«Экуменическая деятельность Блаженнейшего Любомира Гузара», – о. Игорь Шабан в проекте «Семь штрихов к портрету»

понедельник, 02 ноября 2020, 11:35
«Экуменическая деятельность Блаженнейшего Любомира Гузара», – протоиерей Игорь Шабан, глава Комиссии УГКЦ по межрелигиозным и межконфессиональным отношениям в проекте «Семь штрихов к портрету».

С самого начала христианства Иисус Христос призывал своих учеников к видимому единству (Ин 17, 21). Соответственно и сегодня эти слова вдохновляют христиан на размышления над собственной идентичностью, над общим для всех даром веры и над результатом греховного разделения в христианстве. Поэтому все те, кто называют себя христианами, каждый раз смелее должны пытаться открывать волю Господа, чтобы, уважая разнородность форм выражения веры, искать результативные пути для углубления видимого единства в Церкви.

Об этом ещё в начале ХХ века писал и размышлял праведный митрополит Андрей Шептицкий. Эти идеи продолжали воплощать в жизнь его преемники на киевской митрополичьей кафедре, в том числе и Блаженнейший патриарх Любомир Гузар, который осознавал большую ответственность за единство Церкви и потому личным поведением призывал своих верующих к участию в деле объединения. Особенно Блаженнейший Любомир подчёркивал необходимость внутреннего возрождения среди верных своей Церкви и возбуждения искреннего стремления к единству, о котором так горячо молился Иисус во время Последней Вечери. По его мнению, такое поведение должно подготовить почву для правильного диалога между христианами.

Владыка Гузар был убеждён, что самой ценной является забота о том, чтобы к делу объединения Церквей привлекались все христиане, ведь подобная идея достигает самого начала христианства в Киевской Руси, где примером является служение и творчество киевского митрополита Илариона (1051–1055), которого сопровождала непрерывная молитва о единстве христиан: «[Господи], покажи нам своё милосердие, чтобы мы [...] в единстве веры – вместе, весело и радостно славили Тебя».

Патриарх Любомир Гузар за исключительно важным и окончательным считал восстановление экуменического сознания в Церкви. Ведь только Церковь, по его мнению, имеет способность совместить всех, потому что стоит над сообществами и политическими группами. Видно здесь, что Блаженнейший Гузар глубоко чувствовал болезненную реальность разделения своего народа и Церкви, при этом понимал, что единство Церкви напрямую зависит от единства народа. А единство Церквей, будет возможно только тогда, когда все, невзирая на конфессиональную принадлежность, правильно поймут природу Христовой Церкви, её единство и разнородность. К сожалению, существует ещё определённый недостаток такого понимания в лоне украинских Церквей Владимирова Крещения, а подобная ситуация является результатом обычной игнорации, из которой рождаются всевозможные недоразумения и ошибки. Поэтому особенно важно, чтобы во время подготовки к диалогу глубоко проанализировать историко-религиозные условия развития Церквей Киевской традиции. Иерарх считал, что перед началом практической дискуссии о делах, которые разделяют, нужно призадуматься над тем, что у нас общее. Стоит отметить, что по этой линии идёт официальный международный католическо-православный диалог.

Главным критерием современного экуменизма, по мнению иерарха, должна стать совместная работа и объективное христианское свидетельство, ведь понятие oikoumene не означает только движение к единству, а указывает на общую заботу и помощь в конфронтации с проблемами современного мира. С особой любовью патриарх Гузар обращал своё внимание на создание атмосферы приближения разделённых Церквей. Считал, что украинцы сохранили сильную связь между Церковью и народом. Декларировал, что Украинская Греко-Католическая Церковь является открытой и дружелюбной к другим конфессиям. Не отгораживается стеной от других, потому что, если Церковь закрыта в себе самой, то она не имеет Духа вселенскости, а любые препятствия и трудности, появляющиеся на пути приближения и объединения Церквей, берут своё начало, в основном, из человеческих предубеждений и высокомерия.

С перспективы времени можно заметить, что богословие сочетания, которое развивал Блаженнейший Любомир, было открыто диалогу. Оно обусловило формирование нового богословского языка – языка библейского и литургического. Особенно много владыка сделал для диалога с православными Церквами в Украине. Он считал, что, если после столетий разделения есть возможность к встрече и пониманию, то нужно использовать это в духе ответственности перед историей и своим народом.

