Кто такой настоящий судья? Crash-test для кандидатов на судейские должности от главы

понедельник, 11 февраля 2019, 15:51
Зимой 2017 года члены Общественного совета по добропорядочности (ОСД – спецорган из представителей общественности для проверки судей на добропорядочность) получили приглашение от Блаженнейшего Любомира Гузара. Мы, независимо от конфессиональной принадлежности или религиозности, с очень большим уважением относились к этому человеку, признавая за ним, в первую очередь, моральный авторитет.

Разговор с Блаженнейшим Любомиром был на самом старте деятельности ОСД по отсеиванию нечестных из судейской системы. Мы хотели одновременно и наставления, и поддержки. Олег Якимяк, который тогда организовывал эту встречу, а теперь влился в другой состав ОСД, так оценивает результат разговора с Гузаром: «Никто из Общественного совета по добропорядочности после этого не то что не упал, даже не споткнулся». Эти слова наш коллега сказал сейчас, открывая встречу с преемником Блаженнейшего Любомира – Главой Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейшим Святославом.

Зимой 2019 года мы, члены уже второго состава ОСД, так же ищем поддержки и наставления. Так же, как и два года назад, мы участвуем в формировании высшего органа судебной системы – Верховного Суда. И это похоже на «день сурка»: мы снова, как и два года назад, составляем выводы о несоответствии нескольких десятков кандидатов в Верховный Суд критериям добропорядочности и профессиональной этики (многие отправились на конкурс во второй раз, несмотря на наши предыдущие негативные выводы) и точно так же Высшая квалификационная комиссия судей Украины (далее ВККСУ) выбрасывает большинство выводов в помойку, закрывает глаза на очевидные факты, свидетельствующие о недоброчестности кандидатов.

Поэтому для нас важны сильные голоса в поддержку настоящей судебной реформы, которая, прежде всего, заключается в очистке судебной системы от тех недостойных, чтобы к нему обращались «Ваша честь!».

Разговор с нами Блаженнейший Святослав начал с рассказа о встрече с семьями Героев Небесной сотни. Он виделся с ними буквально накануне. «Я спрашивал их: что вас больше всего беспокоит? Они ответили: суды. Они сказали, что больше не верят в справедливость, что теряют надежду», – рассказал Предстоятель УГКЦ.

Это лишь одно из свидетельств того, что судебная реформа на самом деле ещё не происходит. О других свидетельствах вам могут рассказать несправедливо осуждённые воины АТО, избитые общественные активисты, что не находят защиты от обидчиков в судах, предприниматели, несправедливо осуждённые к космическим штрафам, родственники погибших в ДТП, вызванных пьяными мажорами или должностными лицами, которые избежали ответственности в суде.

Почему у нас такие судьи? И как найти, распознать достойного, настоящего судью? – об этом мы говорили в этот день с епископом и интеллектуалом Блаженнейшим Святославом.

Вот его формула судьи, которого мы ищем и которого ждёт украинское общество.

«Судья должен иметь инстинкт (чувство) правды»

«Когда мы говорим о судье, то это должен быть особый человек. Он должен обладать качествами профессионала и человека. Настоящий судья не тот, кто слепо переносит нормы закона на ситуацию.

Судья – не робот. Судья это тот, который видит всё и понимает всё. Судья – это тот, кто имеет чувство естественной справедливости, судья, как никто другой, должен обладать чувством добра и справедливости. Кто имеет развитый инстинкт правды.

Судья должен знать этический кодекс, может хорошо знать, как там описана добропорядочность. Но если он не может отличить добро и зло, его добропорядочность сомнительна.

Оценивая судью или желающего им стать, надо понять: способен ли этот человек поступать справедливо? В чём трудность? Читая ваши критерии (Критерии ОСД), мне не хватало фундамента: нет там определения судьи как такового, что может исследовать ситуацию на предмет справедливости.

Я думаю, что у судьи должен быть инстинкт ощущения добра. Судебный процесс судья проводит внутри себя, сопоставляет со своими представлениями о добре и зле, о праве, истине и справедливости, поэтому так важна для судьи способность чувствовать истину – как естественный закон. Как говорил апостол Павел: «Вижу, другой закон в членах моих воюет против закона ума моего и делает меня пленником закона греховного, находящегося в членах». Если закон государства противоречит этому естественному закону, то закон есть беззаконие. Задача судьи – найти истину там, где она не очевидна...

«Судья обязан судить по совести»

В критериях ОСД есть совестность. Но я говорил бы о совести – совесть интереснее. В греческом языке, как и в украинском – совесть – это сознание, со-ведение. Это значит знать ту же Истину, быть участником знания объективной истины. Чтобы оценить другого человека, нужно самому поступать по совести.

«Прощение судьи за ошибки прошлого – только через покаяние»

Когда вы говорите о давних нарушениях (в биографии судьи), это знак, как относиться к прошлому, тем более давнему прошлому. Когда и почему, и вообще можно ли простить судью за грехи прошлого? А если судья сейчас ведёт себя справедливо? Как долго в открытом доступе должен оставаться вывод ОСД о его недобропорядочности?

Мой ответ: прощение может быть и для судьи, но только через покаяние. Если судья признает, что тот поступок (недекларирование имущества, несправедливые решения – приняты под давлением, недобросовестное поведение вне суда. – Авт.) был грехом, и он не оправдывает его сейчас – это может быть путём к прощению. Но если судья хочет скрыть или оправдать недобросовестное прошлое, то он продолжает грешить дальше. Он отрицает нынея и сегодня совершает грех. Чтобы говорить о добродетели, нужно покаяниея.

Формула Блаженнейшего Святослава для поиска справедливого судьи – это елей на наши души. Но от Общественного совета по добропорядочности зависит очень и очень мало. В законе «О судоустройстве и статусе судей» написано, что всё решает Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Решает даже о том, прочитать наш вывод о нечестных кандидатах или выбросить на помойку, не читая. Тогда вопрос: зачем и стоит ли нанему Совету работать дальше?

«Сам факт привлечения общественности к процессу отбора судей говорит о том, что просто нет доверия, это свидетельствует о несостоятельности государства организовано осуществлять свою деятельность, – говорит Глава УГКЦ. – Вместе с тем, это большой прогресс по сравнению с предыдущей, закрытой от общества процедурой назначения и продвижения судей по карьерной лестнице».

«Поэтому, когда вы рассуждаете о том, читать и принимать во внимание ваши выводы, подумайте о фразе, которой иногда заканчивал свои письма Блаженнейший Любомир Гузар. Это слова святого Августина: "Сказал и (этим) спас свою душу" – "Dixi et animam meam salvavi!" А как потом уже воспримут то, что я сказал, это ответственность других людей», – посоветовал нам по этому поводу Блаженнейший Святослав.

«Сейчас у судей нет должного уровня авторитета. Деятельность вашего Совета – это толчок к построению доверия к судьям, это демонстрация того, что очистить судебную систему вполне реально, очистить, чтобы снова судейская власть получила доверие. Полушав вас, я знаю, о чем говорить с семьями Героев Небесной сотни. Я им скажу, что НАДЕЖДА ЕСТЬ!» – отметил Глава УГКЦ.

Репортаж Натальи Соколенко

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...