Итоговое коммюнике 22-й Встречи восточных католических епископов Европы

четверг, 19 сентября 2019, 15:38
С 12 по 14 сентября в Украинском папской коллегии святого Иосафата, в Риме, состоялась ежегодная Встреча восточных католических епископов Европы.

На встрече, организованной Советом епископских конференций Европы (CCEE) и Украинской Греко-Католической Церковью на тему «Вселенская миссия Восточных Католических Церквей Европы сегодня», приняли участие около семидесяти делегатов – представителей Восточных Католических Церквей в Европе. Работу конференции открыл кардинал Анжело Баньяско, президент Совета епископских конференций Европы. В приветственном слове он выразил надежду, что «эта встреча сможет ускорить путь к единству всех христиан, в котором так нуждается Европа! Пусть наш взаимный обмен мнениями и наши размышления будут скромным содействием в наполнении молитвы Иисуса Христа, чтобы все были едино». Блаженнейший Святослав, глава и Отец Украинской Греко-Католической Церкви, отметил важную экуменическую миссию восточных Католических Церквей и «необходимость для восточных католиков быть катализаторами экуменизма».

На конференцию были приглашены многочисленные докладчики, среди которых кардинал Леонардо Сандри, префект Конгрегации Восточных Церквей. В своем докладе кардинал Сандри подчеркнул: «Восточные Католические Церкви родились не только в результате определённой ситуации, а существуют по Божьему промыслу. Это является подтверждением того, что разнообразие в лоне Церкви является проявлением Божьего плана».

Кардинал Курт Кох, президент Папского совета по содействию единству христиан, в своем слове вспомнил о том, что «истинная цель экуменического движения, то есть восстановление видимого единства Церкви, полного церковного сопричастия еще не достигнута, и для её достижения, вероятно, понадобится гораздо больше времени, чем казалось». Он также говорил о необходимости стремиться к общей экуменической цели, чтобы «не продолжать отдаляться друг от друга». Государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Паролин рассказал о связи между дипломатией и экуменической деятельностью и о том, как эти два измерения тесно связаны между собой, учитывая стиль и цели, и очертил их общую цель: «Работать над восстановлением мира там, где царит раздор, считать прощение единственным эффективным отсчётом после столетий недоразумений, не забывая, однако, о том, что у христиан нет любви без истины».

Отец Иван Дацько, президент Института экуменических студий Украинского католического университета, осветил тему «Работа Смешанной богословской комиссии католическо-православного диалога и актуальное состояние диалога между Католической Церковью и Православными Церквами». Член Смешанной международной комиссии богословского диалога между Католической Церковью и Православными Церквами о. Франс Боуэн говорил о Баламандском документе и концепции униатства. Отец Томас Потто, монах из Шевтонського монастыря и советник Папского совета по содействию единству христиан, осветил тему «Прозелитизм и религиозная свобода в контексте католическо-православных отношений». Отец Маркус Граулич, подсекретарь Папского совета законодательных текстов, подготовил доклад о богословии Святой Тайны Евхаристии в историческом контексте сопричастия между Католической и Восточными некатолическими Церквами. Последняя тема, которую обсудили во время встречи, – «Гаванская декларация и перспективы её пастырской реализации в Европе». Автором доклада был о. Гиацинт Дестивелле, сотрудник Папского совета по содействию единству христиан.

Конференция завершилась в субботу, 14 сентября, аудиенцией у Святейшего отца Франциска. Папа Франциск вдохновил участников Встречи «продолжать идти вперёд в духе сопричастия». «Истина не только не вредит церковному единству, но наоборот – обнаруживает её (Orientalium Ecclesiorum, 2). Христианское единство не является однородностью. Однородность – это разрушение единства; христианская истина является не монотонной, а симфонической, иначе не происходила бы от Святого Духа, – подчеркнул Святейший Отец и добавил: – Католическое единство является частью вашей особой идентичности и ничего от неё не забирает, наоборот – делает свой вклад в её полную реализацию».

Восточные Церкви, напомнил Папа, являются носителями особой миссии на дороге экуменического диалога. «Сегодня, когда слишком много неровностей и разделений являются угрозой для мира, мы чувствуем себя призванными быть сотрудниками диалога, промоуторами примирения, терпеливыми строителями цивилизации встречи, спасающими наше время от антицивилизации противостояния. Тогда как многие черпают из спирали насилия, претензий и постоянных взаимных обвинений, Господь хочет, чтобы мы были мягкими сеятелями Евангелия любви. В христианской семье будьте теми, кто смотрит на Господа-утешителя, трудится для излечения ран прошлого, преодолевает предубеждения и разделения и вселяет надежду для всех, шагая вместе с нашими братьями и сёстрами – некатоликами».

Два дня размышлений на тему экуменической миссии Восточных Католических Церквей были подытожены участниками Встречи такими тезисами:

Восточные Католические Церкви осуществляют свой богословский вклад в традицию самой Католической Церкви, помогая ей полнее выразить своё вселенское измерение.

Католицизм Церкви не может быть ограничен только ее латинском традицией.

В экуменическом диалоге с Православными Церквами Восточные Католические Церкви предлагают новые элементы в осмыслении примата епископа Рима и Синодальности.

Участники Встречи также выразили пожелание создать рабочую группу для разработки совместной экуменической концепции Восточных Католических Церквей Европы и предложили образовать смешанную богословскую комиссию между Православными Церквами и Восточными католическими церквами, чтобы дать новый толчок в экуменическом диалоге.

 

Пресс-служба Совета Епископских конференций Европы

Секретариат Главы УГКЦ в Риме


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...