Тут стоит ссылаться на интуицию Блаженнейшего Гузара. Он подчеркнул, что только Дух Святой, невзирая на все споры, строит единство всего человечества. Это Дух, благодаря духовным дарам и любви, творит Тело Христово. Действие Святого Духа не знает границ. Единство должно быть построено на примере единства, которое существует в Святой Троице. Осознание этого единства, как родственных отношений между Отцом и Сыном, объединённых взаимной любовью, любовью во Святом Духе, порождает стремление ему подражать.

Так и человек входит в Божью семью через сообщество с Христом. В этом сообществе должна царить гармония. Кроме этого, каждый из нас должен выполнить акт полного предания себя Иисусу Христу и откровенно сказать: «Принимаю тебя и принимаю каждого другого, который к Тебе признается – независимо от цвета кожи, черт лица, языка или культуры».

До тех пор, пока все не прочувствуют до глубины души этой боли, причиной которой является разделение в христианстве, – не произойдёт никаких изменений. Разделение в Церкви похоже на болезнь в организме Церкви, ненормальное состояние. Почувствовать это должны все. Апостол Павел писал, если болеет один член организма, то весь организм это чувствует (1 Кор. 12,26). То же происходит и в мистическом Теле Христа, которым есть Церковь.

Сегодня убеждения Блаженнейшего Патриарха Любомира указывают всем нам на специфику экклезиологической уязвимости украинского христианства, в котором дело народной и религиозной идентичности требует глубокой, по-настоящему экуменической рефлексии. Особенно важным для украинских греко-католиков было, есть и остаётся общее восстановление, сохранение и пребывание в Святой Тайне Евхаристии вместе с православными братьями и сёстрами, оставаясь при этом в единстве с Епископом Рима. Весомым в таком мышлении является то, что Украинская Греко-Католическая Церковь имеет особую, специфическую экклезиологию, которая сочетает в себе многие элементы заимствованных с Запада, как также практикует и помнит о своих восточных корнях и осознаёт свою поместность в семье восточных Церквей.

Правдивым остаётся тот факт, что между сообществами, укоренившимися в традиции Киевской Церкви, до сих пор существуют разногласия. Отсюда желание приближения, понимания и диалога. Необходимо искать свойственную для христианства в Украине модель совместной Церкви.

Блаженнейший патриарх Любомир был искренне убеждён, что желание единства – это общехристианская задача, и только тогда, когда во всех сферах общественной и индивидуальной жизни мы позволим любви быть услышанной, придёт изменение и восстановление. Хотя это не будет ещё реализацией «нового неба и новой земли» (2 П. 3,13), но мы сможем приблизиться к единству и реальной любви, которая действительно может творить чудеса и делать «всё новым» (Ап. 21, 5). #прилучитися_до_великого #сім_штрихів_до_портрета #Любомир_Гузар

 

Справка

Проект «Семь штрихов к портрету» включает в себя семь тем:

1. О развитии УГКЦ и укрепления Церкви в Украине. Автор – Блаженнейший Святослав Шевчук, Верховный Архиепископ Киево-Галицкий, Отец и Глава УГКЦ.

2. О близости Блаженнейшего Любомира Гузара к патриарху Иосифу Слипому и митрополиту Андрею Шептицкому. Автор – архиепископ и митрополит Филадельфийский Борис Гудзяк, президент Украинского католического университета.

3. Сотрудничество с молодёжью – встречи с молодёжью, обращения, диалоги. Автор – владыка Иосиф Милян, епископ-помощник Киевской архиепархии.

4. Быть человеком! Простота, человечество и мудрость Блаженнейшего Любомира Гузара. Автор – владыка Богдан Дзюрах, Секретарь Синода Епископов УГКЦ.

5. Духовное отцовство – о родных и семье. Автор – Мария Рыпан, племянница Блаженнейшего Любомира Гузара.

6. Экуменическая деятельность Блаженнейшего Любомира Гузара. Автор – о. Игорь Шабан, глава Комиссии УГКЦ по межрелигиозным и межконфессиональным отношениям.

7. Пребывание Блаженнейшего Любомира Гузара в Виннице в 2012 году. Автор – о. Григорий Рогацкий, ОВС, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы УГКЦ в Виннице.

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...