Неизвестная Житомирская уния 1715 года. Как УГКЦ объединила в XVIII веке Правобережную Украину

пятница, 03 июня 2016, 16:43
Радомышль – бывшая резиденция греко-католических митрополитов. Известно, что именно этим нынешним районным центром Житомирской области в 1729 году владел митрополит Атанасий Шептицкий, предок митрополита Андрея Шептицкого. Несколько позже, в 1746 году, он устроил в городе резиденцию униатских митрополитов. Здесь возвели Радомышльский замок, окружённый рвом и валом, где и находилась резиденция с сокровищницей, митрополичьей консисторией, духовным судом и владычим двором. В 1763 году в центре города начали возводить церковь Святой Троицы, строительство которой так и не было завершено из-за российской оккупации Правобережной Украины в конце XVIII века.

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году униатская митрополия и её резиденция в Радомышле были ликвидированы, а город в составе Правобережной Украины был присоединён к Российской империи.
Но каким образом здесь существовала униатская модель Церкви?
Учёный Игорь Скочиляс, декан Гуманитарного факультета УКУ, считает, что событие Житомирской унии для современного украинца совершенная новость. Причина в том, что наше церковное прошлое с течением времени, а особенно в советский период, сознательно замалчивалось и фальсифицировалось. Поэтому теперь необходимо восстанавливать историческую справедливость и строить наш «украинский мир» на аутентичной основе, одним из столпов которой является аутентичная киевская христианская традиция. «Странно, что такое выдающееся событие для украинского XVIII века, как Житомирский униатский собор 1715 года, практически нигде не упоминается: ни в церковных шематизмах, ни в школьных или университетских учебниках по церковной истории или солидных монографиях. Перед нами предстал не только вызов, но и большая задача – вспомнить, то есть вернуть нам наше историческое, культурное, общественно-экклезиальное прошлое», – считает профессор Скочиляс.
Учёный рассказал, как свыше 10 лет назад в Санкт-Петербурге, в Институте истории Российской академии наук, он наткнулся на уникальную подборку документов Униатской Церкви. Это были жизнеописания монахов василиан и киевских митрополитов из коллекции Павла Доброхотова, православного епископа, который очень любил старину и занимался униатскими достопримечательностями. «Среди этих материалов оказалось и жизнеописание митрополита Льва Кишки, в котором содержалась уникальная запись о том, что благодаря его усилиям в Житомире украинское духовенство Правобережной Украины провозгласило унию с Римом», – рассказывает он. В жизнеописании также говорится, что священники в 1715 году признали униатского митрополита своим пастырем и предстоятелем. «Эта запись – уникальна, поскольку установлена точная хронология провозглашения унии. Она показывает, что обращение к единству с Римским престолом произошло добровольно и мирно. А также то, что митрополит Лев Кишка, как создатель Житомирской унии, приложил много усилий, чтобы на Правобережье предстала большая и хорошо организованная структура УГКЦ, охватывающая территорию от берегов Днестра до берегов Днепра, на севере достигая окрестностей Киева и Чернобыля», – заключает исследователь. Поэтому, по его словам, тогдашнюю епархиальную территорию сейчас, фактически, унаследовала Киевская архиепархия УГКЦ.
Как замечает исследователь, Житомирский собор состоялся в начале XVIII века как общинный соборный акт всего сообщества приходских священников, настоятелей монастырей и деканов Киевской митрополичьей архиепархии. И что чрезвычайно важно с экклезиологической точки зрения, решение о сопричастном единстве с Римом и вхождении Правобережной Украины в состав Униатской Церкви было принято в 1715 г. коллегиально. Именно это событие положило начало созданию украинской идентичности на Правобережье и экклезиального тождества УГКЦ как триумфаторской Церкви в «золотую эпоху» унии – XVIII веке.

