Дрогобычские мученики о. Северин Бараник, о. Аким Сенькивский и о. Владимир Байрак

воскресенье, 23 июня 2018, 00:11
27 июня вспоминаем 28 новомучеников нашей УГКЦ, которые были объявлены блаженными папой Иоанном Павлом II во время его визита в Украину в 2001 году. Среди тех, кто жизнью и мученической смертью засвидетельствовал свою верность Богу, Церкви и украинскому народу, были и дрогобычские отцы василиане Северин Бараник, Аким Сенькивский и Виталий Байрак, которые служили в храме Святой Троицы (ныне это кафедральный собор Самборско-Дрогобычской епархии УГКЦ).

В архивах местного музея «Дрогобыччина» хранятся документы, письма, фотографии, связанные с именами Свято-Троицких мучеников. Просто чудом уцелевшие, несмотря на советское атеистическое прошлое, эти реликвии интересны тем, что не только подтверждают уже известные, но и открывают новые факты из жизни священников.

 

Отец Северин (Стефан) Бараник родился 18 июля 1889 года в Угневе, возле Равы (Львовская обл.). С 1900 по 1903 год учился в Перемышльской гимназии. В орден Святого Василия Великого вступил 24 сентября 1904 года в Крехове. В 1907 году дал свои первые монашеские обеты, а схиму принял 21 сентября 1910 года.

Философско-богословское образование проходил в монастырях Провинции, а завершал его, в связи с российской оккупацией Галичины, в Загребе, где в монастыре хорватских францисканцев 14 февраля 1915-го принял святое Таинство Священства. После возвращения на родную землю он был назначен в Жовковский монастырь, где работал катехизатором и редактировал детский журнал «Наш друг», открывая детям глаза на Божью любовь.

26 ноября 1931 года иеромонах Севериан прибывает в Дрогобыч, куда был назначен игуменом монастыря отцов василиан и администратором церкви Св. Троицы. В Дрогобыче он руководил Апостольством молитвы, Марийской дружиной для детей и домохозяек, был писателем, исповедником, проповедником, миссионером. Его ревностное служение не ограничивается только работой в храме, но выходит и за его пределы.

Иером. Севериан вскоре стал хорошим другом молодёжи, он интересовался и спортивной жизнью края, был энергичным общественным деятелем и членом городского совета, в 1932-1939 годах был заместителем председателя «Просвещения» Дрогобыччины.

 

В 1938 году, а именно 5 октября, из Львова в Дрогобыч назначен сотрудником прихода Пресвятой Троицы отец Аким Сенькивский, который с первых дней получил приверженность своим блестящим проповедническим талантом и умением быть понятным интеллигенту и рабочему, старшему и младшему. Он был всегда вежлив и приветлив. Чувствовалось, что в этом человеке за врождёнными скромностью и достоинством кроется настоящий Христов слуга. С его приходом в Дрогобыче оживилась пастырская приходская работа.

А родился будущий иеромонах 2 июля 1896 года в с. Великие Гаи возле Тернополя. Отец его  ̶ опытный хозяин, который умело обрабатывал 40 моргов пахотной земли, ухаживал за скотом, держал пасеку, которая насчитывала триста ульев. Это была тяжёлая работа, требующая участия всех членов семьи. Поэтому все дети вырастали трудолюбивыми, с чувством долга и уважения к людям. Отец Ивана не жалел денег на обучение и воспитание детей, а воспитывались они в христианско-религиозном и национально-патриотическом духе. Такие действия и жизненная позиция отца были хорошим примером для семьи. Поэтому понятно, что оба сына: Иван (позже Аким, ОСВВ) и Владимир решили стать священниками.

Теологическое образование Иван получил во Львове. 4 декабря 1921 года в кафедральном соборе Святого Юра был рукоположён в священники. Впоследствии в г. Инсбрук (Австрия) получил степень доктора богословия. Однако его праведная душа не удовлетворилась этим на духовной дороге, а хотела пойти дальше на выбранном жизненном пути – постричься в монахи. Он и осуществил это, поступив в новициат отцов василиан в Крехове 10 июля 1923 года.

В период с 1925 по 1927 год работал сотрудником в приходе с. Краснопуща на Тернопольщине, а в 1927–1931 годах был профессором гуманистических наук при монастыре в Лаврове, где преподавал украиноведение, латынь, общую историю, географию и химию. Кроме того ему поручили ещё и катехизацию в местной школе и в селе Линына.

В 1932 году иерм. Аким был назначен во Львов, где руководил Марийским обществом домохозяек и гимназистов, Апостольством молитвы. Часто, особенно во время Великого Поста, проводил реколекции, а в течение года – миссии. Написал хронику Львовского монастыря. Иерм. Аким Сенькивский имел дар от Бога в общении с людьми, особенно с молодёжью.

Совместное служение отцов Бараника и Сенькивского в Дрогобыче было очень насыщенным, но недолгим. Поскольку в скором времени пришли в Галичину «освободители», навязывая новые порядки, и потребовали прекратить деятельность монастыря. Энкаведисты запретили иером. Севериану покидать стены Свято-Троицкого монастыря, мотивируя это военным временем, хотя им говорили, что деятельность ревностного священника ограничена тем, что он провозглашает правды Божии. Так же и популярность и проповеди златоустого проповедника о. Сенькивского, что сеял в сердцах верующих глубокую любовь к Иисусу Христу и Матери Божьей, были солью в глазу большевиков. Своими проповедями о. Аким умел держать народ в постоянном подъёме духа и давать надежду на лучшее завтра. На его проповедях, которые были горячими, полными любви к Богу и Украине, церковь была заполнена верующими. Профессора отца Сенькивского не раз вызывали на «беседы», во время которых у него требовали прекратить пастырскую деятельность. Но он с ещё большей силой и рвением организовывал людей на сохранение верности Церкви. Верующие неоднократно советовали иером. Баранику и о. Сеньковскому быстрее выйти из монастыря и переждать горячее время, но те не хотели этого слушать, отвечая: «Если нас не застанут, могут всем отомстить, лучше уж мы потерпим». Они знали, что их может ожидать смерть, но за Христа на всё были готовы. Беспощадный враг не мог этого простить.

