Глава УГКЦ: «Предостерегаю от каких-либо попыток препятствовать крестному ходу, потому что это пойдёт врагам на руку»

среды, 27 июля 2016, 13:06
Отец и Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав поделился с Департаментом информации УГКЦ своими впечатлениями от так называемого крестного хода, который идёт в Киев.

– Блаженнейший Святослав, как вы относитесь к так называемому крестному ходу за мир, который идёт в Киев? В украинском обществе отношение к нему неоднозначное...

– Крестный ход для нас дело привычное. Все мы участвуем в подобных мероприятиях. Например, недавно наша Церковь пережила многолюдное богомолье в Зарванице, в котором приняло участие более 140 тысяч верующих. И это паломничество не вызвало ажиотажа или опасений в украинском обществе. Поэтому речь идёт не столько о крестном ходе как таковом, сколько о смысловой нагрузке, которую ему пытаются дать.
Если мы приглядимся к крестному ходу, организованному УПЦ (Московского патриархата) в Украине, то, очевидно, даже у верующих людей возникнет много сомнений. И, думаю, небезосновательно.
Прежде всего, у нас возникают сомнения в том, что организованный таким образом крестный ход несёт в себе много нерелигиозных элементов. Думаю, верующие люди в Украине умеют сегодня отличать религиозное от политического.
Против религиозного содержания никто не имеет никаких оговорок. Даже больше, все подчёркивают, что верующие люди имеют абсолютное право мирным образом совершать свой религиозный обряд.

Опасения многих в том, что участников шествия могут использовать для какой-то ещё не объявленной, не декларируемой цели, как это уже было на Донбассе в недавнем прошлом

Тревогу вызывает именно нерелигиозный аспект этого шествия. У меня лично, когда я услышал об этом, возникла определённая ассоциация с болью, которую все мы пережили. Мы все помним, как в начале войны на Донбассе агрессор использовал тактику живого щита (использовали стариков, женщин, даже детей как щит для вооружённых преступников). Такое поведение – просто верх цинизма. Я уже не говорю о том, что достоинство человеческой личности можно использовать как инструмент для какой-то цели.
Опасения многих в том, что участников шествия могут использовать для какой-то ещё не объявленной, не декларируемой цели, как это уже было на Донбассе в недавнем прошлом.

– С начала объявления этого шествия его организаторы сразу наткнулись на большое недоверие общества. Почему?
– Это, по моему мнению, произошло именно из-за того, что, к сожалению, Московский патриархат очень часто использовался как инструмент в руках агрессора. Это общеизвестный факт.
Мне кажется, больше всего не хватало и не хватает сегодня общения между руководителями этой религиозной общины и украинским обществом.
Сам факт существования недоверия сейчас очевиден. В здоровом обществе, когда кто-то чувствует, что к нему есть недоверие, ищет возможности для налаживания коммуникации, чтобы опровергнуть и развеять все опасения, особенно если они беспочвенны.
Что мы видим взамен? Сообщество Московского патриархата на уровне многих его представителей проявляет себя не способным к диалогу с обществом и всё больше замыкается в себе. А попытки коммуникации не то что неудачные, а часто дают обратный эффект ожидаемому.

Сегодня мы просто видим, что открытости к обществу со стороны Московского патриархата нет. И это порождает сомнения, подозрения. Иногда, возможно, там, где причины для этого нет

Скажем, когда возникли различные подозрения к этому крестному ходу, пресс-секретарь УПЦ (МП) владыка Климент дал пресс-конференцию. Общество ожидало какого-то объяснения, что инициируется именно этим сообществом. По моему мнению, та пресс-конференция была просто провальной. Она не то что не развеяла сомнения, но и породила множество новых.
Публично отрицать очевидные факты – не лучший способ общения с обществом.
Хотел бы отметить, что предыдущая команда, которая выполняла функции пресс-службы Московского патриархата под руководством отца Георгия Коваленко, гораздо лучше справлялась со своими задачами. Сегодня же мы видим, что открытости к обществу со стороны Московского патриархата нет. И это порождает сомнения, подозрения. Иногда, возможно, даже там, где настоящей причины для этого нет.

– Я видел в социальных сетях информацию о том, что инициаторы крестного хода не готовы брать на себя ответственность за действия его участников, которые не будут совпадать с первоначально заявленной целью. Это правильная позиция?
– Очень часто руководители Московского патриархата в Украине инициируют какие-то акции или происходят события с их молчаливого согласия, за которые потом священноначалие не хочет нести ответственности, снимает с себя ответственность.
Вот недавний митинг перед колокольней собора Святой Софии, на котором верующие Московского патриархата декларировали свою принадлежность к этой Церкви. Позже руководители этой структуры отрицали любую ответственность за действия тех людей. И теперь возникает вопрос: инициировать многотысячный поход на Киев легко, но возьмут ли ответственность за действия этих людей руководители шествия и те, кто его инициировал? Не будет ли такого, что они придут в Киев и выйдут из-под контроля своих духовных лидеров? И тогда духовенство просто разведёт руками и скажет, что отмежёвывается от их поведения. Здесь возникает очень много внутренних проблем Московского патриархата, где священноначалие не руководит, не отвечает, даже более – публично отказывается от ответственности за действия своих верных.

– Так что же делать в этой ситуации: блокировать движение этого шествия или пассивно наблюдать?
– Я бы хотел отдельно обратиться к тем, кто считает себя украинскими патриотами, кто публично высказывает идеи неприятия этого шествия и даже хотят препятствовать его участникам. Предостерегаю от любых попыток помешать этому ходу. Потому что такого типа поведение идёт на руку врагам Украины.


Способность быть сдержанным, властвовать над своими эмоциями и не поддаваться на провокации – это те элементы, которых необходимо придерживаться, чтобы желающие использовать верующих Московского патриархата как живой щит для своей антиукраинской деятельности потерпели неудачу

Если от участников этого крестного хода будут слышны антиукраинские лозунги и провокации, то это станет концом Московского патриархата в Украине. Думаю, священноначалие должно это понимать.
А с нашей стороны или со стороны тех, кто считает себя украинскими патриотами, не нужно поддаваться на провокации. Надо просто чётко фиксировать такого вида поведение и подавать его ко всеобщему сведению. Думаю, это должны делать органы государственной власти. Среди духовенства Московского патриархата есть очень много фактов поведения, не совместимого с призванием гражданина Украины. Об этом было сказано во время последней встречи председателя Службы безопасности Украины с Всеукраинским советом Церквей и религиозных организаций. Об этом надо открыто говорить!
Думаю, прозрачность общества, возможность действительно отличать церковное от политического, способность быть сдержанным, властвовать над своими эмоциями и не поддаваться на провокации – это те элементы, которых необходимо придерживаться, чтобы те, кто хочет использовать верующих Московского патриархата как живой щит для своей антиукраинской деятельности, потерпели неудачу.
 

Беседовал о. Игорь Яцив,
Департамент информации УГКЦ

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...