НАША СВЯТАЯ СОФИЯ: Послание Главы УГКЦ по случаю столетия восстановления соборности украинского народа и его государства

пятница, 18 января 2019, 21:49
Дорогие во Христе братья и сёстры! На протяжении своей тысячелетней истории наша Церковь и наш народ сполна пережили в своём теле опыт пасхального таинства нашего Спасителя. Мы прошли через тяжёлые страдания, неоднократно пережили смерть и воскресение. Победу и радость воскрешения мы видим воочию в свободной, независимой и соборной Украине. Сегодня, в очередной раз глядя в глаза завоевателям, мы спрашиваем у Господа: «Для чего Ты нас воскресил? Каков Твой Промысел в отношении нас?» На эти вопросы Божественная Премудрость даёт нам ответ нашей собственной Софией Киевской!

 

НАША СВЯТАЯ СОФИЯ

Послание Блаженнейшего Святослава

по случаю столетия восстановления соборности украинского народа

и его государства

 

Высокопреосвященным и Преосвященным архиепископам и митрополитам,

боголюбивым епископам, всечестному духовенству,

преподобному монашеству, возлюбленным братьям и сёстрам,

в Украине и на поселениях в мире сущим

 

 Мудрость разумного – свой путь найти.

Притчи 14, 8

Дорогие во Христе!

 

Введение

1. Внимательно пронизывая взглядом века, которые прошли с момента возрождения соборности украинского народа и его государства, мы видим предвечный Божий замысел о них и нашей святой Церкви. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, полной неожиданных вызовов. Новые вызовы направлены ко всем людям. Человечество входит в совершенно неизведанный – неизвестный и тревожный, но полный надежды – этап глобальных преобразований: религиозных, культурных, экономических, технологических и общественно-политических. Особенно остро эти новые вызовы чувствуем мы, дети и наследники Киевской Церкви.

 

2. В новейшем контексте нашего духовного и культурно-национального бытия искренне приглашаю каждого направить глаза собственного сердца и ума к Божественной Премудрости. Эту премудрость в Рождестве Христовом предвечный Отец являет миру в своём воплощённом Сыне и открывает в Святом Духе. В этой Божественной Софии, Премудрости Божией, мы видим глубокую мудрость нашего национального и государственного бытия – Софию Киевскую, которая является иконой и воплощением Премудрости Божией. София, Премудрость Божия, пришла на киевские холмы с Владимировым крещением и легла в основу всей киевской цивилизации. Речь идёт о евангельских ценностях и нравственных принципах, что озарили культуру наших предков, стали крепкими устоями для объединения украинского народа и развития нашей государственности. Удивительным воплощением, незыблемой святыней Премудрости Божьей стала Святая Киевская София – собор, который по сей день является красноречивым символом первичной целостности и полноты единой и неделимой Киевской Церкви.

 

3. В течение тысячелетней истории эта мудрость оставалась фундаментом софийной цивилизации киевского христианства, основой государственносозидательных стремлений нашего народа, колыбелью его морали. Поэтому понять нашу цель и ответственность в новейшее время – значит сделать Софию Киевскую видимой, живой и деятельной. Эта Премудрость есть ориентиром для личной жизни, способом осуществления нравственного и политического выбора. Именно она, по силе и действию Святого Духа, является источником национальной силы и ответом на актуальные запросы настоящего, на новые вызовы: то есть проектировать, воплощать эту Божью премудрость нашими поступками в новое время – значит прокладывать украинскому народу путь в будущее.

 

София Киевская – христианский фундамент украинского народного бытия

 

4. В своих страданиях, смерти и воскрешении наш Спаситель совершил окончательную победу над самой смертью и её причиной, грехом, и даровал миру мир, превосходящий всякое понимание (ср. Фл. 4, 7). Премудрость Божия замысла оказалась в непостижимой красоте жертвенной любви самого Творца. Ведь Он за своего Сына во Святом Духе совершил таинственное спасение человечества, освободив его из плена греха и вечной смерти. Церковь Христова – таинство Божьей победы, призванной сквозь века звучать победным пением, достигая водами святого крещения и животворной благодати всех времён и народов. Мы, христиане, – отголосок Его победы, живой образ Его исконной и всеблагой Премудрости, которая раз и навсегда поселилась среди людей, прокладывая путь отдельному человеку и целым народам в просторы Божьей любви через оповещение человечеству Христа распятого – «Божьей мощи и Божьей мудрости» (1 Кор. 1, 24).

