«Мария стала такой, чтобы Бог выбрал её...» – владыка Венедикт на Собор Пресвятой Богородицы

воскресенье, 11 января 2015, 20:34
На второй день Рождества, 8 января, Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. В этот день начинается также память Святого Иосифа Обручника. О фигурах святых Иосифа и Марии рассказывает владыка Венедикт, глава Патриаршей литургической комиссии УГКЦ.

– Христос рождается! Владыка, почему этот праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, а не днём почитания Марии?

– Славим Его! Само слово «собор» означает собрание. Этот праздник, с одной стороны, означает почитание Богородицы во всей полноте, а с другой – это почитание Марии всеми. Мы празднуем память Богородицы после Рождества ГНИХ, так же как после Богоявления, на следующий день, упоминается фигура святого Иоанна Крестителя. Часто после больших церковных праздников упоминается память тех, кто был больше всего причастен к ним. Ведь кто, как не Богородица, Бога родившая, причастна к этому празднику. Она родила Бога не только потому, что была избрана Господом, а потому, что сама стала такой, чтобы Бог избрал её. Она стала способной носить в своём чреве Сына Божия.

– В этот день также почитается и святой Иосиф Обручник. Что известно о нём?

– Рассказать что-то больше о нём трудно, потому что на евангельских страницах мы находим очень мало сведений. Если взглянем в историю Церкви, то увидим, что было несколько попыток большего почитания этого святого. Однако в современной Католической и Православной Церквях нет особого отношения к святому Иосифу. Убеждён, что такой была его духовность, ибо он всегда оставался в тени на страницах Евангелия. Он остался в тени и в истории Церкви. Я часто думал, что Церковь стремилась к большему его почитанию, а он «не давался». Иосиф – это фигура святого, который служит Богу, оставаясь в тени. Он тихо выполняет свою задачу, такую великую миссию. Мы не знаем о его жизни и его возрасте. Восточная Церковь говорит, что он был уже пожилым человеком и был покровителем Богородицы. Западная Церковь указывает на его более младший возраст. Однако это всё традиции и предания, в которых нет исторических свидетельств. Считаю, что это не существенно для нас. Нам важно всмотреться в его личность. У кого-то служение более яркое (министр, мэр, президент, и это та дорога, которую дал им Господь. А кто-то имеет служение, которое на первый взгляд не заметно. Много таких людей, стремящихся оставаться в тени, хотя могут делать гораздо больше других. Фигура святого Иосифа показывает нам, что наша незаметная миссия всё равно ценна в глазах Божьих. Важно принять своё место служения, ведь часто, когда мы думаем о нём, то усматриваем в этом особые места и состояния. Пример святого Иосифа нам говорит, что надо идти и делать что-то там, где Бог поставил. Бог каждого ведёт своим путём.

– Это также и второй день рождественских праздников. Отличается ли он духовно и литургически от других дней Рождества?

– В церковной традиции, когда есть большой праздник, то он празднуется не один день. Поэтому Рождество празднуется вплоть до Обрезания ГНИХ (14 января). Это нужно для того, чтобы люди глубже поняли смысл праздника. В важный праздник нужно «войти». Это так, как, если нам картина понравилась, мы стремимся дольше постоять и полюбоваться ею. Или, если нам человек интересен, мы хотим больше с ним побыть.

– Вопрос, который часто можно найти на многих интернет-форумах... Действительно ли Мария была безгрешной?

– Каждый по-своему понимает понятие безгрешности. Единственный безгрешный – это Бог. Богородица больше всего проявила в себе эту Божью безгрешность, что и дало ей способность зачать в своём лоне Бога.

– Могли бы вы сказать, что современные украинские женщины являются прообразами Марии?

– Каждый из нас является прообразом Марии. И каждый из нас должен меняться и становиться лучше, чтобы носить Бога в своём сердце. Наверное, каждый из нас пережил такой опыт встречи с личностью, которая не является ещё святой, но старается жить в совершенстве, правильно, молится, часто исповедуется. Таким образом, она носит в себе божественные черты. Поэтому каждый человек постоянно призван носить в себе Бога, чтобы Он все больше действовал через нас. Часто мы говорим, что определённые обстоятельства стоят на пути к такой жизни. Однако во время земной жизни Иисуса было множество различных преград к праведной жизни. Ведь Он родился во время римской оккупации израильского народа. Поэтому мы смотрим не на обстоятельства, а на нас в этих обстоятельствах. Не обстоятельства должны влиять на нас, а мы своей совершенной жизнью должны менять ситуацию.

Беседовала Руслана Ткаченко

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...