Обращение Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ по поводу аграрной реформы в Украине

среды, 04 декабря 2019, 15:21
Обращаемся к государственной власти Украины с просьбой не ускорять искусственно земельную реформу, а подойти основательно к этому чрезвычайно важному вопросу и решать его комплексно для эффективного использования земельных ресурсов нашей страны и формирования высокой культуры и этики хозяина. Ведь… спешка и ненадлежащая подготовка к осуществлению аграрной реформы несёт в себе опасность государственности Украины и может привести к катастрофической потере земли, которую украинский народ будет ощущать на себе на протяжении веков...

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ

по поводу аграрной реформы в Украине

 

Господня есть земля, её полнота , вселенная и её жители.

 Псалом 24, 1

 

Дорогие во Христе!

Мы живём во время, которое несмотря на военное лихолетье, вызванное внешней агрессией, обозначено вызовами внутреннего общественного бытия. Ответом на эти вызовы может быть только положительная трансформация всего общественно-государственного организма путём взвешенных реформ.

Мы, епископат Украинской Греко-Католической Церкви в Украине, чувствуем свой христианский и гражданский долг заботиться об общем благе нашего народа и не отстраняться от его проблем. Злободневной темой в нашей стране является аграрная реформа, особенно её часть, касающаяся рынка земель сельскохозяйственного назначения.

В этом обращении, не вмешиваясь в политический процесс и межпартийные споры и противостояния, мы стремимся представить тем, кто осуществляет важные реформы на благо нашего народа, социальное учение Церкви по земельной реформе и провозгласить те моральные принципы, которыми нужно руководствоваться в этой области.

Так мы поступали по образовательной, медицинской, судебной, административной, пенсионной реформам и другим преобразованиям и планируем делать это в дальнейшем. Ещё с середины 1990-х годов мы настойчиво доносили в органы государственной власти консолидированный опыт Католической Церкви относительно подобных реформ во многих странах мира, свидетельствующий о крайней необходимости соблюдения фундаментальных принципов для успешного управления.

Нравственными нормами для проведения аграрной реформы являются следующие принципы:

1. Согласно с Божественным Откровением, земля является даром Божьим для человечества в целом. Она имеет универсальное назначение и дарованная Всевышним для общего блага всех людей. Всякое владение человеком землёй является относительным и подчинено этой первичной воле Бога Творца. Поэтому человек – лишь управляющий Божьих даров и не может их эксклюзивно присвоить. В притче о работниках в винограднике (см. Евангелие от Матфея, 21, 33-46) читаем о печальной судьбе тех, кто захотел полностью присвоить её, поэтому псалмопевец говорит, что земля и вся её полнота является Господней (ср. Пс. 24 1).

2. В правовом обществе должно быть справедливое распределение земли между людьми, которые все равны по достоинству перед Богом и равноправны в своей стране.

3. Учитывая своё универсальное назначение, земля не может считаться товаром наравне с другими продуктами труда и деятельности человека. Земля не является целевым объектом рынка. Это не просто товар, предназначенный для продажи или накопления.

4. Ценность земли не может быть определена её коммерческой относительной стоимостью. Из этого следует традиционное для украинцев чувство ответственности хозяина за ту землю, на которой он работает. Ужасы Голодомора показали, что украинский крестьянин очень крепко связан со своей землёй, потому что защищал своё право на неё даже ценой собственной жизни. Беда коммунистической коллективизации глубоко разбила украинскую культуру хозяйствования на родной земле. Поэтому наша общая задача – восстановить эту культуру. Крестьянин должен почувствовать себя полноправным хозяином на своей земле. Он должен иметь право и обязанность ею управлять, и никто не может его этого лишить: ни новейшие экономические обстоятельства, ни политическая целесообразность. Это ответственное хозяйствование на своей земле необходимо для обеспечения общего блага украинского народа: его государственности и благосостояния. Такая культура труда на земле может обезопасить её от хищнической, сокрушительной эксплуатации, которая создаёт опасность превратить наши уникальные плодородные чернозёмы в пустыню.

 

Согласно этим принципам, аграрная реформа, целью которой должно быть формирование высокой культуры и этики хозяина, становление и развитие сельских территорий и общин, должна базироваться на верховенстве права и принципах устойчивости, прозрачности, справедливости и всеохватности. Нельзя сегментарно вводить рынок земельных угодий, не осуществив целостного и системного реформирования всего аграрного комплекса, соответствующих приготовлений и изменений в связанных с ним сопутствующих сферах народного хозяйства: правосудии, финансово-экономической системе, экологии, государственной безопасности и др.

Мы все понимаем, что аграрная реформа нужна. Однако следует помнить, что она должна служить справедливому распределению земли и всестороннему развитию украинского села. «Справедливое распределение земли – основной вопрос, в частности, в развивающихся странах и в странах, которые недавно вышли из коллективистских или колониальных систем. В сельской местности возможность стать собственником земли через механизмы рынка труда и кредитного рынка – необходимое условие доступа к другим благам и услугам. Эта возможность представляет не только эффективное средство охраны окружающей среды, но и создаёт систему социальной безопасности, которую можно реализовать и в странах со слабой административной структурой», – читаем в п. 180 Компендиума социальной доктрины Католической Церкви. Поэтому нельзя позволять создавать чрезмерные земельные владения – латифундии, которые, по учению Церкви, нелегитимны сами по себе, потому что позволяют отдельным лицам концентрировать в своих руках большие массивы земли. Современные латифундисты пытаться воспользоваться нищетой крестьян, предлагая им «быстрые деньги» за их землю, лишив их доступа к этой земле, то есть реальной собственности на неё. Такое обманчивое спасение крестьян от обездоленности обрекает их на длительную скорбь.

