Где можно встретить Бога? (О том, что Церковь – это не только стены храма)

понедельник, 30 ноября 2020, 12:23
В 29-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ предложил посмотреть на Церковь Христову как на сообщество верующих людей, среди которых можно встретить Бога. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, участники этого духовного путешествия! Мы продолжаем наши размышления над темой веры, продолжаем углублять наше понимание того, что значит верить.

Сегодняшние размышления я бы хотел начать с вопроса, который мы находим в различных сказаниях Святых Отцов. Когда духовный отец встретился со своим учеником, юноша спросил: «Где можно встретить Бога? Где Его можно узнать?» На протяжении веков многие авторы различных традиций, стран и народов единогласно отвечают: «Бога можно встретить в Церкви. Бога можно познать в сообществе верующих людей».

Церковь – не только храм, церковь – сообщество верующих

Когда мы слышим, что Бога можно встретить в Церкви, вероятно, спонтанно представляем себе эту Церковь, как некое видимое сооружение, в которое можно войти (даже если там никого нет), рассмотреть росписи, иконы и почувствовать что-то необычное, сверхъестественное – почувствовать этот вечный мир в пространстве святого храма. И действительно, в этом есть очень важная истина. Бог приглашает нас иногда посетить какое-то место в определённое время, для того чтобы якобы привлечь к себе наше внимание.

Но на самом деле, когда Святые Отцы говорят, что Бога можно встретить в Церкви, имеют в виду что-то другое. Бога можно встрелить, прежде всего, среди верующих людей. Его можно встретить среди тех людей, которые сами общаются с Ним. Поэтому очень важно найти свой путь.

Мы нуждаемся в посредниках встречи. Мы нуждаемся в ком-то, кто бы нам помог приблизиться к Учителю, к Богу, которого они знают, кого они слушают, которого они испытали и встретили.

Церковь – богочеловеческий организм

Христова Церковь как сообщество верующих людей имеет два измерения существования и бытия. Это богочеловеческий организм. Очевидно, что верующий человек остаётся человеком со всеми присущими ему элементами человечности, со своими ограничениями, упадками, грехами. Но верующий человек, кроме того, что он имеет полноту, глубину всего человеческого, является одновременно и храмом Святого Духа. Мы говорили, что верить – это позволить Богу поселиться в нас. И именно «проживание» Бога в человеке и с людьми составляет, собственно, этот невидимый, или Божественный, элемент жизни Христовой Церкви. Христова Церковь передаёт истинное знание и понимание Бога.

Церковь передаёт опыт общения с Богом

Мы говорили в прошлых передачах о Божием Предании. Собственно, сообщество Церкви передаёт из поколения в поколение опыт живого богообщения. Это сообщество породило, записало книги Священного Писания, и благодаря ему мы имеем Священное Писание, которое можем читать, исследовать и через которое можем слышать сегодня Слово Божие, направленное лично к нам.

Христова Церковь имеет также определённую особенность, определённый динамизм того, как быть вместе.

Церковь есть апостольской

Предание о том, что Христова Церковь – апостольская, о способе переживания апостольства нам очень интересно говорит св. Ириней Лионский. Это один из апостольских отцов, кто непосредственно слышал учеников апостолов. Мы знаем, что он был учеником св. Поликарпа из Смирны, а тот – учеником св. Иоанна Богослова. Видим, как Предание, Традиция, переходит из поколения в поколение, пытаясь сохранить всю полноту и ничего дорогой не потерять. Св. Ириней Лионский объясняет эту апостольскую Традицию как некий динамизм жизни Церкви.

Говорит св. Ириней: «Все верующие люди принимают одного и того же Бога Отца [все верующие люди общаются с одним и тем же Богом каждый лично, но с одним и тем же. – Блаженнейший Святослав]; веруют в один и тот же осуществлённый замысел воплощения Сына Божия [все люди, которые являются членами этого сообщества, идут в определенной степени той же дорогой Божьего откровения. – Блаженнейший Святослав]; знают один и тот же дар Святого Духа [все люди, которые входят в динамику богопознания, живут одним и тем же Святым Духом. – Блаженнейший Святослав]; сохраняют одни и те же заповеди [имеют одни и те же правила жизни. – Блаженнейший Святослав]; придерживаются одного и того же устройства Церкви [иными словами, это сообщество помогает мне понять, есть ли тот, кого я встретил, почувствовал, тем самым, в которого веруют они; не является ли, случайно, мой духовный опыт моей иллюзией, частной фантазией; то есть, своё понимание, свой опыт общения с Богом я должен сопоставить с эталоном веры, который несёт в себе это сообщество из поколения в поколение. – Блаженнейший Святослав]; ожидают того же пришествия Господа [это сообщество стремится к той же цели в будущем, к которой и меня приглашает. – Блаженнейший Святослав]; признают то же спасение всего человека – души и тела совершают одни и те же Святые Таинства».

Поэтому сообщество Христовой Церкви действительно является средой богообщения, о котором читаем в книгах Священного Писания. Это сообщество – залог того, что наша вера истинная, правильная. Христова Церковь, которая продолжает проповедовать то же, что проповедовали апостолы изначально, – залог того, что мы правильно понимаем Священное Писание.

«Символ веры» Христовой Церкви

Интересно, что Христова Церковь как сообщество людей, которые свидетельствуют одного и того же Бога, радуются одному и тому же Святому Духу, одним правилам жизни (нравственные правила, которые выполняют в жизни) и которые идут к той же цели, имеет определённый символ своей веры.

«Символ веры» – это ключ к пониманию истинной веры и Священного Писания. Поэтому те, кто приступает к Таинству Крещения, получают его в Церкви торжественным образом. Мы знаем сегодня «Символ веры» как молитву «Верую».

Без «Символа веры» невозможно понять подлинность личного акта веры. Без сопоставления личного опыта религиозной жизни с опытом Церкви Христовой через «Символ веры» невозможно встретить, узнать живого Бога, присутствующего сегодня среди нас.

Каков этот «Символ веры», какого Бога он нам объясняет и открывает, – об этом мы поговорим во время наших следующих встреч.

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...