Обращение Блаженнейшего Святослава «Будущее нашей Церкви, Украины и народа зависит от образования и воспитания наших детей»

четверг, 04 июня 2020, 09:56
Обращаемся к вам в связи с тем, что, согласно приказу № 641 Министерства образования и науки Украины от 18 мая 2020 года, вносятся изменения в предыдущие приказы министерства – изымаются ответственные за мировоззренческие дисциплины комиссии, в частности: Комиссия по философско-мировоззренческим дисциплинам, Комиссия по этике и Комиссия по христианской этике.

Дорогие родители, воспитатели

и все люди доброй воли, занимающиеся воспитанием детей!

Обращаемся к вам в связи с тем, что, согласно приказу № 641 Министерства образования и науки Украины от 18 мая 2020 года, вносятся изменения в предыдущие приказы министерства – изымаются ответственные за мировоззренческие дисциплины комиссии, в частности: Комиссия по философско-мировоззренческим дисциплинам, Комиссия по этике и Комиссия по христианской этике. Мы глубоко обеспокоены, что эти изменения могут нанести ущерб качеству и развитию предметов мировоззренческого характера в рамках учебных программ различных уровней и, вследствие этого, сведут на нет усилия, направленные на целостное развитие детей и молодёжи.

В течение уже почти тридцати лет предметы духовно-нравственной направленности изучаются в средних и высших учебных заведениях Украины как обязательный предмет или как предмет по выбору. Их внедрение в учебные программы было требованием украинского общества после обретения независимости Украины и ухода от коммунистическо-атеистического мировоззрения в направлении демократических ценностей, чтобы достоинство и права человека не только декларировались, но и реализовались. Развитие качества преподавания этих предметов – результат многолетних усилий граждан Украины: родителей, учителей, педагогических коллективов, религиозных и общественных организаций, церквей.

Предметы мировоззренческого характера – такие как «Основы христианской этики», «Христианская этика в украинской культуре», «Основы семьи» – являются ответом на воспитательные вызовы, которые стоят сегодня перед украинским обществом. В системе образования Украины они, опираясь на христианские основы украинской ментальности, способствуют формированию мировоззрения, ценностных ориентиров и нравственной позиции детей и молодёжи. Эти предметы имеют межконфессиональный характер и направлены на формирование общечеловеческих, социально важных, патриотических убеждений и навыков.

Для улучшения качества преподавания предметов духовно-морального направления специалисты разработали программы и методическое обеспечение, которые получили утверждение Министерства образования и науки Украины. Рассмотрение и утверждение программ, учебников, методических пособий, олимпиад и конкурсов осуществляли комиссии при МОН Украины, которые, собственно, и было недавно ликвидированы «с целью оптимизации». Возникает вопрос: какие подразделения Министерства образования и науки будут отвечать за качество и развитие этих предметов в дальнейшем?

Следует отметить, что родители имеют право и обязанность влиять на содержание учебных программ, согласно которым учатся их дети. Неоднократно не только они [родители], но и религиозные и общественные организации выражали свои пожелания и требования, чтобы учебные общеобразовательные программы включали предметы духовно-нравственной направленности. Дети и молодёжь имеют право познавать Бога и нравственные ценности и добровольно, из убеждения их принимать. Иисус Христос обращается к нам: «Пустите детей! Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф. 19, 14).

Сегодня мы переживаем времена тревоги, неуверенности, изменений не только из-за пандемии Covid-19. Это связано и с другими факторами: войной, экономическими, политическими и духовно-нравственными вызовами, которые стоят перед нашим обществом. В то же время мы видим, что нивелируются пути сохранения культурных и мировоззренческих ценностей, которые были сформированы тысячелетней христианской традицией и являются основой украинской идентичности. Зато внедряются сокрушительные идеологии и программы, чуждые для нашей культуры, противоречащие христианской морали и ограничивающие достоинство и свободу человека.

Достоинство человека – основа его права на целостное воспитание: духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое и общественное. Уважая достоинство каждой личности, мы уважаем её свободу и ответственность, чтобы она, прилагая усилия и побеждая трудности, правильно заключала свою жизнь. Целостная личность не только воспроизводит знания, но и умеет самостоятельно критически мыслить, умеет быть свободной и отвечать за свои поступки.

Свободный человек, обладает чувством достоинства, не сомневаясь, берёт на себя ответственность, живёт порядочно, отличается патриотизмом. Так воспитанный человек умеет использовать во благо всё, что получил во время обучения и воспитания. Через целостное воспитание раскроются его возможности в стремлении к окончательной цели его жизни, на благо другим людям, нашей Государству и Богу.

Вопросы образования и воспитания – это вопросы безопасности и развития Украины. Наша обязанность перед Богом и народом – тщательно и постоянно заботиться о содержании и качестве обучения и воспитания детей и молодёжи. Существенно, чтобы образовательное содержание передавалось не вопреки христианскому мировоззрению, а базировалось на нашей тысячелетней христианской традиции и культуре.

Обращаюсь к сыновьям и дочерям нашей Церкви, а также ко всем людям доброй воли! Прошу вас, будьте щедрыми в воспитательной и образовательной области жизни и труда!

Благословение Господне на вас!

 

† СВЯТОСЛАВ

Дано в Киеве, при Патриаршем соборе Воскресения Христова, 

в день Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и тех, что с ним,

1 июня 2020 года Божьего


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...