Экзарх Донецкий: несмотря на войну необходимо и в дальнейшем служить наиболее покинутым

воскресенье, 19 июня 2022, 15:04
ладыка Степан Менёк, возглавляющий Донецкий Экзархат УГКЦ, рассказал о том, как происходит служение в этом экзархате, который больше всего страдает от войны. «Хотя у меня западный менталитет, но я полюбил этих людей. Я сам попросил, чтобы меня направили сюда, – отмечает он, – потому что я миссионер, я редемпторист, и наша харизма – идти к самым покинутым».

Донецкий экзархат Украинской Греко-Католической Церкви охватывает территорию Донецкой, Запорожской, Днепропетровской и Луганской областей Украины. Часть этих территорий была оккупирована ещё в 2014 году, другая часть – после 24 февраля этого года, когда Российская Федерация начала полномасштабную войну против Украины. В некоторых из этих регионов проходит линия фронта. В интервью для «Радио Ватикана – Vatican News» о своем служении в этих обстоятельствах рассказал Донецкий Экзарх владыка Степан Менёк, ОНИ.

Вынужденная смена резиденции

Владыка Степан Менёк получил хиротонию 20 лет назад, в феврале 2002 года, после того как был назначен Экзархом Донецко-Харьковским. В апреле 2014 года этот экзархат разделили на две части, и он возглавил Донецкий. В том же месяце началась война на Донбассе, и в это время экзарх находился в Зарванице. Возвращаясь в Донецк, он узнал, что его дом оккупировали боевики, и поэтому он больше не смог вернуться, а остался в Запорожье, где живёт до сих пор и откуда осуществляет свое служение – управление экзархатом.

«В Донецке остались четверо наших священников, которые продолжают служить там, – отмечает владыка Степан, – и в Луганске тоже есть один. Они сохранили свои приходы, и люди приходят, хотя более половины верующих уехали из области. До 24 февраля эти священники могли приезжать на неоккупированную территорию, но теперь они уже не могут выехать оттуда и остались там служить».

С началом полномасштабного вторжения Донецкий экзархат вновь пострадал. Священник, служивший в Мариуполе, едва успел убежать. «Недавно мы потеряли ещё три прихода: священникам пришлось покинуть свои приходы в Кременной, которая уже оккупирована российскими военными, в Северодонецке, где ведутся очень ожесточённые бои, и в Лисичанске», – говорит епископ, добавляя, что тактика ведения войны русской армии очень жестокая: сначала они бомбят и разрушают города или сёла, что влечёт за собой гибель мирных жителей и разрушение инфраструктуры, а затем наступают. «Опасность существует во всех частях экзархата, но священники, которых в общей сложности 53, продолжают служить в своих общинах», – объясняет он.

«Я полюбил этих людей»

Епископ Степан Менёк родился на Львовщине. «Хоть у меня западный менталитет, но я полюбил этих людей. Я сам попросил, чтобы меня отправили сюда, – говорит он, – потому что я миссионер, я редемпторист, и наша харизма – идти к самым покинутым. У этих людей очень добрые и открытые сердца. Например, иногда мы основывали приходы, сначала было всего 10 человек, а через год-два вся церковь наполнялась людьми. Это явление очень интересное».

Помощь беженцам

Владыка отметил, что гуманитарная помощь поступает в Запорожье со всех уголков мира. Местный «Каритас» и сёстры василианки днём и ночью раздают эту помощь нуждающимся, особенно беженцам. Многие из них стали приходить в греко-католический приход. В Запорожье переехал и мариупольский «Каритас», офис которого получил удар в середине марта. Погибли семь человек, в том числе двое сотрудников БФ. Теперь в Запорожье «Каритас Мариуполя» занимается беженцами из этого города, находящегося под оккупацией российской армии.

Христианское отношение к врагу и надежда на будущее

«Наше отношение к ним должно быть христианским: они являются детьми Божьими, которые заблудились. Они тоже созданы по образу Божьему, но омрачены грехами и негативной информацией. А мы своими молитвами можем открыть им глаза на правду», – говорит владыка Степан о тех, кто вторгся в Украину.

«Я имею такую надежду, что Господь меня ещё вернёт в Донецк, – уверенно говорит иерарх. – Мы будем служить Литургию, и я первую проповедь не буду говорить, а просто расплачусь – и всё». Отвечая на этот вопрос «Что даёт Вам такую уверенность?», епископ подчёркивает: «Только Господь. Правда должна победить ложь и зло. По-другому никогда не было».

 

Источник: Vatican News

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...