Любовь превыше всего!

среды, 06 мая 2015, 15:52
Обращение к верующим и всем людям доброй воли по случаю семидесятой годовщины окончания Второй мировой войны

Откуда черпает силу весь народ, как не из патриотизма?

А патриотизм тем выше и благороднее,
чем больше опирается на Божий закон.

Андрей Шептицкий, митр. На грани двух веков, 1900 год


Христос воскрес!
Дорогие во Христе! Дорогие соотечественники!
Семьдесят лет назад закончилась большая война в Европе, которая унесла десятки миллионов жизней. В эти дни мы чествуем павших в той войне, солидаризируемся с теми, кто потерял близких, и с благодарностью вспоминаем их жертву.
Вознося к Господу Богу молитву за души многочисленных убитых, стоит также задуматься о причине этого насилия и о том, как не допустить его повторения. В водовороте войны, в которой именно наша земля стала полем боя, кровавой землёй, столкнулись тоталитарные идеологии, эгоистичные теории отдельных народов, различные формы языческих национализмов, древние имперские аппетиты.


Сегодня мы чувствуем, что не все раны войны залечены: минувший конфликт стал фантомной болью. Мы также видим, что идеологии, ставшие причиной войны, не ушли в прошлое, а память о погибших и пострадавших используется для конструирования новых агрессивных идеологий. Победа над злом, к которой причастно целое мировое сообщество, эксплуатируется для построения неосоветского мифа, порождающего новую войну, а украинский народ становится её новой жертвой.


Перед лицом современной угрозы мы объединились в любви к Родине, чувствуем гордость за неё, за наших сограждан и воинов. Много украинцев из разных уголков нашей страны переживают патриотический подъём, распространяя свои чувства и на другие народы. Видимо, не один украинец и не одна украинка сегодня могли бы высказаться созвучно с митрополитом Андреем Шептицким: «...Христианский патриотизм... не может содержать в себе никакой ненависти к нашим братьям другого народа. Послушные Христову повелению, мы любим все народы мира любовью ближнего. Ненависть против какого-либо народа или общественного слоя, состояния мы считаем противной Божьему закону и поэтому вредной для досрочного и вечного нашего добра. Наш христианский патриотизм – в том, что свой народ, украинский народ, мы любим христианской любовью больше других народов и готовы для него отдать труд всей жизни и саму жизнь» (Работа над объединением Церквей, 1940-1941). Эти слова нашего Великого пастыря открывают великую силу нашего народа. Одновременно они обращают внимание на характерную примету подлинного патриотизма – христианский характер. Именно в этом гарантия его чистоты, а следовательно, силы и красоты, которая ведёт к восстановлению украинского народа среди страданий и испытаний нынешнего времени.


Патриотизм как таковой стал хорошим чувством, которое даёт нам живое ощущение единения, внутреннего подъёма. Однако если патриотизм ограничивается лишь к эмоциональной сфере человека, то им можно манипулировать, даже больше, он может перейти в усталость, апатию, разочарование и агрессию. Зато истинное патриотическое чувство, как утверждает митрополит Андрей, всегда наполнено и преображено христианской любовью. Эти два понятия объединял и святой папа Иоанн Павел II, называя патриотизм путём к упорядоченной общественной любви (Память и идентичность, 2005 год).


Божественная любовь не только возвышает чувства до высоты человеческого духа, но и просвещает ум и укрепляет волю. Она превращает чувство патриотизма в христианскую добродетель, которая мобилизует человека – его ум, волю и поступки и позволяет ему строить и творить. Человек, обогащённый добродетелью патриотизма, не изнемогает в борьбе и не разочаровывается в трудностях, зато способен на геройские поступки и может победить врага. Он, по словам апостола Павла, «не рвётся к гневу, не задумывает зла; не радуется, когда кто-то совершает несправедливость, но радуется истине; все покрывает, во всё верит, на всё надеется, всё перетерпит» (1 Кор. 13, 5-7). Вот почему лозунг христианского патриотизма: любовь превыше всего!
Любовь к Родине вытекает из завета Иисуса Христа: «Вот что завещаю вам: чтобы вы любили друг друга» (Ин. 15, 17). Слуга Божий Андрей Шептицкий так объясняет эту мысль: «После любви к Богу и семье должна быть любовь к своему украинскому народу и родине. Со своим народом и родиной ты связан не только общей верой, которую считаем величайшим добром... но ещё и общим языком и обычаями. И той землицею святой, на которой вместе проживаем... и всем прошлым, и общей украинской кровью, и общим добром, и общей будущностью... и общим желанием и потребностями, и совместными лишениями и нищетой» (Самая большая заповедь, 1901 г.).


В этом году наша Церковь часто ссылается на опыт и учение митрополита Андрея, 150-летие рождения которого мы отмечаем, и пытается ещё полнее понять и развить видение этого Великана духа, увести его мысли в диалог о современных проблемах и вызовах. Поэтому сегодня нам стоит прислушаться к его науке о патриотизме, тем более что они были высказаны в чрезвычайно сложный для украинского народа и его Церкви период.


Своей целью митрополит Андрей, как настоящий духовный лидер нации, видел «христианизацию» такого благородного чувства, как патриотизм, ибо «посланник Христа может говорить о патриотизме, но должен говорить всегда с положения Христа, с положения предвечной небесной правды» (Кто виноват, 1934).


Этот великий праведник нашего народа является настоящим образцом патриота-христианина. Он так говорит о своём пути в этой добродетели: «Истинный патриотизм является ничем иным в своей сущности как истинной любовью к ближнему. И я стал таким образом украинским патриотом. Вся моя работа, родившаяся из этой любви, всегда имела целью добро, которое я желал сделать для своего народа» (Из письма митрополита Андрея к Апостольскому визитатору о. Джованни Дженокки, 1922 год).


Обязанность христиан нашего времени – исцелять наше общественное сознание, наполнять понятие патриотизма подлинно христианским содержанием. Христианский патриотизм никого не исключает, а своей целью ставит общее благо, потому неотделим от ответственности. Это добродетель, которую можно и необходимо развивать, совершенствуясь в любви к ближним.
Однако любовь должна быть деятельной, иначе она останется просто красивой декларацией намерений. Здесь целесообразно нам снова услышать слова митрополита Андея: «Кто на своём месте работает для блага народа, исполняя добросовестно обязанности, то является лучшим патриотом, чем тот, кто много говорит, а мало делает» (Послание духовенства Станиславской епархии, 1899 год). Все, кто сегодня хочет считать себя патриотом, пусть всегда держит в сердце эти слова – и уже завтра мы увидим новые сёла, города, новую страну.


Итак, два ключа для христианского понимания патриотизма – любовь и ответственность. Без любви чувство патриотизма становится бессильным, без ответственности – фальшивым и пустым.


Молитвенно поминая миллионы невинных жертв гитлеровских и сталинских преступлений против человечества, вдохновляйтесь примером истинных патриотов – героев освободительной борьбы нашего народа прошлого века. Следуйта примеру тех, кто сумел благодатью Святого Духа и силой любви к своей Родине и своему народу противостоять нацистской и коммунистической идеологиям. Именно они настоящие победители – победителями над насилием и ненавистью, грехом и смертью. Пусть их пример научит нас любить Бога и ближнего и ведёт к победе.


Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами!


+ СВЯТОСЛАВ


Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в день Святого великомученика, победоносца и чудотворца Юрия
и Переполовинивания Пятидесятницы,
6 мая 2015 года Божьего

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...