 

5. «Безвестной до времени и затаённой Премудрость Божия была от ангелов и людей, не как не существующая, а как скрытая, чтобы явиться в конце века» [I], – писал киевский митрополит Иларион. Когда же для нашего народа наступила определённая Божьим промыслом «полнота времён» (Гал. 4, 4), отголосок той спасительной проповеди раздался на киевских холмах. Он достигал глубины сердец наших предков, просветлял их умы и скреплял волю, из множества формировал единство и целостность. В крещальных водах Владимировой купели Премудрость Божия воплотилася в тело нашего национального бытия – стала кровью и плотью истории украинского народа. Отсюда щедро начал бить единственный источник Света и Истины для объединенного Божьей благодатью людей. Из этого источника наши предки черпали знания, и это позволяло им формировать переданное потомкам понимание себя и мира. Из этого источника родилась наша тождественность – церковная, национальная и государственная. Благодаря этому источнику сформировались ценностные основы организации личной и общественной жизни. На них упорядочивались хозяйство, обучение и воспитание молодёжи. Новые принципы определили отношение к семье, нуждающимся и чужакам, понимание справедливости и красоты, общественной ответственности и заботы об общем благе. Здесь закалялся ратный дух украинской армии и формировался ценностный кодекс украинского воина – защитника родной земли. Обычное и обыденное приобретало измерения сакрального и Богом явленного.

 

6. В свете Премудрости Божией, воплощённой в судьбу нашего народа, формировались основы внутреннего устройства украинского общества, этические принципы его институциональной организации, наконец – сами основы нашей государственности. Отсюда происходит наше осознание социальной справедливости и призвание власти служить интересам народа и защищать его благосостояние. В лоне Софии Киевской сформировались наша культура, наша книжная речь, определилось направление нашего развития. Киевская Церковь не была заложницей политических интересов государственной власти или рабой сильных мира сего, потому что не грешила обожанием светского правления. Она оставалась душой и совестью своего народа, обучая его оценивать земную власть в соответствии с тем, насколько эта власть служит Божьей правде и вечному закону Творца. Именно так, в свете Софии Киевской и добра Божьего народа, была оценена «Русская правда» великого князя киевского Ярослава, недаром называемого Мудрым. И сама Церковь и поныне собирает в единое целое детей одной Истины, одной Мудрости, одной Софии. Так на кручах Славуты-Днепра Божья Премудрость «дом себе построила» (Притч. 9, 1), заложила в сердцах наших предков непреклонные ценностные основы для упорядочения нашего времени и построения общего будущего. Премудрость Божия стала Мудростью – Софией Киевской, сформировавшей основы нашей цивилизации.

 

7. На протяжении веков отсюда силой и действием Святого Духа следовали ручьи Божественной благодати, орошающие и окружающие земли. Именно отсюда, из Софии Киевской, животворные лучи Божьей Премудрости просветили все окрестности Киевского государства. Приняв, однако, благодать крещения, не все они стали способными вполне преобразитися глубиной Божьей Премудрости и так, как в Киеве, в её свете строить своё церковное тождество и общественные институты. Даже когда они имитировали, а порой и занимали собор Премудрости Божией в Киеве, своё бытие определяли агрессивностью кочевников-завоевателей, по словам апостола Павла: «Имея вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 5).

 

Киевская Церковь – икона Божественной Премудрости

 

8. Нерукотворным храмом Божьей Премудрости на берегах древнего Борисфена стали души наших предков, сердцем софийной цивилизации – престол киевских митрополитов. Храм Святой Софии Киевской, Премудрости Божией, воплотил в себе мудрость наших предков, освящённую Божьей истиной, и стал «чудом и славой на все окружающие страны» [II]. На протяжении веков здесь совершалось таинство спасения нашего народа. «Реки воды живой» (Ин. 7, 38) текли из этого храма к сердцу и уму каждого украинца. Наши прадеды получили благодать из духовного наследия святого всехвального апостола Андрея Первозванного, святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия, блаженной Ольги, княгини Киевской. В определённое Провидением время благодаря осознанной воле святого равноапостольного великого князя Владимира наши предки стали участниками крещальной купели. С тех пор Божественная Премудрость – извечная истина – просвещает наш путь. А собор Святой Софии остаётся верным свидетелем освящённого этой благодатью единства Киевской Церкви.

