«Как Вечный Бог может страдать? Как Бессмертный может умереть?» – проповедь Блаженнейшего Святослава в Страстную пятницу

понедельник, 20 апреля 2020, 15:38
Мы сегодня видели нашими глазами добровольные страдания, смерть и погребение воплощенного Бога. Кто-то может сказать, что это как противоречие само в себе. Как Вечный Бог может страдать? Как Бессмертный может умереть? Но сегодня ключом для понимания этой огромной тайны таинства непостижимой любви Бога к человеку есть слово «добровольно».

 

«Слово о кресте – безумие обольщением погибающих.

А для нас, спасаемых, – сила Божия »(1 Кор. 1,18)

Преосвященные владыки, всечестные и преподобные отцы,

дорогие во Христе братья и сёстры,

Слава Иисусу Христу!

Литургия Церкви в эту Страстную пятницу привела сегодня всех нас на Голгофу.

Мы сегодня видели своими глазами добровольные страдания, смерть и погребение воплощённого Бога.

Кто-то может сказать, что это как противоречие само в себе. Как Вечный Бог может страдать? Как Бессмертный может умереть? Но сегодня ключом для понимания этой огромной тайны – таинства непостижимой любви Бога к человеку есть слово «добровольно».

Сам Христос говорит: «Ибо я кладу мою жизнь чтобы снова взять... Потому что я сам кладу её от себя. У меня власть её положить и власть, чтобы её обратно забрать» (Ин 10, 17-18). Сегодня в лице замученного, презираемого, распятого и умершего Христа Спасителя мы видим лицо любящего Бога, который добровольно взял на себя человеческую природу, добровольно стал человеком именно для того, чтобы добровольно испить до конца всю чашу человеческого бытия.

Бог стал человеком, для того чтобы пострадать, как человек, для того чтобы, как человек, умереть. Но именно для того, чтобы этому человеку, который обозначен через грех страданием и смертью, дать надежду, дать свет, дать Пасху!

Сегодня, стоя перед гробом Господним, мы видим таинство любви Бога, который добровольно захотел войти в боль и страдания каждого человека всех времён.

Святые отцы ранней, ещё преследуемой Церкви, нас учат, что Его, нашего распятого Бога, уже убили в Авеле, Он был продан братьями в египетское рабство в Иосифе. Он – воплощенный Бог – через человеческую природу вошёл в страдания каждого человека.

Сегодня, в этих дни, мы видели нашего любящего Бога, которого предал Иуда, Он лично присутствовал в лице того, кого предали, жизнь которого оценили в тридцать сребреников. Мы видим, что таким образом Он присутствует в страданиях каждого человека, ставшего жертвой торговли людьми, которая сегодня наравне с торговлей оружием является одним из сверхприбыльных бизнесов.

Наш любящий и страдающий Бог сегодня лично присутствует в жизни современного человека, жизнь и достоинство которого ценится меньше чем экономические выгоды современных финансовых структур.

Наш любящий Бог, которого предал Пётр, сегодня присутствует в страданиях и муках каждого кого предали. Предали самые близкие, самые родные, которые вчера клялись, что готовы пойти и на смерть, а сегодня отреклись и от тебя, и от всего того, что ты им дал.

Наш любящий распятый Бог лично присутствует в страданиях того, кого несправедливо осудили коррумпированным судом, кто не имеет надежды на справедливость людей. Наш замученный, оплёванный и униженный Господь присутствует в страданиях каждого, кто стал жертвой слепого насилия и гнева, будь то в семье или от буллинга в жестоком обществе.

Сегодня наш распятый любящий Бог через свои страдания лично присутствует в глазах и боли матери, потерявшей сына на фронте. Его и сегодня пытают, издеваются над ним в лице наших воинов, которых пытают во вражеском плену, в лице политических узников совести, для которых закрыли двери для правды и справедливости.

Сегодня наш страдающий и распятый Бог лично присутствует в каждом, кто страдает на ложе своей болезни, своей боли.

Он сегодня лично присутствует в каждом бездомном, которого современное несправедливое общество выбросило на улицу и обрекло на медленное умирание.

Сегодня наш живой и страдающий Бог присутствует в лице того, кто болеет этой новейшей смертоносной болезнью, которая сечёт как мечом современное человечество. В лице каждого медработника, что с отчаянием смотрит в лицо смерти и пытается спасти, порой даже ценой собственной жизни, своих пациентов.

