«Если кто-то отдаёт свою жизнь ради своего народа, тогда смерть становится не трагедией, а жертвой», − Блаженнейший Святослав

пятница, 01 мая 2015, 21:25
Блаженнейший Святослав дал интервью для «Ukraine Today». Предлагаем вашему вниманию текстовую версию беседы.

Владимир Сологуб: В гостях программы «Украина сегодня» Блаженнейший Святослав (Шевчук), Глава Украинской Греко-Католической Церкви. Ваше Блаженство, спасибо ещё раз за участие в нашей программе и за то, что нашли время для нас.

Блаженнейший Святослав: Спасибо большое вам.
 

В. С.: Ваше Блаженство, Украинская Греко-Католическая Церковь была самой сильной поддержкой для всего Евромайдана. В частности, Вы не один раз были на главной сцене этой Революции. Считаете ли Вы, что все последующие события, которые заканчивались смертями, вместе с военной ситуацией на востоке Украины и сам Майдан были достойными этого несчастья?


Бл. С.: Думаю, да. Присутствие различных Церквей на Майдане стало свидетельством истинных христианских ценностей, которые должны быть краеугольным камнем украинского общества, европейской идентичности нашей страны и нации. Конечно, наше присутствие на Евромайдане было свидетельством христианского мира и пастырской опеки над нашими верующими. Мы пытались быть посредниками мира, чтобы защитить людей, которые мирно отстаивали желание жить в свободной и демократической стране. Однако мы не достигли желаемого в своей миссии наладить отношения с правительством соседнего государства. Нашим пастырским долгом было пробудить христианское сознание пребывания там, засвидетельствовать христианские ценности.
 

В. С.: Но опять же, анализируя ход Революции и дальнейшие события, которые принесли столько горя и смертей для украинцев, верите ли Вы до сих пор, что всё это было целесообразно?


Бл. С.: Мы, верующие, должны рассматривать все события через призму христианской веры. Если кто-то отдаёт свою жизнь ради своего народа, ради лучшего будущего, тогда смерть, однозначно, Становится не трагедией, а жертвой – жертвой, которая приносит надежду, новую жизнь. Именно поэтому нам нужно не просто грустить, но и глубоко понять значение жертвы тех, кто отдал собственную жизнь ради друзей и лучшего будущего Украины.


В. С.: С вашей позиции, как лидера греко-католиков, что нужно, чтобы остановить эту жертву, остановить войну на востоке Украины?


Бл. С.: Это сложный вопрос, потому что война – это самая сумасшедшая вещь в мире. Трудно понять или даже найти какую-то логику в военных действиях на востоке Украины. Но, однозначно, Украина несправедливо находится под давлением соседней страны. Опять же, мы являемся жертвами. Что нужно сделать, чтобы остановить подобного рода агрессию? Прежде всего, мы должны защищать свою Родину. Это наш долг, это наша честь. Может, при этих обстоятельствах, это и воля Бога – быть способным защищать жизнь, защищать своё будущее, право на существование в свободном Украинском Государстве.
Вместе с тем мы должны говорить правду, потому что агрессия против Украины имеет много измерений, это не только военные действия. Это и информационная война. Поэтому мы, как христиане, как лидеры Церквей, прежде всего, свидетельствуем правду. Мы стараемся уведомлять другие страны о том, что на самом деле происходит в Украине. В частности, недавно католические епископы совершили визит к Папе Франциску, и это было возможностью рассказать не только ему, но и людям всего мира о том, что Украина сейчас переживает гуманитарную катастрофу, самую страшную катастрофу со времён окончания Второй мировой войны. Поэтому нам так необходима солидарность, и не только христиан, но и всех людей доброй воли во всём мире. Потому что мировая солидарность способна остановить агрессию. Не только переговоры на дипломатическом уровне, а просто человеческая солидарность может помочь Украине выстоять. Кроме того, это не только остановит несправедливого агрессора, но поможет предотвратить действия против Украинского Государства.
 

