«Наша задача сегодня – поиск того, что нас объединяет, что делает нас сильными», – Блаженнейший Святослав

вторник, 03 мая 2016, 21:54
Есть особые дни, как вот сейчас, – Пасха, светлый праздник Воскресения Христова. Особенность его в том, что человек как-то инстинктивно чувствует потребность остановиться среди бешеного ритма жизни, поразмыслить над вечным, над тем, что среди быта и повседневных проблем кажется далёким и необъятным.

В такие дни мы ищем причины собственных успехов и невзгод и, как правило, находим их в определенном душевном дискомфорте, поскольку мы люди со всеми присущими нам недостатками, комплексами, фобиями. Но в эти же дни мы настроены на чудо, способны поверить в него, способны поверить, что жизнь – такая непредсказуемая и тяжёлая – всё же является даром, шансом и открытием. Хорошо было бы, если бы этот период не ограничивался праздничнымии днями. Но...
«Львовская газета» беседовала с Блаженнейшим Святославом, Главой Украинской Греко-Католической Церкви, о Пасхе, о буднях, о том, что волнует миллионы и что беспокоит конкретного человека.


«Наше время – время роста каждого украинца в свободе»

– Блаженнейший, Ваше восхождение по ступеням церковной иерархии было стремительным, и у меня оно вызывает ассоциации со сменой глобального ритма. Процессы ускоряются, человечество взрослеет, и Украина среди этого ускорения – не исключение. Может, не всегда попадаем в ногу, и всё же... Хочу спросить Вас, Владыка, о Вашем понимании времени, его главных вызовов и главных преимуществ.
– Слово «время» – глубокимое философское и богословское понятие. Древние философы говорили, что на самом деле времени не существует, есть изменения в природе, в жизни человека. А время является способностью человека как-то измерять эти изменения, то есть упорядочивать их, различать между тем, что было, что есть сегодня, что будет завтра. Очевидно, мы сейчас ощущаем, что время ускоряется, потому что так много изменений происходит. То, что некогда происходило за год, теперь – за месяц, то, что происходило за неделю, теперь может поместиться в один день. Интенсивность общения людей растёт, возрастают физические и психические нагрузки, время становится безумным...
Но независимо от того, сколько времени Господь Бог отмерил для нашей жизни, я думаю, что самое важное, чтоб в этом времени, жизни было много. Поэтому, я думаю, что с Божьей помощью, с помощью духовных, личных сил каждый является творцом своего времени. То, что мы в него вложим, что мы сможем в том времени сделать для Бога и для ближнего, станет нашим богатством. И так время будет двигаться в хорошем направлении.


– На Площадях – что во время Оранжевой революции, во время Революции достоинства украинцы хотя бы на некоторое время осознали себя самодостаточными. То есть поверили, что могут что-то менять в жизни страны, в собственной судьбе. Черта, безусловно, положительная. Однако, к сожалению, уже во второй раз после эйфории мы чувствуем себя обманутыми. Почему так?
– Время, о котором мы рассуждаем, на мой взгляд, является временем роста каждого украинца в свободе. Мы начинаем понимать, что перемены к лучшему, которые мы хотим видеть в обществе, в первую очередь, зависят от каждого из нас. Мы чувствуем себя обманутыми тогда, когда слишком многого ждём от других, которые якобы должны что-то сделать за нас. Это произошло после Оранжевой революции. Помню, тогда я был первым священником, который отслужил Мессу на Площади. Тогда я приехал как вице-ректор Львовской духовной семинарии с группой семинаристов. И мы видели, как внутренняя сила людей прямо-таки вылилась позитивом на улицы Киева. Но после, когда всё будто бы положительно завершилось, мы нашли себе жертвенного агнца, на которого возложили всю ответственность. И он должен за нас всё сделать...
А потом, очевидно, мы почувствовали себя преданными, обманутыми. Почему? Потому что тот, на кого мы возлагали наши надежды, не оправдал их.
Второй Майдан мы назвали Революцией достоинства. И неспроста. Мы почувствовали, что менять страну должны мы. Все вместе. Мы наконец-то почувствовали своё достоинство. И сейчас видим, что столько, сколько мы сделаем вместе, столько и изменений к лучшему будет в нашем государстве. Так, старая, ещё советская система остаётся реликтом, и те, кто ею руководит, не желают её менять.
Так откуда придут изменения? Кто сможет довершить дело, начатое на Майдане Революции достоинства? Только мы с вами.
Мы не будем чувствовать себя обманутыми, если не попадём в собственные иллюзии. Иллюзии, что кто-то за нас что-то сделает. Поэтому давайте не розчаровываться, а приступим вместе к работе. Чувство нашего личного достоинства мы должны превратить в позитивную силу, которая будет менять, реформировать наше государство. И только тогда наша Украина будет такой, какой мы её сделаем.


