«Митрополит Андрей Шептицкий: наследство и преемственность». Слово Главы УГКЦ к участникам конференции по случаю 155-летия со дня рождения митрополита

понедельник, 28 сентября 2020, 11:24
Каждый юбилей – это, прежде всего, хорошая возможность. Искренне желаю, чтобы эта возможность празднования 155-й годовщины со дня рождения праведного митрополита Андрея Шептицкого стала ещё одной возможностью для нас, для Украины и мира познать этого Великана духа, обогатиться сокровищами его наследия и каждый раз всё лучше всматриваться в лицо родной Церкви, для которой он жил и служил.

«Митрополит Андрей Шептицкий: наследство и преемственность»

Слово Блаженнейшего Святослава

к участникам Международной научной конференции

по случаю 155-летия со дня рождения

митрополита Андрея Шептицкого

26 сентября 2020 года Божьего

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения митрополита Андрея Шептицкого. Казалось бы, всё больше времени, эпохальных изменений и важных событий отделяет нас от тех исторических мгновений, когда нашей Церковью руководил митрополит Шептицкий. Его время было очень сложным и полным беспрецедентных вызовов. Турбулентность тогдашних исторических реалий побудили архипастыря к активной деятельности, часто в таких сферах, в которых Церковь не имела заранее сформированной позиции. Вдохновлённый Святым Духом, он должен был отвечать на такие вопросы, по которым церковное руководство ранее никогда не высказывалось.

В истории Украинской Греко-Католической Церкви митрополит Андрей был не просто выдающейся личностью, он стал её строителем. Шептицкий дал нашей Церкви новые на то время форму и способ проповеди Христова Евангелия. Его архипастырская деятельность в течение первых 44 лет ХХ века заложила фундаментальные основы, которыми до сих пор руководствуется наша греко-католическая община – духовенство, монашество и миряне. Можно образно сказать, что митрополит создал, вылепил, как скульптор, современное лицо нашей Церкви, её контуры, характерные черты, определил её миссию в истории своего народа.

Что же стало характерным для лика Церкви, представшего в соответствии с принципами Андрея Шептицкого, и который мы сегодня должны продолжать и углублять?

Можно сказать, что Греко-Католическая Церковь стала благодаря деятельности митрополита действительно народной Церковью, душой своего народа во многих измерениях его бытия. Именно при его служении наша Церковь проявилась едва ли не единственной общественной организацией (институцией) народа, жившего на своей земле, но в чужих государствах. Во времена, когда в разных странах Европы Церковь служила винтиком государственного механизма, УГКЦ под руководством Андрея Шептицкого не превратилась в инструмент чужого государства, а стала на сторону угнетённых и дискриминированных людей. Она подчёркнуто и убедительно демонстрировала свою тесную глубинную связь с украинским народом как его мать и учительница. Иногда наша Церковь была вынуждена перенимать на себя отдельные функции государства для своего народа, который боролся за свою независимость. Каждый украинец, несмотря на социальный статус, был для митрополита Андрея важным, ценным, достойным внимания человеком. УГКЦ сформировалась как институция, что заботится о духовных и жизненных (досрочны) интересах каждого гражданина. Она стала народной ещё и потому, что, по замыслу митрополита, основывала свои проповеди Слова Божия на украинском языке и культуре. Наша Церковь черпала и черпает из национальных сокровищ и одновременно сохраняет и приумножает их. Эта чёткая украинская характеристика стала особенно ценной для украинцев в ​​диаспоре, поскольку помогала им сохранить свою тождественность. Осознание патриотизма как деятельной любви к своему народу и родной земле, как свойства просветлённой сквозь призму Божьей любви и уважения к каждому человеку, независимо от его этнического или религиозного происхождения, – это особый призыв и пророческое слово митрополита к каждому из нас сегодня.

Одна из важнейших особенностей нашей Церкви – это сочетание в её жизни двух равноценных начал: киевских экклезиальных корней и общения с Римским престолом. Украинская Греко-Католическая Церковь именно со времён митрополита Шептицкого начала демонстрировать миру, что её призвание – служить взаимопониманию между восточным и западным христианством. Забота митрополита о восточной литургической традиции также должна была послужить тому, что УГКЦ сможет внести свой вклад в мировую христианскую сокровищницу. Его экуменические идеи были предвестниками тех процессов, что стали широко известны после Второго Ватиканского Собора. Митрополит одним из первых сформулировал видение Православной Церкви как равноценной и равноважной части Вселенской Церкви. Мы можем спорить с узкой научной точки зрения, был ли митрополит Шептицкий экуменистом, в сегодняшнем понимании этого термина. Но, по моему мнению, без его провидческих идей и действий мы сегодня, наверное, не обсуждали бы такие вопросы.

Греко-Католическая Церковь в годы митрополита Шептицкого получила своё лицо, что отличало её от других Церквей. Прежде всего, она утвердилась как Церковь византийской традиции, сопричастная с Апостольским престолом, Церковь украинского народа и украинского культурного наследия, а также Церковь, призванная служить пониманию и диалогу.

