Господня молитва: что означает просьба «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»?

среды, 21 октября 2020, 23:28
В 23-ем выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ объяснил содержание последней просьбы Господней молитвы – об испытаниях. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Мы приближаемся к завершению нашего духовного путешествия по словам Господней молитвы «Отче наш». Много раз мы говорили, что этой молитве нас научил наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Сегодня приглашаю вас поразмышлять над завершающей просьбой, которая для многих современных людей является определённым вызовом, возможно, не полностью понятным. Эта просьба будто венчает Господню молитву. Мы молимся: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа». Что означает этот соблазн? Почему в завершение этой молитвы мы как бы учимся стать лицом к лицу со злом в нашей повседневной жизни?

Искушение – это экзамен на зрелость

Слово «соблазн» в контексте книг Нового Завета, в частности Господней молитвы, значит испытание, экзамен на зрелость. У нас есть интересный пример того, как Господь Бог испытывает, насколько Его слуга по-настоящему верит Богу, доверяется Ему. Это событие, о котором, пожалуй, мы все знаем. В истории читаем о патриархе Аврааме, который, получив осуществление Божьего обещания (когда он был уже в преклонном возрасте, у него родился сын Исаак), слышит от Господа, чтобы тот своего сына, свою единственную надежду, плод Божьего обещания, принёс в жертву Богу. Это было большое испытание веры Авраама, испытания веры отца верующих людей всех времён и народов. Авраам же берёт своего сына и идёт на гору, чтобы принести его в жертву Богу. Мы знаем, что Бог не столько хотел гибели Исаака, как намеревался проверить, насколько полно Авраам доверяется Богу.

Апостол Павел говорит нам, что вера Авраама была настолько сильной, что он понимал: если Бог дал ему этого сына, Он сможет его даже из мёртвых воскресить. Понимал, что Богу следует доверять – и доверять полностью. Ведь в Божьих руках – наша жизнь и наша смерть, жизнь на земле и в вечности.

Эта жертва Авраама является прообразом крестной смерти нашего Спасителя. Авраам – прообраз нашего Бога Отца, который жертвует человеку своего единородного Сына, чтобы осуществились все обещания, все пророчества, написанные о страждущем Слуге Господня в книгах Священного Писания.

Мы, которые говорим, что веруем в Бога, должны определённым образом выявить, насколько мы те, за кого себя выдаём. В течение нашей жизни мы переживаем очень много разных обстоятельств, проверяющих, насколько мы действительно являемся теми, за кого себя выдаём перед лицом этого мира. Поэтому «искушение» здесь означает не так поощрение злого, как экзамен на зрелость того, кто верит.

Признание собственной слабости

В этой молитве мы вроде исповедуем пред Богом нашим, что порой слабы в вере. Мы не столь укоренившиеся в вере, как Авраам. В определённых жизненных обстоятельствах мы порой обнаруживаем себя маловерами.

В Новом Завете образом верующего человека, скалы веры стала фигура святого апостола Петра. Но были ситуации, когда он зашатался в вере. Вспомним хождение Петра по воде, когда в определённый момент он усомнился в том, что делает. И Христос его упрекнул: «Чего ты усомнился, маловерный!» Во время же страстей Христовых Пётр трижды отрёкся от Спасителя, то есть преступил момент испытания в вере. Но потом всё же почувствовал собственную немощь и обратился. Однако Христос его не покинул, а сделал скалой веры, на которой строит Церковь.

Испытания Бога

Самого Иисуса Христа дьявол соблазняет в пустыне, словно испытывая, насколько Он действительно Сын Божий, пришедший в мир, чтобы спасти каждого человека. Но интересно, что во время своего искушения в пустыне Христос будто указывает, что порой мы, люди, искушаем Господа Бога, проверяем его. Хотим проверить, насколько Бог сильный, мощный и способен уже по первому нашему зову нас спасти. Поэтому Христос говорит: «Не будешь соблазнять Господа Бога твоего».

Подготовка к борьбе

Этим завершающим прошением об испытаниях Христос словно готовит своих учеников к борьбе. Готовит нас к тому, чтобы мы не надеялись на собственные силы, когда нам надо будет стать перед лицом зла. Мы просим: «Не испытывай нашей веры, Господи, Ты знаешь, что она слаба, но скорее укрепи её, не позволь, чтобы мы были искушаемы злом более наших сил. Но Ты своей силой избавь нас от лукавого». Только тогда, когда мы не надеемся на силу собственной веры, на собственную способность противостоять злому, а, как Авраам, полностью доверяем только Богу, а не себе, тогда можем победить всякое зло в нашей жизни. Сделаем это силой благодати Святого Духа, силой умершего, распятого и воскресшего Спасителя, той силой, которая наполняет молящегося, который говорит молитву «Отче наш», наш Бог и Отец.

Отвага быть свидетелями Бога, в которого веруем

Мы читаем в псалмах, что каждый день Господь Бог, созерцая нас, нас проверяет. Глубоко заглядывает в наше сердце, чтобы увидеть, кто мы есть на самом деле.

Этой завершающей фразой мы просим, чтобы в нашей повседневной жизни, в тех сложных обстоятельствах, которые переживаем, мы дали хорошее, настоящее, христианское свидетельство. Просим, чтобы мы были настоящими свидетелями Того, в кого по-настоящему верим. Просим, чтобы Господь Бог позволил, помог нам быть настоящими верующими, которые благодаря Божьей силе прошли испытания, настоящими христианами, которые обладают способностью победить зло и удостоверить нынешнем миру Бога, который научил нас молиться.

Пусть молитва «Отче наш» будет сердечником, содержанием нашей личной молитвы! Пусть все её просьбы будут Евангелием, которое запечатлено у нас на сердце. А наш взгляд ближнего пусть будет добрым взглядом любящего Бога, которому мы призваны уподобляться ежедневно через молитву. Аминь.

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ТЕГИ: глава
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...