В. С.: Вы упомянули о недавней поездке в Ватикан, поддержание контактов с Ватиканом. Очевидно, вы поддерживаете близкие отношения с ним и Папой в частности. Вы служили как епископ УГКЦ в Аргентине, когда Папа Франциск был архиепископом Буэнос-Айреса. Могли бы вы рассказать нам, каково личное мнение Папы (не официальное мнение Ватикана) по поводу войны в Украине?


Бл. С.: Святейший Отец лично очень близок нам. Он чувствует все боли пострадавших в Украине, как собственные. Будучи аргентинцем, он действительно понимает, какую позицию сейчас занимает. Что он может сделать для Украины и чтобы остановить эту агрессию. Как вы знаете, в прошлом Папа дважды помог Аргентине, остановив военные действия. Сначала это была война между Аргентиной и Чили, впоследствии – между Аргентиной и Великобританией. Конечно, Украина не Аргентина, а Россия не Соединенное Королевство, но тем не менее Святейший Отец признаёт, что больше власти имеет власть морали, чтобы свидетельствовать истину, чтобы пробудить сознание не только украинцев и россиян, но и всех людей доброй воли.
 

В. С.: Понимает ли Святейший Отец, что российская агрессия вызывает угрозу не только для Украины, но и для всей Европы?


Бл. С.: Думаю, да. Во время нашего последнего визита мы засвидетельствовали своё глубокое беспокойство по поводу ситуации в Крыму, на востоке Украины, и он лично был этим очень заинтересован. Папа попросил наших епископов из Донбасса и Крыма выступить, объяснить, какова на самом деле ситуация на этих территориях. Поэтому Святейший Отец Франциск действительно с нами. В конце нашей встречи он по-дружески сказал, что «он к нашим услугам». «Я ваш слуга в этом несчастье», – так он сказал. Конечно, политика Ватикана несколько иная. Мы ожидаем чего-то большего от Ватикана как государства и субъекта международных отношений. Однако представители папского престола и ООН обратились к нам с предложением гуманитарной помощи для Украины. Он с нами, Он понимает, что мы жертвы. И, конечно же, в этой ситуации, Бог с теми, кто страдает, а когда Бог с нами, то Святейший Отец чувствует, что должен быть с нами тоже.


В. С.: Думаете ли вы, что этот факт единства Святейшего Отца с вами, что он называл себя вашим слугой, другом, обусловит издание от имени Ватикана постановлений, заявлений, декретов с осуждением агрессии и войны в Восточной Украине?


Бл. С.: Надеюсь на это. Я не могу сказать точно, какие действия или заявления будут изданы Ватиканом в будущем, но мы несколько раз слышали от представителя Ватикана, что военные действия в Украине нарушают международное право. Обращаясь к принципам международного права, папский престол признаёт это несправедливой агрессией наших соседей против Украины. Однако, без сомнения, мы бы хотели, чтобы Ватикан был более чётким в своей позиции. Несмотря на всё, Святейший Отец хорошо информирован, и мы надеемся, что не только декларациями, но и конкретными действиями Католической Церкви Украина будет поддержана как католическим, так и мировым сообществом.
 

В. С.: Много священников Русской Православной Церкви (Московского патриархата) до сих пор поддерживают захват Востока Украины. Думаете ли вы, что есть шанс, чтобы Украинская Православная Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь как-то простили этих людей за содеянное, примирились в будущем, по завершении войны?


Бл. С.: Примирение – это не только простить или забыть что-то. Примирение, прежде всего, означает говорить правду, признать, что наш противник имеет собственное достоинство. Очень важно умение слушать других и видеть в них подобие Божие. Простить не означает принимать агрессию или преступления. Примирение предполагает своеобразную свободу от тех преступлений, означает изменение и очистку памяти. Это требует усилий с обеих сторон – как от христиан, так, надеюсь, и от христиан России. Вы упоминали, что даже некоторые священники Православной Церкви поддерживают эти военные действия... Что же, хочется, чтобы их присутствие там было действительно христианским и пастырским, которое бы останавливало их верующих от совершения преступлений против людей и законов морали. Поскольку это является обязанностью капелланов – предотвратить преступления, помочь каждому в особых потребностях, оставаясь, прежде всего, человеком. Потому что даже наш враг имеет собственное достоинство. Если другая сторона будет слушать не идеологов российской пропаганды, а настоящих пастырей, священников – возможно, в будущем будет надежда на примирение.


