«Не дай Бог, прибегать к каким-то радикальным выводам, а тем более поступкам», – владыка Венедикт (Алексийчук)

воскресенье, 19 января 2014, 22:19
Владыко, ситуация с письмом Министерства культуры Блаженнейшему Святославу о том, что государство угрожает отказать нашей Церкви в регистрации, всколыхнула наше общество. Стоит ли бояться преследований Церкви со стороны государства в Украине?

Важнее, чтобы Господь не отказал нам в своей регистрации. У Церкви многовековой опыт преследований: она испытывала гонения и притеснения на протяжении всей своей истории. В разные эпохи, в разные времена Церковь хотели уничтожить, ликвидировать, хотели запретить. Римский царь Диоклетиан даже приказал чеканить монеты с надписью «по случаю искоренения христианского имени», а сам незадолго до своей смерти должен был стать свидетелем, как ненавистное ему христианство получило полную свободу в Римском царстве.

Церковь преследовали, начиная со времён Римской империи. И в нашей, не столь отдалённой истории, в советской империи, нашу Церковь пытались уничтожить, прилагая колоссальные усилия всего репрессивного аппарата, которым владела эта империя зла. Но искоренить, уничтожить Церковь никому не удавалось. Ведь Церковь не просто человеческая организация. Она – учреждение Божие. Иллюзия определённой части людей, что Церковь – это только человеческое учреждение, развеяна самой историей. История доказала, что можно уничтожить священников, структуры, епископов, но нельзя уничтожить Христа, потому что Он – Бог, а Церковь – это Его Мистическое Тело. Люди, которые преследуют Церковь, делают ту же ошибку, которую сделал дьявол в отношении Христа: он хотел уничтожить Христа, через распявших Его людей, но Христос через Свою смерть и воскресение победил всякое зло.

Именно Его смерть и воскресение дарят Церкви эту победу над злом. Церковь неуничтожима, потому что в Ней присутствует Христос. Так в своё время в Японии, по причине страшного преследования, Церковь осталась без епископов и священников. В таком состоянии она просуществовала в этой стране более 200 лет. Когда наконец в 1865 году японское правительство разрешило католическим миссионерам вернуться в Японию, то они на своё удивление нашли в этой стране 50 тысяч католиков, которые в условиях жестоких гонений, без епископов и священников, сохранили свою истинную католическую веру незасорённой. Церковь в Японии 17 марта каждого года очень торжественно отмечает праздник Обретение христиан, прославляя неуничтожимость Церкви.
Поэтому и те, кто сегодня хотел бы преследовать Церковь, поставить её вне закона, фактически ничего этим бы ни постигли. Церковь, несмотря на все преследования, информационные войны против Неё, попытки дискредитации, всё равно победно выйдет из всего этого. Нам нечего бояться.

Скажите, Владыко, насколько, по Вашему мнению, такая позиция нынешней власти может привести к возмущению в обществе?

Люди очень возмущены такой позицией власти. И мы знаем, к каким последствиям это может привести. Ведь власть посягнула на то, что у людей интимное, самое святое – на их Церковь. И моё впечатление, что власть порой не думает и не предусматривает, что она вызовет такими шагами. Мы знаем, что было из-за избиения студентов на Майдане – это народ всколыхнуло. После того, как совершили наступление на Майдан ночью – это снова возмутило людей. Они не осознают, что этим своим письмом они консолидируют общество и ещё больше настраивают людей против себя. И потому это имеет обратный эффект для власти. Складывактся досадное впечатление, что власть сама себе отрезает всякую возможность диалога с обществом.
 

Владыко, можно ли ожидать, что такая позиция власти приведёт к консолидации самой УГКЦ?