– Но у нас сейчас война на Востоке. Нелёгкое испытание, однако с позитивом в том, что мы наконец режем пуповину империи. С другой стороны, как каждый конфликт такого масштаба, война копит злость, ненависть, нетерпимость. Одно дело, когда эти эмоции естественны, то есть адресованы врагу.  Другое – когда взрываются внутри сообщества. Как быть здесь?
– Я думаю, что есть очень много различных факторов, что начинают действовать именно в обстоятельствах войны. Если говорить о состоянии человеческого сердца и человеческой души во время войны, очень точными мне кажутся слова праведного Митрополита Андрея Шептицкого, который написал пастырское письмо в первые дни Второй мировой войны. Он определяет это состояние как войну всех против всех. То есть люди чувствуют себя очень неуверенно и видят врага в любом, не в состоянии понять, где друг, а где враг. В их сердцах начинает господствовать страх. Страх – это отражение войны. Этот страх является состоянием человеческого сердца.
Но есть ещё другое обстоятельство, о котором я хотел бы здесь упомянуть. Я думаю, что сегодня мы, действительно, чувствуем момент, когда мы как гражданское общество всё больше становимся хозяевами своей земли. Мы начинаем быть активистами, о которых часто сейчас слышим. Мы являемся волонтёрами, действующими независимо от того, кто и что нам сверху скажет, по велению собственного сердца. Но что нам нужно в таких обстоятельствах иметь в виду? Важно осознать, что наша задача сегодня – поиск того, что нас объединяет, что делает нас сильными. Поэтому в нашей песне-молитве мы говорим: «В единстве – сила народа, Боже, нам единство подай».
Очень хорошо, что сегодня много дискуссий. Очень хорошо, что мы быстро не соглашаемся на то, что кто-то нам предлагает. Но нам порой не хватает культуры дискуссии и даже культуры общения. Когда начинаем обсуждать какую-то проблему или пытаемся решить дилемму, то спонтанно – именно из-за того, что наше сердце в состоянии войны, – предпочитаем видеть в своём оппоненте врага. Мы не умеем дискутировать с собеседниками без того, чтобы сразу не создавать разделов и конфликтов с ними. Но ведь это нормально, когда в гражданском обществе есть разные точки зрения! И каждая из них, возможно, имеет право на существование.
Поэтому в таких обстоятельствах я бы очень всех просил смотреть на своего ближнего, который, пожалуй, иной, чем я, может, у него другое мнение, может, другие убеждения. Не торопитесь кого-то назвать врагом. Не спешите конфликтовать и воевать со своим братом. Но в каждом человеческом лице, прежде всего, вы должны видеть образ и подобие своего Творца. Стремиться жить в любви к ближнему своему.

