«Мы жертвы военной агрессии Российской Федерации», – Глава УГКЦ в интервью изданию «Република»

четверг, 29 ноября 2018, 21:28
Блаженнейший Святослав, Отец и Глава Украинской Греко-Католической Церкви, который в октябре участвовал в Папском Синоде Епископов, автор книги «Скажи мне правду» издательства «Cantagalli», пообщался с представителями итальянского издания «Република».

«В 2014 году Российская Федерация напала на Украину: сначала аннексировала Крым, а позже состоялось военное вторжение в восточную часть Украины, в регион, который называется Донбасс. В течение пяти лет мы не видим никакого прекращения огня, несмотря на многочисленные дипломатические усилия, начиная с подписания известных Минских соглашений и продолжая соглашениями, подписанными в формате дипломатических контактов. К сожалению, каждый день к нам приходят новости о новых жертвах как среди украинских воинов, так и среди гражданского населения.

Этот регион, по официальным выводам международных организаций, на сегодня является наиболее насыщенным взрывоопасными материалами в мире. Сотни тысяч детей ежедневно находятся в зоне опасности. Ни разу не удалось достичь перемирия и прекращения огня.

Украина потеряла восемь процентов своей территории и четверть своего экономического и промышленного потенциала. В регионе ощущается большая гуманитарная катастрофа, потому что почти четыре миллиона жителей этих территорий находятся в зоне боевых действий. Гуманитарные организации не могут добраться до этих территорий, чтобы передать помощь гражданскому страдающему населению. Более того, сейчас мы стоим перед угрозой экологического кризиса, так как в регионе Донбасса находится много угольных шахт, которые были затоплены подземными водами и закрыты. В результате весь химический материал проникает в почву и загрязняет питьевую воду.

Несомненно, можно утверждать, что Украина является настоящей жертвой агрессии и переживает самый крупный гуманитарный кризис в Европе после Второй мировой войны. Но то, что больше всего нас беспокоит, это то, что данная война, к сожалению, считается забытой, потому что больше не говорится о гуманитарной ситуации в регионе и новости из Украины не долетают до Западной Европы».

Вот так объяснил ситуацию для «Републики» Блаженнейший Святослав, который принимал участие в недавнем Синоде Епископов, автор книги «Скажи мне правду», которая только что вышла в издательстве «Cantagalli», текст её написан в соавторстве с Паоло Асоланом.

 

– Несколько дней назад состоялась историческая схизма между Москвой и Константинопольским Патриархатом. По вашему мнению, кто прав в этой ситуации?

– Да, это правда. Украина сегодня не только страна, где после падения Советского Союза столкнулись два проекта социального развития: один – возвращение к советскому прошлому, и другой – развитие в соответствии с европейскими демократическими стандартами. Заметное также столкновения между Московским и Константинопольским Патриархатом.

Кто прав? Я не считаю, что имею право становиться на чью-либо сторону, потому что каждая из них имеет свои соображения. Как представитель Украинской Греко-Католической Церкви могу лишь утверждать, что православный мир разделён и очень нуждается в высшем арбитре в христианстве, наподобие того, как мы, католики, видим в лице Папы, Преемника Петра, который не только является представителем самой церковной власти, но и вселенским арбитром, он помогает поместным Церквам достичь согласия и находиться в единстве Церкви. Это правда, что каждая сторона представляет свои аргументы: исторические, канонические, пастырские и тому подобное. Мы, греко-католики, не участвуем в этих дискуссиях, мы не можем быть втянуты в этот процесс, ибо считаем внутренним делом православного мира. Как Церковь мы молимся за единение, за единство христиан, а также за единство между нашими православными братьями. Мы чувствуем, что наше призвание в современном контексте – быть свидетелями единства Церкви и нести конкретную миссию по отношению к единству, а именно – свидетельствовать об особом служении Преемника Петра.

 

– Много лет ожидается возможный визит Папы в Москву. Почему он ещё не состоялся?

– Объяснение этому недавно дали представители самого Московского Патриархата. Они говорят, что в Православной Церкви Московского Патриархата существует негативный образ Католической Церкви, несмотря на контакты, которые существуют между руководителями этих Церквей. Возможный визит может вызвать протесты. Кроме того, в России не много католиков или большого количества лиц, ожидающих визита Папы. Это причины, представленные самой Православной Церковью Московского Патриархата.

Вместо этого мы ждём Папу в Украине. Ожидаем визита Преемника Петра, который мог бы действительно стать посланником мира. Более того, могу утверждать, что православные всех конфессий, католики и протестанты, и даже неверующие в Украине видят в лице Папы не только посланца, но и созидателя мира. Существует духовное видение: если Папа Франциск посетит Украину, то война прекратится. Политики сегодня могут начать войны, но затем становятся заложниками этих войн и не могут их остановить. Зато Папа является посланником и строителем мира. Поэтому говорят, что возможный визит Папы в Украину сможет помочь политикам и дипломатам положить конец вооружённому конфликту в нашей стране.

 

– Думаете, что после исторического соглашения между Ватиканом и Китаем что-то может измениться и в отношениях между Москвой и Римом?

– Не думаю. Полагаю, что эти два измерения церковных отношений происходят на разных уровнях. Отношения, контакты между Римом и Москвой лежат в плоскости отношений экуменических между двумя различными между собой Церквами. Зато контакт между Ватиканом и Китаем – это контакт между самими католиками. Он вытекает из отеческого стремления Папы Франциска помочь остановить преследование подпольной Церкви и группы католиков в Китае. Но с другой стороны, речь идёт о родительской заботе вернуть эту Церковь, которую называют патриотической, в общение с Церковью-матерью. Святейший Отец в отношениях с Китаем выступает как Отец своей Церкви, высокий пастырь Католической Церкви, которая желает добра всем своим детям.

 

– В своей книге вы говорите о «правде» и ведёте диалог на эту тему. После лет, которые оставил нам в наследство Бенедикт XVI, как вы думаете: эта тема исчерпала себя с Франциском или нет? И почему?

– Не думаю, что тема правды может исчерпать себя раз и навсегда, особенно в нашем культурном контексте, который часто характеризуют как мир постправды. Думаю, что Папа Франциск является преемником и даже продолжателем дела Бенедикта XVI, он продолжает линию, согласно которой Церковь сегодня имеет долг, миссию быть свидетелем правды. В своей книге я пытаюсь объяснить, что для нас, христиан восточной традиции, правда не является чисто теоретическим понятием, абстрактной идеей правды. Для нас правда – это жизнь, история, вера, надежда и любовь. Прежде всего, правда для нас – Лик Христа. В книге я попытался передать эту идею как опыт правды, которой жила и продолжает жить наша Церковь и наш народ в Украине.

 

Разговаривал Паоло Родари

www.repubblica.it

Перевод с итальянского языка о. Владимира Мальчина


ПУБЛИКАЦИИ

Обращение Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ по поводу аграрной реформы в Украине04 декабря

Обращаемся к государственной власти Украины с просьбой не ускорять искусственно земельную реформу, а подойти основательно к этому...

АНОНСЫ