 

9. Неделимая Киевская Церковь, находясь в полном общении с древними церквями Рима и Константинополя, стала для нас верным путём к вселенскому братству христианских народов. Её рождение не было омрачено братскими раздорами. Её мистическая память несёт в себе вечную литургическую память неразделённого раздором христианства первого тысячелетия. Её миссия – верно воплощать в себе Божий замысел спасения человека среди «единого Божьего народа в краю на киевских холмах» [III], как об этом вспоминал Блаженнейший Любомир, и служить вселенскому единству всех христиан. Её евангельский благовест мелодично звучал в полной симфонии с голосами древних апостольских Церквей, чтобы единственная Истина неделимой Христовой Церкви просветляла целый мир, верно исполняя заповедь самого Спасителя «да будут все едино» (Ин. 17, 21). Ибо София – символ непреодолимого единства и мудрости, что взмывает высоко над стенами временных недоразумений и раздоров.

 

10. Софийная Церковь – святая земля примирения и согласия, всегда открыта ко вселенскому единению рассеянных по миру детей Божьих. Потому что Премудрость Божия не знает границ, она единственная и обнимает всех и всё, «простирается от края и до края и ладно управляет всем» (Мудр. 8, 1). Именно поэтому сегодня, как и тысячелетия назад, наша Киевская Церковь остаётся в полном общении с наместником апостола Петра, призванным самим Спасителем служить единству Его Вселенской Церкви и целостности искуплённого Божьего народа. Вместе с епископом Рима наша Церковь находится в общении с другими Восточными Церквами. При этом открывается особое экуменическое призвание нашей Церкви – свидетеля неразделённого христианства и мученицы наших дней.

 

11. Исповедник веры, многолетний узник сталинских лагерей патриарх Иосиф Слипой оставил бессмертный манифест идентичности нашей Церкви как наследницы и правопреемницы полноты киевского христианства. Этим манифестом является величественный собор Святой Софии в Риме, золотой юбилей освящения которого мы будем праздновать в 2019 году. Возведение римской Софии вместе с образованием Украинского католического университета является свидетельством живой и деятельной Софии Киевской, обнаруженной в самом существовании Украинской Греко-Католической Церкви – мученицы как в Украине, так и на поселениях. Бессмертное послание патриарха Иосифа «Urbi et оrbi» (Вечному городу и миру), высеченное на фронтоне университета: «Истина и любовь к науке собирает в рассеянии сущих». Строя собор Святой Софии в Риме, освящая его вместе со святым папой Павлом VI, этот подвижник Христовой веры смотрел на Софийский собор в Киеве как материнский храм нашей Церкви, в котором молились и его великие предшественники. Киевский храм патриарх Иосиф видел видимым собором невидимой Софии, церковной и национальной мудрости, что страдала тысячелетия в теле и крови его родной Церкви, а сегодня победно сияет на всю Украину и весь мир. Патриарший собор в Риме является красноречивым символом вселенскости Софии Киевской, воплощением стремления украинского сердца к полноте единства во Христе, дарованного нашему народу в крещальной купели князя Владимира. Он стал знаком бессмертия озарённого Божьей благодатью украинского духа – того самого, что его жизнью воплощал патриарх Иосиф.