Земля была и является основой и источником содержания крестьянской семьи. Состояние нашего общества напрямую зависит от состояния украинской семьи как его основной ячейки. Трудовая миграция, заробитчанство насильно оторвали украинцев от земли и создали ложное впечатление, что можно обойтись без её сохранения и ответственного использования на благо собственной семьи и всего общества. Больно смотреть на запущенные, некультивируемые поля вокруг сёл и городков, значительная часть населения которых покинула семьи в поисках средств для выживания на чужбине.

Безусловно, нельзя бесконечно продолжать мораторий на внедрение цивилизованного рынка земли. Рынок необходим для развития малого и среднего аграрного бизнеса, в основном, частных фермерских хозяйств. Но и нельзя его вводить в спешке, без должной подготовки и без использования проверенного мировой практикой арсенала механизмов и инструментов, направленных на недопущение угроз, которые стали роковыми для Украины как государства. Даже в нашей ситуации, когда т.н. черный рынок сельскохозяйственных земель, по свидетельству специалистов, процветает, – торопиться надо без спешки, а преступные схемы – ликвидировать правовыми средствами.

Рынок земельных угодий сельскохозяйственного назначения, который должен раскрыть огромный потенциал для экономики Украины, вводить нужно, но после тщательной подготовки процедуры его запуска. Кроме необходимых законов, следует позаботиться о

– построении справедливой судебной и правоохранительной систем;

– организации дешёвого кредитования фермеров и дотации фермеров вроде стран Евросоюза;

– совершенствовании экологических норм по сохранению почв;

– реформировании Государственного Геокадастра.

И нужно хорошо проанализировать и устранить все возможные коррупционные риски.

 

Перечисленные меры должны сопровождаться широкой просветительской работой граждан нашего государства по этой проблематике. Всё это необходимо сделать, чтобы избежать негативных последствий, подобных тем, которые вызвала в Украине ненадлежащим образом подготовленная ​​т.н. широкая приватизация в середине 90-х годов прошлого века. Без осуществления этого арсенала мер и, особенно, без широкой просветительской работы для повышения уровня правовой, экологической, финансовой и общественно-политической грамотности населения – безответственно и губительно говорить о проведении народного референдума относительно рынка земли.

Решение этого комплекса вопросов, как свидетельствует новейшая украинская история, требует довольно длительного времени, значительно больше, чем один год, как это запланировано в принятом в первом чтении профильном законопроекте. Говоря о времени, мы должны ещё раз напомнить, что в Украине продолжается гибридная война. Во то время, когда украинцы ценой собственной жизни защищают свою землю, наш политикум ведёт дискуссии по вопросу её продажи. Здесь уместно сказать, что война, которая истощает наши жизненные силы, имеет два наиболее действенных невоенных механизма – захват умов и захват земель. Возможно ли установить все необходимые меры предосторожности для предотвращения такого фатального развития событий? – вопрос риторический. Так стоит ли рисковать, если речь идёт о почти двух третях территории нашей Родины?

Угроза потери территории идёт не только от внешнего недруга. В Компендиуме социальной доктрины католической церкви читаем: «Связь коренных народов с собственной землёй и её ресурсами заслуживает особого внимания, поскольку она – основное проявление их идентичности. Вследствие мощных агропромышленных интересов или процессов ассимиляции и урбанизации многие народы уже потеряли или рискуют потерять земли, на которых они живут и с которыми связан смысл их существования» (п. 471).

Поэтому обращаемся к людям, которые владеют или пользуются земельными участками, с призывом ответственно относиться к земле и к своему праву распоряжаться ею, как даром Божьим, и принимать решение по нему очень взвешенно, а не обольщаясь призрачными надеждами быстрой выгоды, но думая мудро и дальновидно о её сохранении и развитии. Если мы легкомысленно и поспешно отстраним свою землю, она станет нам чужой и уже не будет во благо – наше, наших семей и всего общества, и эта потеря может стать невосполнимой.

Обращаемся к государственной власти Украины с просьбой не ускорять искусственно земельную реформу, а подойти основательно к этому чрезвычайно важному вопросу и решать его комплексно для эффективного использования земельных ресурсов нашей страны и формирования высокой культуры и этики хозяина. Ведь, как было сказано выше, спешка и ненадлежащая подготовка к осуществлению аграрной реформы несёт в себе опасность государственности Украины и может привести к катастрофической потере земли, которую украинский народ будет ощущать на себе на протяжении веков.

Обращаемся также к лидерам политических партий и общественным активистам. Не политизируйте вопросы аграрной реформы и не используйте тему земли как инструмент политической борьбы! Святость украинской земли, кормилицы нашего народа, должна всех нас объединить в ответственности за её защиту, справедливое распределение и плодотворное развитие. Это нужно для того, чтобы теперь сущие и ещё не рождённые украинцы чувствовали себя защищёнными, полноправными и эффективными хозяевами на своей родной земле – настоящими добрыми управителями Божьих даров.

«Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми, что любят Господа нашего Иисуса Христа в нетленности! Аминь» (Еф. 6, 23-24).

Благословение Господне на вас!

 

От имени Синода Епископов

Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ

† СВЯТОСЛАВ

От имени

Мукачевской Греко-Католической епархии

† Милан Шашик

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день Святого пророка Авдия и святого Варлаама,

2 декабря 2019 года Божьего

 

Отцам-пастырям поручаем зачитать верным это Обращение после каждой Божественной Литургии в воскресенье, 8 декабря этого года.

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...