими были Ваши первые архиерейские шаги?

– Прежде всего, когда я приехал в 2009 году, чтобы начать пастырскую работу, здесь было уже сформировано много сообществ. Думаю, что их насчитывалось около 75. Так вот, я поступил на работу, которую передо мной делали другие. Апостольским визитатором тогда был владыка Глеб Лончина, я лишь продолжил его работу.

В то время я старался, прежде всего, работать со священниками. Мы устраивали собрания, где обсуждали насущные вопросы. Сначала, возможно, было больше критики, чем сотрудничества, но постепенно и работа со священниками принесла свои плоды.

Я также старался посещать сообщества. Почти каждое воскресенье я посещал различные общины. Так медленно приходы прирастали верующими. Вместе с тем, росло также и чувство сообщества.

– Чем, по Вашему мнению, владыко, пастырство в Украине отличается от пастырства в Италии?

– У меня нет опыта пастырской работы в Украине. Я только по приглашению посещал некоторые общины, например, на праздники. В Украине я занимался преимущественно исследованиями. Я был преподавателем, преподавал постоянно. Был воспитателем-преподавателем, ректором-директором учебных заведений. Поэтому в Украине у меня больше учебной практики, чем пастырской.

Я даже боялся в Украине венчать или крестить. Я никого не крестил в Украине, потому что боялся что-то не так сделать. Ведь потом, знаете, могут быть разные комментарии.

Я только один раз венчал в Украине, и, к сожалению, с головы невесты упал венец. Было страшно. Сначала была такая хорошая атмосфера, все радовались, веселились. А как только упал венец на землю, всё стало будто обледенелым. Я не мог больше развеселить, поднять духом полную церковь гостей. Я говорил, что это свадьба будет очень красивой, что брак будет счастливым, но ничего не помогло. Потом я пошёл на кухню, и там тоже все были печальны.

Но что случилось! Через 10 лет после этого (я уже и забыл ту свадьбу) приходят ко мне та семья: отец, мать, несколько детишек. И они говорят мне: «Мы растём в любви изо дня в день. Наша общая жизнь очень хорошая, у нас замечательные детки. Бог нас благословит». Поэтому, видите, что не от венца зависит супружеское счастье.

Так что, поскольку в Украине я больше занимался школой, чем пастырской службой, я не могу сравнить пастырскую жизни здесь, в Италии, с пастырством в Украине.

– Владыко Дионисий, какие ценности заложены в основе украинской диаспоры в Италии?

– Первое, люди приехали сюда заработать на хлеб. Мы выехали из той страны, которая может накормить всю Европу, и приехали заработать на хлеб здесь, среди камней, в горах.

Но в этом находим также большой шанс для наших людей. Прежде всего, наши эмигранты выучили различные языки (чего не могли получить в Украине) – знают немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, португальский и другие языки. Стали многокультурными.

Кроме того, эмиграция стала тоже даром. Наши соотечественники является даром для Италии. Итальянские епископы признают, что наши эмигранты пришли сюда, чтобы послужить старикам и детям, и они принесли веру.

 

            «Теперь имеем возможность научиться быть католиками», – владыка Дионисий       Ляхович.

 

Это шанс и для Церкви. Я не раз повторял, что мы теперь имеем возможность научиться быть католиками. Быть католиками – это не только быть латинянами: быть католиками означает принять других, кто не является латинянами. И потому это большая школа. Именно поэтому эмигранты стали даром для Церкви в Италии.

Так, за рубежом мы можем многое получить, много увидеть, многому научиться и принести это всё в Украину. Украина обогащается тем, что эмигранты, возвращаясь, приносят с собой полученное на чужбине.

– А почему свою книгу об УГКЦ в Италии Вы назвали «Тихие строители»?

– Я убеждён, что присутствие нашей Церкви в Италии – это не только труд наших сообществ, это не только труд священников, это – труд, особенно, женщин. Потому что это инициатива женщин – звать священников, просить у епископа священников, чтобы пришли и послужили. Эти все сообщества – это тоже труд женщин. Поэтому я их называю тихими строителями. О них не говорится почти; говорится о священнике, который основал общину, о епископе, который был, но о тех женщинах не говорится. Именно поэтому они являются тихими строителями, теми кирпичиками, которых не видно, но которые становятся основой сооружения.

 

Над интервью работали

о. Тарас Жеплинский и Николай Мудрык


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...