Как происходит рост в вере и необходимо ли для этого причащаться Тела и Крови Господних?

воскресенье, 15 ноября 2020, 15:45
В 27-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над этапами роста в христианской вере. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие размышлений о вере. В прошлый раз мы с вами размышляли над плодами веры или последствиями веры. Действительно, веруя в Бога, мы Ему открываемся, впуская обновленческую и животворящую силу Духа Святого в наше сердце, в нашу личность, в нашу жизнь. Он нас обновляет. Он нас перерождает. Делает нас, как об этом говорит нам апостол Павел, новым человеком, новым сотворением во Христе. Момент этого нового рождения есть Святая Тайна Крещения, а момент получения благодати Святого Духа – Миропомазание.

Сегодня я бы хотел поразмышлять с вами о том, что происходит дальше с человеком, который уже вышел из крещальной купели. Каким образом нам нужно идти дальше в нашей жизни, и как жить той верой, которую мы получили в дар.

Бог делает первый шаг навстречу человеку

В первую очередь, нужно осознать, что вера есть дар Божий. Да, это и поступок человека, который этот дар принимает, но именно Бог первым делает шаг нам навстречу. Да, человек ищет Бога, но Бог даёт себя найти. Да, человек хочет Бога познать, но он может познать Бога настолько, насколько Бог ему сам о себе расскажет и явит себя человеку. Мы уже упоминали, что полнота Божьего откровения, данная человеку в лице Иисуса Христа, который есть Божьим Словом. Отец в своём Сыне силой и деянием Святого Духа всё рассказал человеку о себе. Более того, пригласил его всё глубже входить в таинство Божьей жизни и познавать Бога через опыт личного с Ним общения. Итак, после нашего рождения мы должны расти.

Вера требует роста

Ребёнок, когда рождается, начинает свою жизнь. Рождение – это лишь начало в нашей физической и психической жизни. Затем идут этапы нашего становления, развития всех даров, талантов, способностей, задатков, которые есть уже в рождённом ребёнке, однако весь потенциал проявляется лишь со временем. Мы рождаемся людьми, но должны ещё людьми стать. Так же мы рождаемся как христиане в Тайне Крещения, но мы должны в нашей вере каждый день расти. Это значит, что каждый день мы должны обновлять акт веры, восстанавливать отношение с Господом Богом. Невозможно поверить раз и навсегда. Нет, нашу веру мы должны каждый день развивать и в ней утверждаться. Мы каждый день по-новому, каждый раз глубже познаём того Бога, Который каждый день нам себя по-новому открывает, дарит и ведёт за собой по дорогам земной жизни.

Для роста в вере необходима пища – Тело и Кровь Господни

Для того чтобы иметь возможность расти в вере и созревать в Богочеловеческом отношении, чтобы совершать поступки, свидетельствующие о нашей вере, мы нуждаемся в определённой пище. Подобно тому, как мы не можем расти и развиваться в физической жизни, если не потребляем определённой пищи в соответствующем возрасте, так и не можем расти в нашей вере, если не имеем духовного корма. Этим духовным кормом, в котором Господь Бог даёт необходимое для нашего развития и роста в вере, является Пресвятое таинство Евхаристии, которая является как бы целью и вершиной христианской жизни. Тот, кто кормится Телом и Кровью Спасителя нашего, может расти и не потерять веры, может развивать в себе способность Бога знать, Бога любить, в Боге действовать и по-божески жить.

Рост в вере как развитие жизненно необходимых органов

Этот динамизм роста в вере очень красноречиво, по моему мнению, описал греческий богослов Николай Кавасила. Момент жизни человека в вере здесь, в этом мире, он описал, как развитие эмбриона в утробе матери. Очевидно, когда мы увидим Бога лицом к лицу после завершения нашей земной жизни, вера уже свершится. Этап нашего общения с Богом закончится, потому что через добродетель веры мы видим Бога, «как в зеркале», говорит апостол Павел, а там, в вечности, увидимся лицом к лицу. Здесь, в лоне Матери Церкви, мы с вами живём, готовясь к вечности.

Николай Кавасила говорит, что, подобно тому, как эмбрион кормится через кровь матери, для того чтобы расти, так и мы здесь, чтобы расти в вере, чтобы не застыть, должны кормиться Телом и Кровью Спасителя нашего.

Рост в вере он описывает, как момент развития жизненно важных органов, которые нам понадобятся после нашего рождения до вечности, после завершения нашей земной жизни. В частности, развитие органов чувств, которыми можно ощущать Бога, всё лучше видеть и слышать, чувствовать Его присутствие рядом с нами.

Но есть одна разница, по словам Богослова, между развитием эмбриона в утробе матери и жизнью христианина в лоне Церкви. В то время, когда он жил, он считал, возможно, на основе тогдашних медицинских знаний, эмбрион до конца не общается с миром вне лона матери, в котором ему предстоит жить после рождения. Хотя сегодня мы знаем, что ребёнок в утробе матери уже слышит наш мир, узнаёт голоса тех, кто с ним говорят. Даже своими гдазками улавливает элементы света, которые попадают к нему. Он чувствует прикосновения, чувствует движения тела матери.

Тем не менее, Николай Кавасила говорит, что этот период, время развития в утробе матери, крайне необходим, для того чтобы полноценно развить все жизненно важные органы, которые нам понадобятся после рождения. Он говорит: «Когда мы родились, но не достаточно полноценно сформированы лёгкие, то после рождения не сможем жить». Когда – он говорит, – запах духа разливается, Иисус Христос приходит во втором приходе, уже поздно формировать нос. Когда свет Божьего Воскресения является небесным и земным, поздно формировать глаз. Господь Бог тебе говорил так долго, а ты был глух к Его Слову, то уже будет поздно формировать духовное ухо.

***

Итак, возрастая в вере уже здесь, мы должны развить в нашей духовной жизни все необходимые органы для возможности общения с Богом. Мы должны сформировать способность воспринимать вечную жизнь, которая начинается уже сегодня. Через веру вечность присутствует в современности. Благодаря вере уже здесь мы начинаем жить вечной жизнью. Поэтому Христос и говорит: «Верующий в Меня на суд не приходит, потому что от смерти перешёл к жизни» (Ин. 5, 25). Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...