Андрей Шептицкий был личностью, которая сформировалась и культурно и духовно росла на наследии украинского и польского народов и достижениях мировой культуры, умело их сочетая. Митрополит оставил нашей Церкви важные образцы, своеобразные пути, по которым мы должны были строить наши отношения с другими народами и религиозными сообществами.

Он хотел, чтобы украинцы сумели выстроить отношения равноправия, взаимного глубокого уважения со своими соседями. Особенно это касалось и касается сегодня украинско-польских отношений. К сожалению, из-за распространённой в первой половине XX века ненавистнической политики к «другому» украинцы и поляки не нашли понимания и взаимного сочувствия, и обе стороны не смогли использовать мудрой мысли митрополита Шептицкого.

Наследие этого великого архипастыря, надеюсь, поможет нам найти глубокое братское взаимопонимание. Однако этого можно достичь только при условии, что его личность, слова и действия будут рассматривать, отбросив сначала старые мифы и предубеждения. Кстати, многие из тех мифических образов Шептицкого были искусственно созданы в советские времена.

Чтобы опровергнуть один из таких распространённых мифов, скажем, что митрополит Андрей не был украинским националистом в узко идеологическом смысле этого понятия, но искренне любил украинский народ и служил ему. Он чувствовал, что любая человеческая идеология не способна вместить в себя всю полноту Божьего Слова и Его любви. Митрополит стремился к тому, чтобы между украинцами и русскими было понимание и согласие. Он уважал культуру и религиозность русского народа, но подчеркивал её отличие от культурных и церковных традиций украинского народа. Шептицкий стремился к диалогу с российскими церковными и культурными деятелями и во многих моментах его попытки были успешными. Однако среди современных россиян всё ещё распространён искривлённый образ митрополита как врага всего русского и православного, созданный советскими специальными органами так называемой государственной безопасности.

Для украинцев и евреев митрополит Шептицкий стал символом самопожертвования и самоотверженности. Прежде всего, он является примером понимания чужой отличной культуры и религиозной традиции. В годы страшной трагедии еврейского народа митрополит протянул ему руку помощи, несмотря на смертельную угрозу и опасность. Он так сделал, потому что его понимание любви к ближнему не позволяло поступить иначе. В военное время Андрей Шептицкий имел мужество выступить против расовой теории нацизма, заявив, что мы все являемся детьми Адама и Евы. Думаю, он хотел, чтобы его верные подали руку еврейскому народу и строили с ним дружеские отношения.

В годы митрополита Шептицкого Церковь распространила свою деятельность на другие страны и континенты. Это было обусловлено тем, что украинские греко-католики из-за сложных экономических и политических обстоятельств были вынуждены эмигрировать. Митрополит Андрей отстаивал право верующих иметь собственных священников и церковную иерархию в государствах, где они поселились. Украинская иерархия за рубежом уже в течение века несёт духовную опеку и помогает украинцам сохранять свою культуру, язык, национальную идентичность. Это токже отвечает стремлениям Андрея Шептицкого.

Митрополит считал, что его Церковь должна уделять большое внимание вопросам образования и культуры, не только потому, что для его верных в то время эти вопросы были болезненными. Образование, культура и наука, по его мнению, были крайне важными проявлениями величия и благородства народного духа, его особого переживания и чувства Красоты, Добра и Истины, которые определяют все другие виды деятельности, например, экономическую и политическую. Об этом Шептицкий писал ещё в своём первом пастырском послании. Образовательно-культурные проблемы и в наше время должны привлекать серьёзное внимание и Церкви, и общества, и государства. Поэтому образование и культура имеют прямое положительное влияние на то, каким будет наше будущее и какое общество мы построим.

С течением времени всё глубже просматривается источник мудрости и величия митрополита Андрея – его святая жизнь. Именно его духовность и аскетизм, глубокая личная связь с Богом в Духе Святом, что поднёс его к высотам христианской мистики, и были движущей силой, началом и конечной целью каждого из измерений его деятельности и служения. Святость митрополита и стала той «герменевтической матрицей», ключом к их правильному пониманию, научному и пастырскому осмыслению. Я глубоко убеждён, что этот праведник оставил там такие величественные духовные сокровища, о которых мы сегодня ещё очень мало знаем и недостаточно ими пользуемся. Поэтому давайте молиться и работать для скорейшего его прославления на престолах Вселенской Церкви.

Каждый юбилей – это, прежде всего хорошая возможность. Искренне желаю, чтобы эта возможность празднования 155-й годовщины со дня рождения праведного митрополита Андрея Шептицкого стала ещё одной возможностью для нас, для Украины и мира познать этого Великана духа, обогатиться сокровищами его наследия и каждый раз ещё лучше всматриваться в лицо родной Церкви, для которой он жил и служил.

Благословение Господне на вас!

 

† СВЯТОСЛАВ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...