Поэтому сегодня Святейший Отец папа Франциск призывает нас суметь увидеть Божье присутствие в страданиях современного человека.

Кто-то может спросить, а для чего он там присутствует? Он там просто пассивно наблюдает, как мучается человек? Сегодня, стоя перед распятым Спасителем мы получаем ответ и на этот вопрос.

Он присутствует там в гуще этой страшной пятницы, Страстной пятницы, когда темнота вроде так сгустилась, что её можно взять в руку, он там на глубине ада страдания современного человека, чтобы объявить себя Спасителем – тем кто спасает, подаёт руку помощи, Он лично присутствовал, чтобы подарить ему Пасху – выход, свет, жизнь и надежду.

Там, на Голгофе страданий современного человека, Он воткнул свой собственный крест. Крест, на котором Его распяли, но Он со своей стороны источает нам источник жизни, кровь и воду, таинственную жизнь Церкви, которая течёт из его раны в боку сегодня и способна дать силу бессильному, дать надежду тому, кто её потерял, вернуть достоинство тому, у кого его забрали. Говорит пророк Исаия: «Его ранами мы исцелились».

 «Мы проповедуем Христа распятого: позор для иудеев и глупость для язычников, а для призванных – иудеев или греков – Христа, Божию мощь и Божью мудрость» (1 Кор. 1, 23).

Сегодня наш Спаситель полагается во гроб... Но Литургия Церкви нас сегодня учит, что таким образом Он погребается с каждым, кто входит в тайну смерти. Вроде сам Создатель и Спаситель погребается с каждым покойным, которого укладывают в гроб. И своей животворной смертью показывает нам, что смерть – это не конец. Своей смертью Он превращает каждую нашу личную смерть в пасхальное состояние ожидания, состояние ожидания воскрешения.

Распятый действует. Распятый даёт надежду. Распятый побеждает. Распятый уничтожает смерть и придаёт смысл человеческому страданию.

Каждое человеческое страдание сегодня, в Пасхальную пятницу, обретает свой глубокий смысл и своё значение. Потому что мы можем соединить нашу личную беду и боль с болями и страданиями Спасителя нашего, и тогда наша боль становится сокровищем для спасения других людей. Тот, кто сегодня страдает, прошу вас, пожертвуйте ваши боли и страдания во благо ваших родных и близких. На благо тех, кто сегодня так нуждается в помощи, поддержке и  надежде.

Сегодня, стоя у гроба нашего Спасителя, мы просим Его: «Помоги нам принять и правильно ответить на то, что ты в эту Пасхальную пятницу нам даёшь!».

Кто-то спросит: «А как нам можно найти ту силу, когда мы бессильны? Как нам можно увидеть свет, когда нам кажется, что мы в полной кромешной тьме. Как нам найти свет Пасхи, когда меня как ослепляет моя личная боль и страдания?». И здесь нам сам Иисус Христос говорит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Потому что перед лицом этой возможности, источника силы, которая следует из Христа, возможно два ответа – их знаменуют собой два разбойника, распятых вместе с Иисусом.

Один из разбойников насмехался над Распятым и остался один на один в собственной безысходности греха и смерти. И сегодня мы видим многих, кто смеётся над любовью Бога и закрывается в собственном неверии.

Поэтому сегодня приглашаю всех вас к тому образу ответа на объявление о таинстве Христа, которое несёт в себе этот добрый, благоразумный разбойник, покаявшись даже в последний момент своей жизни, он говорит Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда придёшь во Царствии Твоём.

Покаяние – это возвращение к нашей личной жизненной установке, нашему лицу, к единственно возможному Выходу и дороге Жизни, к свету Пасхи.

Покаяться – значит войти в те двери, которые в пасхальной поступи открывает нам сегодня Христос.

Укладывая сегодня во гроб Спасителя нашего, провозглашаем Евангелие, благую весть о том, что через покаяние и обращение мы можем войти в жизнь, и даже Жизнь Вечную.

Сегодня перед гробом нашего любящего Бога мы поём Ему: «Поклоняемся страстям Твоим, Христе! Дай нам войти, увидеть Твоё святое трёхдневное воскресение». Аминь!

 

† СВЯТОСЛАВ

Патриарший собор Воскресения Христова,

17 апреля 2020 года

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

Владыка Степан Сус к жителям ливанского Бейрута: «Ваши терпение, печали и надежды также и наши»07 августа

Владыка Степан Сус, председатель Пастырско-миграционного отдела УГКЦ, выразил слова соболезнования и поддержки ливанскому народу и...