Господня молитва: что означает «Царство Божие» и почему мы просим о его приходе?

вторник, 22 сентября 2020, 12:23
В 19-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава Церкви объяснил содержание второй просьбы Господней молитвы. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Дорогие во Христе братья и сёстры!

В наших нынешних размышлениях мы вслушиваемся в молитву «Отче наш» и находимся в школе молитвы самого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, который подарил своим ученикам эту молитву, – Господню молитву.

В прошлый раз мы размышляли над тем, что означает первая просьба этой молитвы – Да святится имя Твое. Сегодня откроем для себя содержание второго прошения, в котором говорим нашему Отцу: «Да приидет Царствие Твое».

Мы часто слышим, что задача Церкви, как сообщества верующих людей, и задача каждого из нас – распространять Царство Божие на земле. Что такое Царство Божие и почему мы просим о его приходе?

Царство Божие – присутствие Бога среди своего народа

Когда говорится о Царствии Божием, мы понимаем, что это не какое-то земное владычество, построенное по образцу небесной модели. Согласно священным текстам Священного Писания, Царствие Божие – это присутствие живого Бога среди своего народа. Только тогда, когда Бог среди своего народа, своих людей, когда Он живёт с ними, тогда это сообщество называется пространством Небесного Царства.

Святые Отцы учат, что Небесным Царством есть Иисус Христос, Его Божественная Личность. Он, Сын Божий, принял человеческое тело и поселился среди нас. Как говорит святой Иоанн Богослов, «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1, 14). Присутствие в Иисусе Христе полноты божества от человека является началом Царства Божия здесь, на земле. Поэтому Христос говорит ученикам Своим: «Царство Божие среди вас» (Лк. 17, 21).

В Царстве Божьем нет никаких репрессивных механизмов, оно не имеет определённых структур. (Потому что часто именно в таких образах в человеческом воображении возникает понятие «царство»).

Царство Божие – особый вид отношений между людьми

Иисус Христос говорит, что Царство Божие – это не еда или питье, не какие-то земные потребности или способы общежития. Это особый вид отношений между людьми. Это определённые ценности, принципы, жизненные правила или ориентиры. Поэтому и сказано в Писании, что «Царство Божие не пища или питье, но справедливость, мир, радость» (Рим. 14, 17). Итак, Царство Божие уже есть среди нас. Но его полное проявление, откровение мы сможем пережить лишь тогда, когда Иисус Христос придёт второй раз в славе. Тогда Его Царству не будет конца, как говорит наш «Символ веры».

Святой Киприан Карфагенский, который является для нас учителем, проводником тропами Господней молитвы, учит, что молясь о приходе Царства Божьего, мы, прежде всего, просим, чтобы полнота Божьей силы и присутствия каждый раз полнее объявлялась в жизни верующих людей – в нашем отношении друг к другу, в наших отношениях, в наших обычаях, в том, что нам нравится и от чего мы отказываемся, в том, что мы передаём своим потомкам как драгоценную жемчужину христианской культуры, и в том, чему учим их любой ценой сторониться и обходить.

Пусть придёт Царствие Твое – это просьба о расширении пространства мира, справедливости и настоящей любви среди людей нашего исторического момента. Поэтому наши отношения друг с другом обнаруживают присутствие этого Царства. Осознавая, что мы несовершенны, слабые люди, просим Господа, чтобы через нас и нашу жизнь Царство Божие проявлялось и распространялось: «Отче наш, да приидет Царствие Твое». В то же время своей святой христианской подвижнической жизнью, своим трудом и молитвой, борьбой с грехом мы как бы призываем, приближаем приход полноты Царства Небесного во втором пришествии Иисуса Христа.

Церковь своей активностью призывает пришествие Христа

Об этом нас учит евангелист Иоанн. Мы знаем, что последними строками Святого Письма есть, собственно, слова Иоанна о том, что Невеста, то есть Церковь Христова, ожидает прихода своего Жениха, то есть Иисуса Христа, в полноте Его славы. И заканчивается Священное Писание так: «Маран Ата», то есть «Приди, приди, Господи Иисусе». Церковь своей молитвой, трудом и даже своими страданиями призывает приход своего Жениха.

Слова молитвы «Отче наш» «Да приидет Царствие Твое» обозначают не только начало наступления этого Царства, но и полноту его проявления в приходе нашего Спасителя во славе в завершение истории. Поэтому этой просьбой мы исповедуем, что здесь, на земле, мы живём в период между первым и вторым пришествием Иисуса Христа. Поэтому своими молитвами мы не только исповедуем, но и осуществляем, распространяем новизну отношений между людьми, строим Царство Небесное и взываем: «Приди, Господи Иисусе».

Отче наш, да приидет Царствие Твое. Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«Быть человеком! Простота, человечность и мудрость Блаженнейшего Любомира», – владыка Богдан в проекте «Семь штрихов к портрету»22 октября

«Быть человеком! Простота, человечность и мудрость Блаженнейшего Любомира Гузара».Владыка Богдан Дзюрах, Секретарь Синода Епископов...