Папа Франциск: «В глубине души того, кто молится, ощущение собственной слабости является более ценным, чем моменты возвышения»

четверг, 08 октября 2020, 12:29
О святом пророке Илье как примере сочетания созерцательно-молитвенной и деятельно-активной жизни говорил Святейший Отец, вернувшись к циклу поучений, посвящённых молитве.

Становясь перед Богом с молитвой, мы сможем вернуть мир и покой также тогда, когда чувствуем себя под угрозой. Примером этого является пророк Илья, молитвенному опыту которого Папа Франциск посвятил свои размышления, и ими он поделился в среду, 7 октября 2020 года, с паломниками, собравшимися в зале Павла VI, в Ватикане. Там, учитывая дождливую погоду, а не во внутреннем дворе Апостольского дворца состоялась общая аудиенция.

После летнего перерыва и цикла Катехизиса на тему оздоровления мира, раненного последствиями пандемии, он возобновил поучения, посвящённые молитве. На этот раз в центре внимания была «одна из самых увлекательных» фигур Священного Писания – пророк Илья, который «перешагнул за пределы своей эпохи», и поэтому мы встречаем его на страницах Евангелия, а именно – в рассказах о Преображении.

Таинственная фигура с кристальной верой

Святейший Отец отметил, что в Библии Илья появляется «таинственным образом» и так же уходит. Выходец из какого-то маленького поселения, он был взят на небо огненной колесницей... Человек неизвестного происхождения и конца... Священное Писание говорит о нём, как о муже «кристальной веры», имя которого может означать «Яхве есть Бог» и содержит тайну миссии.

«Таким он останется на всю жизнь: честный человек, не способный на мелочные компромиссы. Его символом является огонь, образ очистительного могущества Бога. Он первым будет подвергнут серьёзному испытанию и останется верным. Он является примером всех людей веры, которым известны соблазны и страдания, но они не изменяют идеалу, для которого родились», – сказал Папа.

Ценный опыт слабости

Как отметил далее Преемник святого Петра, живительными соками, которыми питалась его жизнь, была молитва. Именно поэтому эта фигура очень ценится в монашеской традиции. И хотя это был «Божий муж», который выступал как защитник первенства Всевышнего, он должен был «считаться с собственными слабостями». Нельзя сказать, какой опыт был ему более «полезным»: поражение лжепророков на горе Кармель или чувство потерянности, когда утверждал, что «не является лучшим, чем родители наши».

«В глубине души молящегося, – сказал Папа, – ощущение собственной слабости является более ценным, чем моменты возвышения, когда кажется, что жизнь – это кавалькадай побед и успехов. В молитве всегда так происходит: есть молитвенные моменты, когда мы чувствуем подъём, энтузиазм, и есть моменты молитвы боли, сухости, испытания. (...) Речь идёт о действительности, которая встречается во многих других библейских призваниях, а также в Новом Завете, вспомним, например, святых Петра и Павла».

Перед Богом и навстречу ближним

Святейший Отец указал на то, что Илья – это муж созерцательной и одновременно активной жизни, который интересовался событиями своего времени. Он не побоялся выступить против царя, убил Набота, чтобы завладеть его виноградником... «Да, он показывает нам, что не должно существовать дихотомии в жизни молящегося: следует без разницы стоять перед Господом и выходить навстречу братьям и сёстрам, к которым он посылает», – сказал Папа, добавляя, что «испытательным стендом молитвы есть конкретная любовь к ближнему». И, наоборот, «верующие действуют в мире, после того как помолчали и помолились», без чего их деятельность была бы лишённой распознавания, «бесцельной нервной беготней».

Продвижение в вере

Наконец, на страницах Библии мы видим, что вера Ильи тоже имела прогресс и он «рос» в молитве, совершенствуя её. Божее лицо становилось для него более чётким в процессе пути, вплоть до достижения вершины, когда Бог явился ему не как неудержимая буря, не как землетрясение или пожирающий огонь, а как «дуновение лёгкого ветра». Именно таким «покорным жестом» Бог общается с Ильёй, что в тот момент был пророком-изгнанником, который потерял мир.

«Бог выходит навстречу усталому человеку, который думает что проиграл на всех фронтах, и этим легким бризом, этим потоком тишины, возвращает в его сердце покой и мир», – подытожил Святейший Отец, добавляя, что эта история Ильи кажется написанной для нас. Ибо мы можем «чувствовать себя ненужными и одинокими». И именно тогда «молитва придёт и постучит в двери нашего сердца». «И даже если мы в чём-то ошиблись или чувствуем себя под угрозой и боимся, повернувшись к Богу с молитвой, словно чудо, вернутся покой и мир», – сказал Папа.

 

Источник: VaticanNews


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...