 

12. Большой исповедник веры смиренно завещал своим потомкам: «Похороните меня в нашем Патриаршем Соборе Святой Софии, а как воплотится наше видение и предстанут на свободе наша Святая Церковь и наш Украинский народ, занесите мою домовину, в которой упокоился, на родную украинскую землю... если такой будет воля Божья и желание Украинского Божьего народа, поставьте мою домовину в подземельях обновлённого собора Святой Софии» [IV]. Патриарх Иосиф чувствовал, что Божественная Мудрость напоминает о задачах восстановить первоначальное единство ныне разделённой Киевской Церкви. Только тогда мы увидим поистине обновлённый собор Святой Софии в Киеве. Пока этого единства ещё нет, ни одна из Церквей – наследниц этой Церкви не может единолично занимать древний собор Премудрости Божией Софии Киевской. Он, скорее, должен быть местом встречи всех потомков софийной Киевской Церкви, быть напоминанием, призывом, побудителем и надеждой на наше сочетание во Христе.

 

13. Через проповедуемое слово Премудрость Божия проникала в сердца каждого, формируя неразрывное единство, непреодолимую общность большой семьи, взглядом обращённой к незыблемой святыни – Софии Киевской. Наша Церковь словом и делом учила своих верных отважно брать на себя ответственность за судьбу всего народа, за наше государство. Она всегда была государственнической и государственнообразующей, непрерывно подчеркивая ценностные принципы функционирования государственных и общественных институтов, обоснование которых искала значительно глубже – в копилке Премудрости Божией. Воодушевлённый её мудрой традицией, праведный митрополит Андрей Шептицкий писал: «Церковь, понимаемая как организация чисто национальная, охватывающая только один народ и отлучающая его от всех других, становится орудием поддержки раздора, питающим национальные страсти и помогающим угнетать другие нации. Она ведёт к борьбе, а не к миру; к разлуке, а не к соединению – следовательно, и не является Христовой» [V]. Софийное мышление нашей Церкви всегда направляло её сыновей и дочерей к преодолению внутренних недоразумений, к объединению усилий, к консолидации украинского народа, объединяя вокруг вечных евангельских ценностей. София – мудрость воплощённой в личной и общественной жизни Истины, что творит архитектуру исторического бытия народа, позволяет в шуме поколений и цивилизаций закрепить институциональное оформление его самобытности, «построить Родную хату» [VI].

 

14. В уюте софийной традиции киевского христианства сформировалось особое литургическое, богословское, духовное и каноническое наследие. Эта богатая духовная культура всё ещё, к сожалению, мало изучена и исследована. Сегодня мы вместе с нашими православными братьями, сонаследниками Киевской Церкви, призваны заново открыть это наше общее сокровище, исследовать и развивать его как драгоценный фундамент нашего духовного единения. Киевскому благочестию больше всего свойственно внимание к человеку как его глубокому измерению, в котором сконцентрированы способность чувствовать и осмысливать действительность, а также принимать решения под вдохновением Святого Духа. Там Премудрость Божия трудится над восстановлением в человеческом существе омрачённого когда-то первообраза. Поэтому сердце человека, как и окружающая действительность, требует ценностно-ориентированного развития. Идеалом сложившейся в таких условиях аскезы становится физический труд, что позволяет человеку чувствовать себя ближе к сотворённому миру и одновременно побуждает принимать ответственность за него. Из сердца – «бездны, всех вод и небес широкой» [VII] – Премудрость Божия достигает всего внутреннего мира человека осознанным чувством ответственности за другого. Тяжёлый труд становится ценностным идеалом, орудием социального служения.

 

15. Ответственность за общее благо и служение нуждающимся остаются двумя определяющими чертами социального измерения киевского благочестия. Мы находим многочисленные свидетельства о них в житиях великих святых нашей земли, в частности преподобного Феодосия Печерского и других подвижников из «Киево-Печерского патерика». Этот вид благочестия формирует присущий нашей духовной культуре образ восстановленной Духом Святым человеческой личности – святца как носителя и свидетеля Божественной Премудрости. Молитва, труд и поступки милосердия позволяют человеку стать живым воплощением непостижимой Мудрости самого Творца. Первым плодом софийной святости стал духовный подвиг святых мучеников братьев Бориса и Глеба. Из глубин этого особого дара для нашего народа Божественная Премудрость проложила себе путь к сердцам бесчисленных мучеников за единство Церкви Христовой – как во времена гонения Киевской Церкви в Российской империи, так и во времена коммунистического террора ХХ века: их «мученическая кровь свидетельствует перед небом и землей о непоколебимой верности Богу» [VIII]. В сердце, в котором поселилась Божья Премудрость, евангельские принципы становятся жизненными ориентирами для нашего времени, а оттуда, из кельи сердце, направляются в широкий мир, чтобы его преобразить, привести человеческое общество в соответствие с объявленными ценностями. Так на протяжении столетий Киевская Церковь, верная своей спасительной миссии, освящает Божьей благодатью сердце каждого украинца и всего народа, ярко сверкая перед миром удивительной иконой Божественной Премудрости.

