Отец Кирилл Селецкий – основатель двух монашеских общин, первого детского дома в Украине, борец с алкоголизмом и просветитель украинцев

воскресенье, 23 сентября 2018, 21:34
В 2018 году Украинская Греко-Католическая Церковь отмечает 100-летие со дня смерти выдающегося священника Перемышльской епархии о. Кирилла Селецкого.

Отец Кирилл известен своей священнической, общественной и писательской деятельностью. Он служил в Перемышльской епархии УГКЦ и является соучредителем первого женского апостольского монашеского ордена (конгрегации) в Галичине.

Отец Кирилл учредил два ордена: Конгрегацию сестёр Служебниц Пречистой Девы Марии в 1892 году и Конгрегацию сестёр святого Иосифа Обручника Пречистой Девы Марии в 1898 году.

В программе радио «Воскресение. Живое радио» сестра Маркияна Василишин Конгрегации сестёр святого Иосифа Обручника, постулятор канонизационного процесса о. Кирилла Селецкого поделилась, почему Церковь начала процесс канонизации и чем он заслужил это.

– Для нас, сестёр святого Иосифа, – рассказала монахиня, – этот год особый, потому что исполнилось сто лет перехода в вечность нашего учредителя о. Кирилла Селецкого. И мы решили этот год по-особенному отпраздновать, организовав многочисленныеи мероприятия.

Отец Кирилл происходил из благородной семьи. Мать и отец были знатного рода, но стали уже обедневшей шляхетской семьёй. Ради образования детей родители отца Кирилла поселились в Самборе.

Мама священника имела очень большое влияние на его религиозное воспитание.

Но только через 14 лет после окончания духовной семинарии о. Кирилл получил приход, потому что в то время это было очень трудно.

Так случилось, что он часто менял приходы, и это были очень бедные общины. Бедность была такая, что, когда умерла его жена, о. Кирилл вынужден был одалживать деньги на её похороны. Он остался с двумя дочерьми, которые тоже со временем умерли.

В 1874 году священник получил постоянный приход на Сокальщине, в сёлах Жужель и Цеблив, где люди были бедными, неграмотными, а мужчины злоупотребляли алкоголем.

Но отца это не смутило. И уже через десять лет его приход стал образцовым благодаря труду отца Кирилла Селецкого.

Прежде всего, священник пытался дать людям образование, поскольку сам был образован, открыт действию Святого Духа и своим прихожанам. Он понял, что нужно начать изменения со школы, с детей, с повышения духовного уровня жизни людей.

В каждом приходе, даже там, где он не задерживался долго, он выкладывался максимально. Например, в Любачеве он застал маленькую церковь, и надо было строить новую. Он знал, что на этом приходе он долго не задержится, но собирал материалы, чтобы следующий священник уже начал строительство.

И позже, когда он приобщился к обществу «Просвита», то весь доход, от Катехизиса, который он перевёл на украинский язык, он отдал на строительство храма в Любачеве.

Кроме образовательного уровня, он также поднимал материальный уровень своих прихожан. Чтобы основать ремесленные цеха, он просил родителей отдавать детей на обучение жестянщику или портному. И сам оплачивал это обучение.

В субботу и воскресенье сам читал что-то крестьянам или приглашал других лекторов.

В результате своего труда он изменил собственный приход, и село перестали обзывать, что там живут лишь одни пьяницы. Отец Кирилл основал братство трезвости. В это время учреждать такие движения среди нашего духовенства было очень популярно.

И священники через исповедь, проповеди, через катехизис боролись с алкоголизмом. А тем, кто принадлежал к братству трезвости, но не смог сдержать обещания (бывало, что опять напился, да еще избил жену), то отец назначал публичную епитимью. Мужчина должен был целый день лежать с распахнутыми руками возле церкви.

Это была такая стимуляция для мужчин не пить.

Отец Кирилл также защищал людей перед корчмой, перед судебными процессами. Он пытался устроить всё так, чтобы не доходило до судебного процесса, который мог у человека забрать всё.

Хроники говорят, что священник был очень авторитетным для своих прихожан. Он был и судья для них, и руководитель, и учитель, но прежде всего – пастырь.

Создание Конгрегаций – это следствие и плод его пастырской деятельности. Первые сёстры были прихожанками отца. Из его прихода вышло 36 монахинь. Они пришли служить в дом без пола и занимались воспитанием детей, пока их родители были на тяжёлой работе в полях.

Священник был первым, кто основал в Украине, детские сады. Они тогда носили название захоронки (сиротские дома).

Он всегда писал, что детьми должен заниматься очень жертвенный человек, потому что учитель имеет на ребёнка большое влияние. Но ещё лучше, если это будет богопосвящённое лицо, которое будет нести Крест.

Всю свою жизнь отец Кирилл был очень тихим, спокойным мужем, а последние десять лет просто начал «греметь». Он очень резко выступал против радикалов, против того, что разрушается наше христианское мировоззрение...

Он учил, что вначале ребенку нужно дать Крест, потом – образование. Образование без Креста, на его взгляд, ничего не стоит.

За свой счёт он издавал учебную литературу для детей. Он самостоятельно начал издавать журнал «Кирилл и Мефодий» в 1886 году. Иван Франко писал про этот журнал, что речь его простая, доступная для детей и народа, но не очень литературная.

То есть для отца было важно, чтобы простые люди поняли, о чём идёт речь.

Девушек в орден принимали без приданого (в других монашеских конгрегациях приданое было обязательным. – Ред.).Надо было просто прийти и служить Господу. А своим трудом и служением заработать на своё содержание.

После налаживания служения первого ордена, отец не планировал создавать ещё одну конгрегацию, но было много желающих девушек, которые ходили и просились к нему. Потом он всё-таки согласился: построил один дом, потом второй. Сначала планировалось, что это будут дома молитвы и труда. Закупил для них различные станки (ткацкий, для выжимания масла), чтобы они работали и молились. И кроме этого имели ещё и сиротские дома.

Сёстры и сегодня продолжают молиться, работать и воспитывать детей, выполняя завещание о. Кирилла Селецкого.

 

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...