У нас в народе говорят: «Враг объединяет». Конечно, это может консолидировать. И Бог допускает такие странные чьи-то поступки, но они производят обратный эффект, чем тот, который ожидался. Скорее всего, эта ситуация ещё больше консолидирует народ Божий и скрепит его в вере. Так, времена коммунистического подполья сконсолидировали и очистили нашу Церковь. Церковь функционирует по принципам, несколько отличным от обычного человеческого общества, ведь Она, как я уже отметил, является богочеловеческим организмом, а не просто человеческим обществом, или учреждением.
Сегодня, по крайней мере, выглядит, что власть как-то хочет противопоставить себе Церковь. Это не так. Церковь не против власти, как таковой. Я сам ежедневно молюсь на Божественной Литургии за Богом хранимый народ наш, молюсь за правление, за всё правление, куда входит и президент, и все министры, и тот заместитель министра, что подписал письмо. Каждый греко-католический священник молится на Божественной Литургии за народ, правление, за армию. Мы молимся за них и просим Бога, чтобы дал им мудрость, чтобы изменил их. Но одновременно с тем, что мы молимся за власть, Церковь всегда и в любом обществе призвана свидетельствовать правду. А этой Правдой является Христос. И горе той Церкви, которая не соответствует своему призванию: свидетельствовать об истине.

Церковь призвана быть совестью общества. А совесть наша не заставляет нас что-то делать. Она говорит, а мы можем прислушаться, а можем и нет. Совесть всегда нам говорит, она никогда не молчит, в каком бы греховном состоянии мы ни находились. Конечно, она может стать более хрупкой, когда мы прислушиваемся к ней, или более «грубой», когда мы живём греховно, но она никогда не перестанет говорить. Точно такое же задание и Церкви – всегда говорить, и для правых, и для левых, что такое правда и свидетельствовать об истине. И поэтому для Церкви не стоит вопрос, кто у власти. Если завтра придёт к власти кто-то из оппозиции и какой-то другой президент, кто через год-два начнёт делать какие-то другие вещи, несовместимые с человеческим достоинством, с моралью, Церковь так же будет говорить.

Владыко, многие наши миряне возмущены, возможно, даже в определённой степени радикализованы после таких заявлений власти. Что бы Вы как пастырь сказали об этом нашим читателям?

Возмущения, протест – это нормальная человеческая реакция на несправедливость. Проблема возникает тогда, когда происходит неутолимая радикализация. На самом деле, наши поступки много говорят о том, какие мы на самом деле, чем мы дышим. И этот поступок власти просто показал, чем она дышит. Если кто-то нам что-то говорит или имеет определенную позицию, то по его поступкам мы узнаём, кем является этот человек, каков он. И когда мы видим, что кто-то чихает или кашляет, значит, он болен, правда? Когда власть начинает поступать неадекватно, то мы видим, что власть не готова выполнять свои задачи, она не до конца адекватна.

Но, не дай Бог, прибегать к каким-то радикальным выводам, а тем более – поступкам, ибо зло порождает зло. И когда мы на зло отвечаем злом, мы увеличиваем количество зла. Мы видим в жизни Иисуса Христа, в Евангелии, что Христа никогда никому не удавалось вывести из себя. Как бы кто ни старался, или там были какие-то поступки людей вокруг Него, даже Его ученики поступали нехорошо... Но Христос всегда сохранял мир и покой. Поэтому очень важно сохранить мир и спокойствие в той ситуации.

Власть показала, какрва она, но нам не нужно быть агрессивными, надо понимать, что когда власть ведёт себя неадекватно, она не может долго хорошо функционировать. В сегодняшней ситуации, когда гражданское общество борется за права граждан, церковная община и впредь будет молиться за Богом хранимый народ, наше правление и всю армию. Бог просвещает ум и нам, и власти, чтобы мы знали, как поступать. Главное, чтобы мы слышали Божий голос и поступали согласно ему. Чтобы власть услышала Божий голос и была ему послушна. Ибо если нас ведут эмоции, то под их влиянием ничего хорошего не сделаем, и даже для Церкви, ибо зло может снова привести к другому злу. В истории мы это видим много раз. И поэтому мир, доброжелательность и молитва дают нам познать, как поступать в этой ситуации, может, сейчас непростой, и какое лучше принять решение. Мы должны понимать, что всегда поём на великое повечерие: «Понимайте народы и повинуйтесь, ибо с нами Бог». Бог всегда с нами!

Католический Обозреватель

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...