 

София Киевская – ценностная парадигма построения государственности

и общественных институтов украинского народа

 

16. Этика общественных отношений, сформированная в контексте софийной логики нашей истории, определяет особое место для руководителя народа. Функция государственной власти и общественного руководства в киевской традиции приобретает присущие именно ей признакив. В «Поучении» Владимира Мономаха легко заметить: великий князь не управляется в своей деятельности только собственным интеллектом и общечеловеческим опытом. Он ищет Божиих ориентиров, мудро признавая примат Божественного Промысла над собственной волей. Власть – это прежде всего служение, которое побуждает к заботе о доверенном Богом народе, особенно о вдовах и сиротах, об убогих и немощных. Лень – не самый большой из грехов. Каждая человеческая деятельность должна быть неутомимойм и озарённой Божьей благодатью. Именно поэтому князь обращается в молитве к Богу с просьбой укрепить сердце мудростью. Моральные и богословские добродетели лежат в основе его личной жизни и общественного служения: «А это вам основа всего: страх Божий имейте превыше всего» [IX]. Князь не узурпирует власть, дарованную ему Всевышним для защиты родной земли и обеспечения благосостояния подчинённых. Он призван мудро ею распоряжаться ради мира и согласия в стране. В нашей софийной системе ценностей именно народ Божий остаётся носителем Божьей Премудрости, а затем – голосом, способным напоминать князю о его священной миссии и предостерегать от злоупотребления властью.

 

17. На протяжении веков свет Христова Евангелия щедро озарял каждое измерение жизни и быта нашего народа. Слово Божие закладывало ценностные основы общественных и государственных институтов, усугубляло понимание свободы и достоинства человеческой личности, прав и обязанностей граждан, ответственности власти, помогало согласовывать общественную и хозяйственную деятельность с объявленными истинами. Важным отголоском Божьей Премудрости в истории украинского народа, подхваченным Киевской Церковью, есть несомненное уважение к знаниям. Митрополит Андрей как-то отметил: «Все украинцы высоко ценят науку и образование» [X]. Сам митрополит и его преемники прилагали немалые усилия, чтобы в украинском народе не угасла жажда мудрости. Ведь знания приводят к более глубокому пониманию себя самого и окружающего мира, позволяют человеку плодотворно взаимодействовать с действительностью. Наука и образование помогают народу защитить свою самобытность, уберечь свою душу, создавать цветущее будущее. Просвещение является залогом экономического развития и социального прогресса. Однако только тогда, когда руководствуется истинными ценностями. «Если любишь прибыль, ищи её приличным путём», – писал Григорий Сковорода [XI]. Входя в человеческую реальность, Божья Премудрость просветляет умы и направляет человеческую волю к правильному действию, помогая мудро управлять доверенным ей сокровищем Божьего творения.

 

18. Особым образом наш народ и его Церковь стали свидетелями воплощения в собственную историю Премудрости Божией в неописуемых страданиях и гонениях, с верностью и достоинством перенесённых ради Христа и Его справедливости. Мы – Церковь мучеников за Божью Истину. Испытания, обильно выпавшие на долю украинского народа, становились местом явления Божьей силы и мудрости. Они соткали нашу самобытность, определили нашу идентичность. Мы не проповедуем мудрость этого мира, а собственной историей аутентично возвещаем «мудрость Божию в тайне сокрытую, что Бог назначил нам вовеки на славу» (1 Кор. 2, 6). Это та самая тайна Божественного замысла, что явилась миру с высоты креста и осенила его светом Христова воскресения. Это та мудрость, что дарит полноту жизни и преодолевает саму смерть.

