«Общаясь с Богом, познавая свой внутренний духовный мир, мы чувствуем себя призванными к свободе», – Блаженнейший Святослав на «Обнова-фесте»

пятница, 04 июня 2021, 11:50
30 мая, в воскресенье, Отец и Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав принял участие в фестивале «Обнова-фест» – ежегодном этнодуховном фестивале, который проходит в Черновцах с 2008 года. Этот фестиваль – инициатива Федерации украинских католических академических и студенческих обществ «Обнова», мероприятие, которое несёт идею духовного и патриотического обновления, сочетание истории и традиций с современными тенденциями в артпространстве и на дискуссионных площадках, где обсуждаются актуальные темы современности. В этом году одним из спикеров «Обнова-феста» был Блаженнейший Святослав с докладом «Дар свободы» – предложенной темой для выступления перед молодёжью. Предлагаем текстовую версию этого доклада.

Христос воскрес!

Мне очень приятно быть сегодня здесь, в Черновицком университете, и особая радость в том, что могу выполнить обещание, которое я повторял, но чувствовал себя несвободными, чтобы его осуществить. Это было обещание прибыть в черновицкую организацию «Обновы» на «Обнова-фест». И вот наконец это свершилось! Мне очень приятно видеть сегодня обновлян и передать особый привет от киевской «Обновы». Знаете, в Киеве это одно из самых активных молодёжных сообществ – наши «обновлята». Мы уже создаём другой уровень – академической «Обновы», потому что иногда те, кто уже не являются студентами, чувствуют себя призванными создавать широкую общественность – сообщество людей, которые хотят своим опытом, своей жизнью, своим примером строить новую Украину. И поэтому действительно, я думаю, осуществляется завещание митрополита Андрея Шептицкого, нашего великого праведника, Моисея украинского народа, который хотел создать сообщество свободной настоящей европейской христианской молодёжи. И мы движемся в том направлении.

Меня попросили говорить на очень сложную тему – «Дар свободы». В этом году мы благодарим Господа Бога за 30 лет свободной, независимой Украинской Державы. Независимость и свобода – это измерения человеческого бытия, украинской мечты, государства, которые интимно между собой связаны. И поэтому хотел бы сегодня с вами немного поразмышлять на тему свободы.

Эта тема лежит на границе самых разных отраслей человеческого знания. Свобода является темой глубоких философских размышлений: в частности, мыслители прошлого века говорили о «свободе от» и «свободе для» – свободе, которая является неотъемлемой частью человеческого бытия.

Свобода является предметом изучающих право: мы говорим – имеем право на свободу. Свобода также тема психологических исследований. И так можно продолжать – множество различных видов человеческого знания исследуют тему свободы как один из важных элементов своего изучения.

Я бы хотел сегодня вместе с вами взглянуть на тему свободы с духовной точки зрения. И поэтому не случайно мы сегодня говорим о свободе как даре – прежде всего, это дар от Бога нашего и Создателя. К сожалению, когда современное человечество размышляет над темой свободы в своём опыте, то впадает в крайности. Кто-то говорит о свободе как мечте. Другие говорят о свободе как том, что может человека опьянить – «пьянящий запах свободы». Часто слышим, что древние страны демократии говорят о бремени свободы. В современном мире иногда говорят, что люди устали от свободы и хотят этот дар поверить в руки какого-то сильного авторитаризма – чтобы он, а не я решил все проблемы и создал счастливое пространство для моей жизни.

Но что такое свобода с точки зрения того, кто дарит всё? Поэтому здесь во мне где-то скажет бывший преподаватель христианской антропологии и нравственного богословия – извините, если почувствуете академический ладан со стороны богословской науки.

Свобода как дар является определённым призванием, к которому зовёт наш Творец. В разное время развития христианской мысли этот Божий дар, как драгоценный бриллиант, рассматривался под углом различных лучей: разные культуры, разные эпохи, разные народы направляли на этот дар. И тот дар свободы каждый раз освещал новые грани и показывал новую красоту.

С самого начала христианства человек осознавал себя призванным быть свободным вроде свободы самого Бога. В книгах Священного Писания, в Новом Завете слышим термин – «свобода сынов Божиих». Человек, созданный по образу и подобию Бога, был создан по образу Его подобия и его свободы. Господь Бог хочет, чтобы мы были свободны так, как свободен Он.

В современном мире, в котором представление о Боге где-то, возможно, нечётко и непонятно, человек так не говорил бы и не думал. Но вот отцы первых веков христианства говорили, что свобода человека связана с определённым потенциалом, который Создатель в него заложил. И человек чувствует себя свободным только тогда, когда он освободит, высвободит все те силы и энергию, которые Господь Бог в него заложил. Более того – он ​​направит их к одной цели.