В. С.: Вы думаете, что это реально, если на другой стороне есть священники, которые благословляют своих военных на эту войну, благословляют их идти и убивать украинцев? Возможно ли это всё?


Бл. С.: Уверен, что в будущем все эти преступные действия будут раскрыты, и мы узнаем, чем руководствовались эти священники. Или они просто идеологи, которые собственными руками, с оружием, убивают собственных солдат, или они заботятся, как вы упомянули, о душе. Думаю, что это время выяснения правды, и мы увидим, кто мы как христиане и кто мы как священники. Могу заверить вас, что священники Греко-Католической Церкви заботятся о душе. Это их основная цель – засвидетельствовать славу и достоинство наших солдат, предотвратить распространение ненависти к врагу.
 

В. С.: Вы упомянули, что священники Греко-Католической Церкви находятся на востоке Украины. Есть несколько капелланов на передовой. Что по-Вашему мнению, мотивирует их бросить всё, отправиться на восток Украины и служить там?


Бл. С.: Первое и самое важное – это призвание пастыря, священника быть рядом со своими верующими, поддерживать их, особенно там, где им грозит наибольшая опасность. Когда эти молодые ребята стоят перед лицом смерти – присутствие священника является решающим. Думаю, что это и понимание долга – подвести их к передовой. Стараюсь поддерживать связь с капелланами: они делятся со мной опытом впечатляющих и трогательных ситуаций. Наши капелланы никогда не касаются оружия, но каждый раз касаются своих бронежилетов, потому что снайперы следят за священниками и медиками. Именно поэтому капелланы настолько бесценны для наших солдат. Даже без оружия они хорошо защищены.
 

В. С.: Как вы думаете, почему снайперы преследуют украинских священников?


Бл. С.: Прежде всего, потому, что присутствие священника – признак Божьего присутствия. А это возможность не бояться и выполнять свой долг надлежащим образом. Как только священник будет удалён из этой ситуации, даже снайпер поймет, что украинская армия слабеет. Поэтому священник – первая мишень для снайпера.
 

В. С.: Ваше Блаженство, каким вы видите призвание Украинской Греко-Католической Церкви именно сейчас, во время войны в вашей стране?
Бл. С.: Наше призвание – быть Церковью, Телом воскресшего Христа. Конечно же, есть много измерений нашего присутствия внутри общества: оказание помощи солдатам, беженцам, нуждающимся, создание пространства для деятельности волонтёров. Однако наша главная обязанность и цель – это быть «механизмом» Господней благодати, видимым знаменем того, что Бог с нами. Мы должны были учителем Слова Божьего для нашей нации. Во время подобного кризиса люди задают много сложных вопросов, много «почему?». И только в свете Божьего Слова мы можем найти ответ. Это именно то, что нужно нам, как Церкви, сейчас выполнять.
 

В. С.: Ваше Блаженство, это, пожалуй, мой последний вопрос... Несколько недель назад появилась новость о том, что Президент Порошенко направил приглашение Папе Франциску посетить Украину. Папа принял это приглашение. Когда в Украине ожидается визит Папы?


Бл. С.: Думаю, об этом следует спросить Святого Отца. Но мне также было приятно занести Папе Франциску своё приглашение от имени нашей Церкви. Поэтому не только Президент Порошенко, но и христиане Украины приглашают Святейшего Отца посетить нас. Пока мы не получили ответа. Надеемся, что в ближайшее время Римский Архиерей приедет и коснется ран нашей нации, принесёт слова надежды и утешения, и само его присутствие среди нас станет впечатляющим, видимым знаком того, что война закончится, что мы будем иметь возможность отстроить нашу страну и оставаться свободной нацией под Господом.
 

В.С.: Ваше Блаженство, спасибо, что были с нами.
 

uatoday.tv

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...