«Каждый из нас – "богоносец"», – о. Василий Рудейко

суббота, 04 января 2014, 19:25
Второго января Церковь отмечает память святого священномученика Игнатия Богоносца. По преданию, этот святой был ребёнком, которого взял на руки Иисус Христос, когда между апостолами возник спор за первенство. О жизни этого святого рассказывает о. Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.

– Отче, кем был этот мученик при своей земной жизни?

– Святой Игнатий Богоносец был прямым преемником апостолов. Он жил в послеапостольськое время и церковники причисляют его к апостольским отцам, которые, по преданию, видели собственными глазами учеников Христа. Нам мало известно о детстве и юности Игнатия. По одной из легенд, он был тем ребёнком, которого Христос поставил в центр, когда апостолы обсуждали, кто из них больше. Знаем, что тогда Иисус сказал: когда они станут такими, как этот ребёнок, тогда обретут Царство Небесное. Именно поэтому Игнатия стали называть Богоносцем. Известно, что святой Игнатий был епископом Антиохии, вероятно, вторым или третьим после апостола Петра.

Мы становимся «богоносцами» с момента Крещения
 

По «Житиям святых», этот мученик был отдан на расправу диким зверям. Это была такая забава-игрище, которая проходила в тогдашнем языческом Риме. Жертвами таких игрищ становились христиане. Ценность этого святого ещё и в том, что он оставил после себя много сочинений. По дороге в Рим он написал несколько посланий к разным Церквям, которые существовали в то время. Эти тексты являются свидетельством христианской веры в I веке.

– Думаю, его прозвали Богоносцем не только потому, что его взял на руки Иисус Христос. У него было, наверное, особое богословие?

– По свидетельству, он ещё при жизни называл себя Богоносцем. Каждого из нас можно так назвать, ибо Христос является нашей неотъемлемой частью. Мы становимся «богоносцами» с момента Крещения – с тех пор несём в мир Бога.

Видеоверсия разговора: По преданию, этот святой был ребёнком, которого взял на руки Иисус Христос, когда между апостолами возник спор за первенство

 

– Святой Игнатий прославился своими посланиями, которые показывают, в каком положении находилась Церковь в I–II веке. Интересно, что в них автор делает некоторые замечания, которые не теряют актуальности.

– Действительно, они являются ценным источником раннехристианской духовности. Автор призывает к церковному единству, к смелости в мученичестве. Они не уступают по ценности даже посланиям апостола Павла.

– А правда, что антифонное пение в церковных богослужениях установил святой Игнатий?

– В одной из версий «Житий святых» говорится, что он был «наблюдателем небесного песнопения, небесной Литургии», и, собственно, видение этой небесной Литургии заключалось в антифонности её исполнения. Для формирования антифонов из псалма какой-то библейской песни выбирали несколько важных стихов и добавляли припев, который является своеобразным ответом. Это могло происходить между певцом и сообществом или между двумя хорами. В кафедральном богослужении (в Константинополе или Иерусалиме) пение был важной его составляющей. К сожалению, в нашей традиции такое пение несколько запущено. Его можно услышать на примере молитвы Тэзе. Это, как видим, создаёт особую молитвенную атмосферу.
 

Нужно научиться быть «Богоносцем»
 

– А как этого святого изображают на иконах?

– Изображают его как епископа. Иногда – подобно Николаю, с книгой или со свитком. Существует также изображение его мученичества. Обычно в таком изображении святой Игнатий представлен со львами и другими животными.

– Вернусь всё же к посланиям святого Игнатия. Он поучает «быть христианином не на словах, а в делах». Думаю, в современном мире становится всё труднее придерживаться этого принципа.

– Нужно научиться быть «богоносцем». Осознание того, что в тебе постоянно пребывает Бог, побуждает к действию. Осознание, что ты носишь в себе Христа, который даст тебе силу исповедничества, должно помогать нам быть христианами на деле. Знание того, что святые получили мученическую смерть за то, что признавали Христа и были верны христианским заповедям, является призывом для нас подражать им.

Беседовала Руслана Ткаченко

ПУБЛИКАЦИИ

Где можно встретить Бога? (О том, что Церковь – это не только стены храма)30 ноября

В 29-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ предложил посмотреть на Церковь Христову как на...