 

19. Светлой памяти патриарх Иосиф Слипой в своём пастырском послании к духовенству нашей Церкви, написанном ещё в Красноярском крае, сравнивает историю Церкви Христовой с «крестоносным походом» праведников и мучеников за Божью Истину. «А среди того крестового похода отдельный ряд составляют последователи нашей Греко-Католической Церкви... Там видите и Ваших дедов, и прадедов, родителей и родных, многочисленных Ваших духовных детей, друзей и знакомых... За теми достойными и святыми предками ступаете и Вы со своими тяжёлыми крестами, падаете под ними не раз и не два, чтобы снова восстать. Все они в Вашей борьбе за Церковь и ее единство, в воздвижении Вашего тяжелого креста духом и молитвой с Вами!» [XII].

София Киевская – это тоже мудрость нашего народа, что открывается во время страданий и придаёт силу переобразить боль и грусть гонений в неописуемую радость верности Христу, в духовную победу над силами страха и мрака, в триумф воскресения. Наша Церковь всегда осознавала свою миссию перед собственным народом и всем миром возвещать Евангелие "и то не мудростью слова" (1 Кор. 1, 17), а любовью ко кресту Господню, который для нас, спасаемых, является "силою Божией"».

 

София Киевская – указатель к вечной цели детей Украинской Церкви и народа

 

20. Свою знаменитую «Молитву о Божьей мудрости» праведный митрополит Андрей Шептицкий завершает просьбой: «Дай мне ту мудрость, что мне и моему народу больше недостаёт. Дай мне мудрость истинного удовлетворения, истинного счастья»[XIII]. В этих словах наш великий праведник будто обращает глаза собственного сердца в то будущее, которое ещё предстоит завоевать молитвенным подвигом и общим упорным трудом. Здесь оказалась вся мудрость украинского народа, который через столетние испытания смотрит вперёд и уверенно идёт к полноте своего призвания быть «знаменем, поднятым перед народами» (Ис. 11, 12), быть народом Божиим, непреодолимой надеждой прокладывает путь к собственной обещанной земле, к полноте Божьей любви и мира. И указателем ему на этом пути светит Премудрость Божия, воплощённая в его историю, – наша София Киевская.

 

21. София Киевская – мудрость народа, рождённого в благодатных водах крещения Владимира. С тех пор евангельские ценности легли в основу присущего нам мировоззрения, стали нормами организации общественного быта. Сохранение украинской семьи как домашней Церкви, что сберегла нашу церковную жизнь в годы суровых преследований, передача веры родителей будущим поколениям как самого дорогого национального сокровища и даже сам процесс создания государства в нашей истории проникнуты светом Божьей Премудрости. Её свет учит нас любить свой народ и его соборное государство, а вместе – возбуждает сознание того, что мы, по слову апостола Павла, являемся небесными гражданами и здесь, в этом мире, постоянного места не имеем, а смиренными паломниками направляемся к нашей Небесной Родине (ср. Фил. 3, 20). Именно эта высокая цель и призвание каждого человека позволяют нам правильно оценивать досрочную жизнь и хорошо готовиться к вечности. На пути к Небесной Родине мы призваны воплощать Софию Божью в нашу украинскую действительность, строить справедливый мир, творить цивилизацию мира и любви.

 

22. Дорогие во Христе братья и сёстры! На протяжении своей тысячелетней истории наша Церковь и наш народ сполна пережили на своём теле опыт пасхального таинства нашего Спасителя. Мы прошли через тяжёлые испытания, неоднократно пережили смерть и воскресение. Победу и радость воскрешения мы видим воочию в свободной, независимой и соборной Украине. Сегодня, в очередной раз глядя в глаза завоевателям, мы спрашиваем у Господа: «Для чего Ты нас воскресил? Каков Твой Промысел в отношении нас?» На эти вопросы Божественная Премудрость даёт нам ответ нашей собственной Софией Киевской! Сегодня мы, как и тысячу лет назад, каждый раз глубже осознаём себя как поместная и одновременно глобальная Киевская Церковь – Церковь украинского народа в единстве с преемником апостола Петра, как неотъемлемая составляющая соборной Вселенской Церкви с миссией объединения всех христиан. Мы уверенно идём к полноте Царствия Божия. В наших истоках – наши ценности, наш способ мышления и деятельности, нашатрадиция и стратегия развития, наш опыт. Наша общая память, наше полностью открытое сердце и дружеская рука, протянутая православным братьям, наш путь в будущее, наша мудрость – это наша София, София Киевская.