Утром 26 июня 1941 года иеромонах Аким Сенькивский отслужил последнюю в своей жизни литургию, а к полудню большевики арестовали его вместе с игуменом Северианом Бараником, и их больше живыми никто не видел.

Фронт приближался к Дрогобычу, большевики поспешно отступали... В воскресенье 29 июня 1941 года горожане сошлись на территории тюрьмы НКВД на ул. Стрыйской с надеждой освободить их, но каким ужасом для них было увидеть сотни замученных тел! Среди них люди узнали искажённое пытками тело иерм. Севериана. По словам Иосифа Ластовяка, на груди священника был вырезан крест. Тела отца Сенькивского не обнаружено. Очевидцы говорили, что его, возможно, сварили в котле, дав съесть голодным заключённым. Вероятность этого велика, потому что люди, которые тогда сидели в тюрьме, утверждали, что уха, которой их кормили, была сладковатого привкуса и там находили человеческие ногти. А также после окончания войны тогдашний прокурор Дрогобыча сказал служанке Анне Витошинской, что отца сварили в котле ...

Местом захоронения иером. Севериана, как указывают многочисленные свидетельства, стала совместная «братская» могила на кладбище по ул. М. Грушевского в Дрогобыче.

 

Отец Владимир Байрак родился 24 февраля 1907 года в с. Швайковцы Чертковского уезда на Тернопольщине в религиозной семье, поэтому неудивительно, что уже с малых лет полюбил Бога и Церковь. В 1922 году поступил в Чертковскую гимназию, где проявил себя образцовым гимназистом, организатором общественной работы.

4 сентября 1924-го он поступил в монастырь отцов василиан. После новициата в Крехове приступил к занятиям, которые проходили по монастырям в Лаврове, Добромиле и Кристинополе (ныне Червоноград). 26 февраля 1933 года составил вечные обеты, а 13 августа 1933-го был рукоположён в священники в Жовковском монастыре.

Находясь с 1943 года уже в Дрогобычском монастыре, о. Виталий активно продолжал свою пастырскую деятельность. Благодарные верующие уважали и любили этого приветливого монаха не только за его наставления и собственный пример, но и за талант выслушать, поддержать, дать точный духовный совет и тому подобное. Его любовь к Церкви, к своему народу вдохновляла многих.

Однако такие люди не могли оставаться без внимания бдительного ока НКВД, поэтому уже 17 сентября 1945 года сотрудники Управления НКВД Дрогобычской области арестовали о. Виталия Байрака (в миру – Владимира Васильевича Байрака). Его обвинили в том, что, проживая на территории, временно оккупированной немецкими войсками, в 1941 году он принимал участие в богослужении в с. Туринка на могиле воинов УПА, после чего выступил с антисоветской проповедью, а также «написал статью клеветнического характера на партию большевиков, опубликованную в антисоветском календаре "Миссионар" за 1942 год». Решением военного трибунала войск НКВД Дрогобычской области 13 ноября 1945 года он был осуждён и приговорён к 8 годам лишения свободы в ИТЛ с конфискацией имущества. Его «вина» заключалась в том, что он был ревностным священником, неутомимым Христовым воином.

Весть о смерти Слуги Божьего пришла перед самой Пасхой в 1946 году, ее принёс господин Василенко из Гаев, который должен был передать для отца в тюрьму освящённые блюда. Он рассказал, что отца Виталия больно били, позже заносили в камеру на простыне. Похоронили его «на Бригидках». Так во внутренней тюрьме УНКГБ Дрогобычской области закончил свою земную жизнь Слуга Божий иеромонах Виталий Байрак. А в здании, что длительное время было в Дрогобыче символом тоталитаризма и репрессий, ныне находится Институт физики, и в 2012 году был оборудован мемориальный комплекс «Тюрьма на Стрыйской». Ведь именно здесь в октябре 1990 года проведены раскопки, наделавшие много шума в прессе тогда ещё Советского Союза.

486 человеческих останков, жертв кровавого советского террора конца июня – начала июля 1941 года, уже 14 июля 1991-го с почестями захоронили на Аллее славы городского кладбища. А по сводным данным об уничтожении заключённых в тюрьмах Западной Украины того времени количество жертв составляет более 24 000, из которых 1200 в Дрогобыче.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, пролил свою кровь на Кресте ради нашего спасения. Ты послал своих учеников учить и проповедовать Евангелие Правды всем народам, чтобы тот, кто уверует, имел жизнь вечную. Ты дал и нашему народу больших и ревностных проповедников своего Слова, которые, следуя Тебе, отдали свою жизнь для искупления многих.

Мы благодарим Тебя за наших мучеников и исповедников. Среди них Твои верные слуги иеромонахи Дрогобычского Свято-Троицкого монастыря Севериан Бараник, Аким Сенькивский и Виталий Байрак. Поэтому просим Тебя, так как они прославили всесвятое Твоё имя своей мученической смертью, так и Ты прославь их на святых своих престолах, чтоб вовеки славилось имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.  

 

Ирина Сенюра, сотрудник фондов музея «Дрогобыччина»

«Христианский голос», июнь, № 12 (2992)


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...