 

Униатская УГКЦ на Правобережье была «мини-государством»
Внимательно присматриваясь к событиям того времени, важно обратить внимание на то обстоятельство, что Житомирский собор сделал возможным объединение украинской культуры и Церкви в единое целое на Правобережной Украине: «Произошло то, что мы теперь называем моделью соборной Украины. Это дало ощутимый толчок развитию культуры и публичных форм общественной жизни в Киевской митрополии на землях, которые находились за пределами империи Романовых.
Житомирская уния состоялась вскоре после драматических в русской истории событий – проигранной Полтавской битвы 1709 года, смерти гетмана Ивана Мазепы, Батуринского погрома и временного поражения идеи независимости, когда казацкое государство локализовалось только на Левобережье как российская автономия. Тогда же на Правобережную Украину вернулась власть Речи Посполитой, и встал вопрос: что будет с традицией государственности и украинской культурой, которая оказалась незащищённой. «И приходит Униатская Церковь мирным образом на Правобережье – в Канев, Черкассы, Чигирин, на территорию современной Одесской, Кировоградской, Николаевской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Житомирской областей, которая берёт под свою защиту и опеку украинское население», – объясняет исследователь. Таким образом, УГКЦ была не только экклезиальной структурой, но и «мини-государством», которая взяла на себя ответственность за судьбу украинской культуры на Правобережной Украине. В отличие от Брестской унии 1596 г., Житомирская уния 1715 г. распространилась практически на всю территорию Украины на правом берегу Днепра, за исключением Киева. И такое распространение унии придало ей внятного украинского облика.

Единство с Римским престолом было добровольным и сознательным выбором Правобережной Украины
Другим важным общественным следствием Житомирской унии было новое объединение украинского социокультурного пространства в рамках общего организма, – на этот раз Униатской Церкви, которая на Правобережье имела свою «столицу» – город Радомышль с хорошо развитой экономической структурой. До 1715 года эти земли пережили ряд потрясений и опустошения. Жестокое подавление казацкого восстания Семёна Палия, дипломатическое и военное противостояние за этот регион между различными государствами – Гетманщиной, Крымским ханством, Молдавией, Речью Посполитой, Россией, Турцией и Швецией, неудачный поход Филиппа Орлика, царские войска злополучно согнали население Правобережной Украины в 1711-1712 гг. – всё это привело к ликвидации здесь казацкого полкового устройства и возвращению края в 1714 году в состав Речи Посполитой.
Поэтому Униатская Церковь решающим образом присоединилась к восстановлению и повторному заселениюя края. Греко-католические священники и монахи возводили здесь храмы и монастыри. А рядом с новым Божьим храмом, появлялись хозяйства, сельские подворья, отстраивались городки. «Униатская Церковь благодаря Житомирской унии фактически вернула этому региону его украинское лицо», – добавил он.
Тогдашняя епархиальная структура УГКЦ на Правобережной Украине насчитывала десятки деканатов с примерно двумя тысячами приходов. Это была огромная целостная структура, взявшая под свою защиту украинское население. «Модель унии, которая появилась на Правобережной Украине, не была закрытой или конфронтационной, а наоборот, была инклюзивной. Эта модель, разумеется, предполагала догматическое и экклезиальное единство с Римом, но в то же время сохраняла общую с православными культурную однородность на уровне обряда, литургической практики, повседневной жизни, памяти о прошлом и совместный дар Святовладимирского крещения», – считает он.
В поминальных списках некоторых храмов на территории Киево-Печерской лавры мы находим многочисленные записи о том, что на богомолье в Лавру массово приходили украинцы-униаты: «Уния укладывалась в более широкую культурно-религиозную модель, которую мы теперь называем киевской традицией. Другими словами, Уния не привела к развалу "Украинского мира", а наоборот, скрепила его.
Но потом, во второй половине XVIII в., в игру вступили другие факторы – социальные и политические. Религию начинают использовать в политических целях. Оказывается давление на правительство Речи Посполитой со стороны Российской империи, в которой Православная Церковь стала инструментом имперской политики. «Униатская Церковь в это время встретилась с внешними вызовами. Началась российская пропаганда, через которую крестьян и мещан начали подстрекать против УГКЦ. Это привело к внутриукраинским конфликтам и вмешательству России во внутреннюю жизнь Киевской Церкви. Яркий пример – события Колиивщины и гайдамацкое движение», – подытожил он. В это время греко-католики подвергались преследованиям, есть многочисленные примеры мученичества за веру на этих территориях. В частности, в 1768 году российская армия арестовала и держала в Бердичеве десятки греко-католических священников.
Вследствие оккупации Россией Правобережной Украины, в конце XVIII века УГКЦ временно прекратила своё существование на этой территории. И только с провозглашением независимости Украины греко-католики получили разрешение вернуться сюда.
 

Руслана Ткаченко, Департамент информации УГКЦ

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...