Эти внутренние силы довольно мощные. Если они дезориентированы или тянут человека в разные стороны, они могут его просто разорвать изнутри. Помните басню Крылова о лебеде, раке и щуке? Это уникальная аллегория, которая, возможно, освещает те патристические представления.

Мы много чего хотим в нашей жизни, правда? Иногда спросишь молодого человека, чего он хочет, и можно услышать: «Я не знаю, чего я хочу, но я этого хочу уже». Иногда мы хотим вещей, которые противоположны между собой, взаимоисключающие.

Но патристическое представление о свободе говорит следующее: наш Создатель дал нам разум, волю и чувства. И свобода – это призвание направить все эти элементы человеческой личности к Нему. Ум освобождает свои силы, энергию и способности, когда узнаёт правду. Поэтому говорит Христос: «Познайте истину, и истина сделает вас». Познание истины имеет освободительную силу!

Каждый раз, когда слышим, что когда-либо мы сами или кто-то другой нас обманул, чувствуем себя обворованными, потому что направляем свой ум в заблуждение. Наша воля испытывает опыт свободы, когда она выбирает настоящее добро. Потому что способность выбирать или иметь возможность делать выбор – это ещё не свобода! Иногда неумение человека выбрать между различными предложениями может быть опытом несвободы. Возможно, многие из вас чувствовали себя в таком состоянии, придя в большой супермаркет, где масса разных вещей и предложений, и ты не знаешь, что выбрать. Поэтому таков опыт «советского человека», который попал на Запад, и когда его спросили – какой именно сыр он хочет, поскольку есть десятки сортов французских сыров, он просто почувствовал себя уничтоженным – мол, дайте хоть что-нибудь! Помните, у Жванецкого был монолог о складе, на котором всё есть? Если кто не видел – посмотрите: это о том, как «советский человек» в советских реалиях попал на склад, где есть всё, о ччём ни спросит, и он не знает, что выбрать. То есть возможность выбора – это ещё не свобода.

Наша воля переживает опыт свободы, когда она знает, чего хочет, и выбирает то, что является лучшим. Поэтому правда и добро здесь всегда будут действовать сообща.

Есть ещё и другое измерение – красота. Красота, которая захватывает, с одной стороны, нашу эмоциональную сферу, но показывает истинное добро и настоящую истину, которая проявляется нам как что-то внешне хорошее. Поэтому если эти три измерения – истина, красота и добро – встречаются вместе, мы чувствуем то самое призвание – «выбери меня». Так иногда обращается к человеку Господь Бог. Если бы мы с вами могли осознать, что в Нём найдём высшее благо, высшую истину и красоту, тогда наша встреча с нашим Творцом всегда будет освободительной.

Возможно, то, что вы слышите сейчас, может немного смущать, потому что, когда кто-то сегодня говорит о Церкви, то часто думает: ведь и Церковь – это то, что ворует мою свободу. Иногда читаю сообщения в СМИ о тех или иных праздниках – христиане сегодня празднуют то-то, и в этот день нельзя делать – и дальше целый каталог запретов. А это неправда!

Мы, общаясь с нашим Творцом, познавая свой внутренний духовный мир, действительно чувствуем себя призванными к свободе. В осмыслении дара божественной свободы, по моему мнению, человечество сделало очень важный шаг вперёд, в частности во второй половине прошлого века. Столетия, которое было отмечено кровавыми тоталитаризмами, когда человеческая цивилизация достигла такого уровня, что могла контролировать (хотела контролировать) не только элементы внешней свободы. Государство пыталось вмешаться в святая святых внутренней жизни человека и контролировать его мысли, эмоции, стремления, оно определяло, кто «благонадёжный», а кто – нет.

Тот мир тоталитаризмов породил едва ли не впервые в истории Хартию прав и свобод человека. А отцы Второго Ватиканского собора подарили человечеству уникальный текст, который так и называется – «Dignitatis humana» (Декрет о религиозной свободе). Очевидно, что этот текст в разных обстоятельствах, в каждой дискуссии о человеческой свободе требует отдельного чтения. Поэтому, если хотите что-то действительно хорошего почитать о свободе, почитайте этот текст – он не очень большой и его легко найти. УКУ сделал современный перевод документов Второго Ватиканского собора – эту работу курировал Мирослав Маринович, она очень хорошая, поэтому призываю вас в эти источники заглянуть.