 

«Пытаюсь быть голосом Украины, которая истекает кровью и о которой не хотят слышать сильные мира сего»

– Где-то я прочитал, что Вы, Владыка, аскет, что Ваше имущество может поместиться в один чемодан. Среди пяти миллионов верующих УГКЦ, первосвященником которой Вы являетесь, вряд ли найдётся сотня тех, кто хотел бы так считать свои имения... Это принцип или просто стиль жизни?
– Я думаю, что это определённый способ относиться к вещам, созданный на протяжении многих лет. Как-то так случалось, что я никогда не задерживался долго на одном месте. Был таким путешествующим проповедником. Когда закончил своё обучение в Риме, я думал, что Церковь хочет видеть меня учёным и воспитателем. Но после нескольких лет работы во Львовской духовной семинарии меня Господь Бог направил на другой конец света – в Аргентину. И я с собой мог взять только 20 килограммов, один чемодан.
Путешествуя по Аргентине, которая в шесть раз больше Украины, я обходился одним чемоданчиком, хорошо рассчитывая, что мне действительно крайне необходимо. А после нескольких лет служения в Аргентине по Божьему промыслу я снова вернулся в Украину. И тоже большинство вещей пришлось оставить, а забрать только один чемодан. И теперь как глава Церкви я постоянно в дороге. Пять лет назад я обещал верным, что всех навещу. И теперь путешествую по всему миру. Пытаюсь быть голосом Украины.
В частности, Украины, которая сегодня истекает кровью и о которой не хотят слышать сильные мира сего.
Я всё время в дороге, и поэтому передо мной постоянная дилемма: что брать, а что оставлять. Вот такая личная история сформировала определённый стиль жизни. И я думаю, что в этом есть что-то очень хорошее: мы всегда должны уметь в жизни отличать основное от второстепенного, существенное от того, что, возможно, стоит оставить...


– Скажите, Блаженнейший, что, кроме веры, богословия, служебных, так сказать, обязанностей, наполняет Вашу жизнь смыслом, что придаёт ей того, что мы, мирские люди, называем вкусом жизни?
– Вкус жизни каждый находит в разных вещах, в связи с состоянием своего сердца, с личными предпочтениями, со своим жизненным призванием. Меня часто спрашивают, что является самым большим сокровищем нашей Церкви – Церкви, которая была преследуема, у которой забрали всё, Церкви, которая воскресла 25 лет назад и которая сегодня очень интенсивно развивается. Я всегда говорил: самое большое сокровище нашей Церкви – это её верующие люди. И поэтому для меня самой большой радостью и вкусом является общение с людьми. Разговаривая с людьми, я смотрю им в глаза и черпаю от них силу. Во время встреч происходит такой обмен дарами, обмен талантами. И я вижу, насколько наши люди добры, какие они одарённые, какая у них огромная духовная и интеллектуальная сила и потенциал. И это, в определенной степени, является смыслом, вкусом жизни. Порой, чувствуя, что не хватает вдохновения, я ищу людей, я хочу понять их проблемы. И через такое общение испытываю Божью силу, которая затем даёт мне возможность снова отдавать людям то, что Господь мне дал.
Ещё я люблю музыку. Я родился в семье музыкантов. Моя мама всю жизнь работала учительницей музыки. В нашем доме постоянно звучали фортепиано и скрипка. Когда слушаю классическую музыку, тоже наполняюсь силой и энергией. А чёткий слух, которым меня одарил Господь, является для меня средством чувства красоты, гармонии, которую музыка вместе с эмоциями передаёт современному человеку.


В заключение нашего разговора прошу Вашего пасхального пожелания верным...
– Дорогие во Христе братья и сёстры! Праздник Воскресения Христова показывает, что добро всегда побеждает зло, свет всегда побеждает тьму, а смерть и страдания являются частью Пасхального таинства, но никогда не являются его концом. Последнее слово всегда за Воскресшим Христом! Жизнь всегда побеждает смерть. Поэтому всем, кто празднует светлый праздник Воскресения нашего Спасителя, я желаю небесной радости, силы Воскресшего Христа, который может вывести нас из нашей боли, нашего страдания, из нашей тесноты, из нашего, возможно, меркантильного сердца. И выводит нас в радость своего Воскресения. Весёлых праздников Пасхи Господней, вкусного пасхального яйца, светлого Воскресения Христова всем-вам желаю! Христос воскрес! Воистину воскрес!
 

– Спасибо Вам, Владыка, за пожелания и разговор!


Беседовал Игорь Гулык
www.gazeta.lviv.ua

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...