 

23. Эта Мудрость Церкви и народа является залогом нашей победы, нашей силы и бессмертия. Именно она в силе и благодати Святого Духа проведёт нас через ответственный выбор в этом году, обновит и укрепит наше государство и обеспечит победу и мир, развитие и процветание украинского народа. София Киевская является той внутренней силой, которая без тревоги и страха ведёт наш народ в будущее особым цивилизационным путём. По своей природе она универсальна – это большая ценность человечества, что помогает всем народам входить в новую эпоху не с пустыми руками, а с Вечной Мудростью, которая лежит в основе истории. Наша София Киевская является её подлинным блеском, вечным сиянием Божественного Промысла, открывает нам истину о человеке и его предназначении во вселенной.

Пресвятая Богородице, Престол Премудрости, Киевская Оранта и наша Нерушимая Стена! Веди нас, небесных граждан, дорогами этого земного бытия к нашей Небесной Родине!

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в праздник Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и

Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской,

14 января


[I] Іларіон Київський. Слово про закон і благодать / Іларіон Київський // Філософська думка. – 1988. – № 4. – С. 89–101.

[II] Там же.

[III] Блаженніший Гузар Любомир. Один Божий народ у краї на київських пагорбах: Слово Блаженнішого Любомира, Митрополита Києво-Галицької митрополії Української Греко-Католицької Церкви з нагоди започаткування повернення осідку митрополита до Києва, 13 квітня 2004 року // Благовісник Верховного Архиєпископа Української Греко-Католицької Церкви Блаженнішого Любомира кардинала Гузара. – 2004. – № 4. – Львів: Друкарські куншти. – С. 161–168.

[IV] Патріарх Сліпий Йосиф. Завіщання// Будьмо собою! Життя і Заповіт патріарха Йосифа Сліпого. – Львів: Видавництво УКУ, 2017. – С. 70.

[V] Митрополит Шептицький Андрей. Правдива віра: Пастирське послання до вірних на Буковині // Про Віру: Вибрані послання Митрополита Андрея та Патріарха Йосифа Сліпого.  – Львів: Артос, 2013. – С. 22.

[VI] Митрополит Шептицький Андрей. Наша Державність. Як будувати рідну хату. – Львів: Артос, 2010.

[VII] Сковорода Григорій. Книжечка про читання Святого Письма, названа «Жiнка Лотова». У 2-х т. // Трактати, діялоги, притчі, переклади, листи / За ред. Олекса Мишанич. – Т. 2 – Київ: УНІГУ & НАН України, 1994. – C. 34–60.

[VIII] Стихира з Вечірні Неділі всіх святих українського народу.

[IX] Повчання Володимира Мономаха (за Лаврентіївським списком) // Золоте слово. Хрестоматія літератури України-Руси епохи Середньовіччя ІХ–Х століть. Кн. 2 / За ред. проф. Василя Яременка. – Київ: Аконіт, 2002.

[X] Митрополит Шептицький Андрей. Божа Мудрість. Том 1 // Твори морально-аскетичні. Том XLV-XLVII. – Рим: Видання УКУ ім. Св. Климента Папи, 1978.

[XI] Сковорода Григорій. Розмова, названа алфавіт, або буквар миру. – Київ: Наукова думка, 1983. – С. 200–249.

[XII] Патріарх Сліпий Йосиф. Пастирське послання до духовенства «Про становище духовних та вірних Української Греко-Католицької церкви після 1946 року та заклик бути стійкими під час переслідувань» // Про Віру: Вибрані послання Митрополита Андрея та Патріарха Йосифа Сліпого. – Львів: Артос, 2013. – С. 104.

[XIII] Митрополит Шептицький Андрей. Молитва про Божу Мудрість//Молитовник «Прийдіте поклонімося». – Львів: Свічадо, 2004. – С. 74.