Одна из основных идей этих документов: свобода является неотъемлемой частью достоинства человеческой личности. Каждый раз, когда мы чувствуем свободу, то испытываем собственное достоинство, к которой мы призваны самим Творцом. Это достоинство у нас никто не может забрать. Мы призваны открыть и реализовать его.

Вторая вещь, которая чрезвычайно важна и порой провокационна: никто не может заставить меня быть свободным, как никто не может заставить меня быть счастливым. Сегодня мы говорим: никто не может заставить меня быть здоровым. Можно воспринимать или не воспринимать все карантины, но ведь вирус является действительностью, то есть это ваш выбор: хотите быть здоровыми – выбирайте.

Никто не может быть принуждён в своей совести верить или не верить в Бога. Никто не может быть насильно обращён в тоу или иную религию. Религиозная свобода является индикатором настоящей демократии и свободы любого государства, любой общественной формации.

Мы, христиане, счастливы делиться тем даром свободы, которую мы получаем как отдельную благодать освободительного Святого Духа. Поэтому дар свободы даётся человеку силой и действием Святого Духа, трогает человека изнутри. Он является внутренним советчиком, который стучит в человеческое сердце, который учит человека видеть, что является подлинным. Учит видеть красоту и гармонию этого света. Учит видеть добро – не только личное, но и добро другого человека, общее благо всего народа. Дух Святой учит человека изнутри, возбуждает тот, как говорил когда-то Фома Аквинский, инстинкт, это ощущение, что истинно, а что – фальшиво.

Сегодня в мире постправды, в котором очень часто правда не является ценностью и больше не ориентир для человека, есть особая опасность потерчть свободу. Поэтому мы, христиане, говорим о том, что Дух Божий, которого посылает нам наш Небесный Отец, – это освободительный дар свободы. Мы говорим, что свобода – это также духовная категория. Кто-то может быть свободным от какого-то внешнего принуждения. Но кроме внешней, существует и внутренняя свобода – свобода от зла, свобода от греха, потому что зло всегда порабощает, как порабощает ложь, как порабощает всё то, что связано с искажением, уничтожением того потенциала, который Создатель мой мне подарил, когда вызвал к жизни.

Мы в этом году поминали одну печальную дату – 75 лет так называемого Львовского псевдособора, когда в Советском Союзе наша Церковь была ликвидирована. Некоторые люди из старшего поколения, возможно, помнят, как мы молились о даре свободы для Церкви и народа. Но даже тогда, в тех условиях и обстоятельствах подполья, даже тогда, когда наши славные предшественники и исповедники не имели внешней свободы, терпели заключения, цепи и пытки, внутренне они умели оставаться свободными людьми. Они носили в себе освободительную силу правды, и поэтому каждый, кто с ними встречался, получал освободительный опыт настоящего человека, истинного христианина, настоящего украинца.

Я помню одну личную встречу с таким человеком. Этот священник мне сказал: «Знаешь, для того чтобы быть действительно свободным, надо уметь говорить "да", но порой надо уметь сказать "нет". Потому что, если умеешь говорить "да", но не умеешь сказать себе "нет", то твоё "да" ничего не значит». Я вспомнил эти слова, когда готовился говорить здесь о свободе молодёжи.

Перед молодым человеком, как большое море, вся жизнь впереди. Надо выбрать свой путь в этой жизни, профессии, любимого человека. И ты понимаешь, что, если ты чему-то или кому-то одному скажешь «да», всем остальным должен сказать «нет». Но если ты умеешь выбрать настоящее, хорошее, истинное, то будешь чувствовать себя свободным.

Я не хочу переходить на разные высокие академические темы – думаю, сегодня многие вас будут этим наполнять. Я просто хочу пожелать нашей молодёжи пережить радостный опыт свободы. В этом мире искусственного, в мире подделок надо уметь различить, что является правдой, а что – ложью и фальшью. В том мире, где иногда добро не так очевидно, когда кто-то путает ценности с прайс-листом. Я хочу пожелать вам уметь действительно делать добро – в частности, для другого человека, иметь то внутреннее ощущение хорошего. Увидите, когда вы сделаете что-то хорошее, то получите ощущение радости в своём сердце. Ибо добро и правда всегда дают ощущение какой-то полноты, которую ты зачерпнул, как глоток чистой воды или чистого воздуха. Я хочу вам пожелать быть красивыми. Потому что у того, кто действительно полон Божьим Духом, добром и истиной, и красота пламени видна в глазах – независимо от того, сколько человеку лет, потому что это не об эстетике. Это пламя вечности, что через достоинство человека, достоинство христианина будет озарять вас и всех тех, кто вокруг. Поэтому узнайте истину – и истина сделает вас свободными.

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...