Пастырское послание Блаженнейшего Святослава об идентичности и миссии УКУ по случаю Года митрополита Андрея

суббота, 02 мая 2015, 21:48
Я – путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через меня (Ин. 14, 6). Наша Церковь и все наше общество переживают Год митрополита Андрея Шептицкого, посвященный 150-летию со дня рождения и 70-летию ухода в вечность этого Моисея украинского народа. Осмысливая многогранность личности Великого митрополита, мы не можем обойти своим вниманием того, что он был отцом и образцом христианской интеллектуальной жизни нашего народа, в частности, в ХХ веке.

 

 Его сердце, переполненное Божественной мудростью, и глубокий интеллект, просвещённый Святым Духом, родили мечту об Украинском католическом университете, который должен стать центром сохранения и развития украинской христианской цивилизации. Грандиозность этого замысла – его позже ревностно воплощал в жизнь исповедник веры патриарх Иосиф Слипой – можно вполне оценить только тогда, если принять во внимание угрозы физической расправы и вызовы различных безбожницких идеологий, которые волнами накатывались в прошлом веке на поверенную митрополиту Андрею интеллектуальную и воспитательную среду нашей Церкви.

Созерцая этот замысел основателя современной высшей богословской науки в нашей Церкви и чувствуя всю ответственность за осуществление его мечты в наше время, уже давно вынашиваю в своём сердце и мыслях желание отдельно обратиться к сообществу Украинского католического университета, нашего духовенства, монашества и мирян, чтобы подчеркнуть важную роль УКУ для Церкви и общества, указать на ответственность всей Украинской Греко-Католической Церкви за это сосредоточие её интеллектуального бытия. Важность и сложность миссии нашего Университета для сохранения и творческого развития современной нам украинской христианской культуры становится ещё более очевидной, учитывая богатство глобальной культуры и человеческого опыта в XXI веке и возможности, которые они порождают, а также учитывая новейшие атеистические и секуляризаторские идеологии (как с Востока, так и с Запада), которые могут легко соблазнить неутверждённых в вере и традиции собственной Церкви и народа.


Много глаз и умов в Украине и вне её направлены на академическое сообщество УКУ в ожидании высоких духовных, нравственных и интеллектуальных стандартов, обещающих стать чёткими ориентирами на пути формирования нового поколения для новой Украины. Это крайне необходимо, в частности, нашей молодой Церкви, которая, становясь каждый раз более глобальной с проблемами в разных странах и на разных континентах, призвана к творческому, современному осмыслению и динамическому воплощению Евангелия. Такое призвание мы считаем нашим цивилизационным заданием (для блага Украины, Европы и восточных соседей) и вкладом в жизнь Вселенской Церкви.


В то же время, находясь перед многочисленными и порой сложными вызовами современности, Украинский католический университет – в постоянном диалоге со слугами Божьими Андреем и Иосифом – сам должен снова и снова переосмысливать свою идентичность и миссию в свете Божьего Слова и святого Писания, чтобы вдохновенно и плодотворно работать в научном, педагогическом и социальном направлениях и не сбиться с дороги правды, озарённой Божественным Откровением.


Начиная уже с первого предложения своей Апостольской конституции 1990 года «Ex corde ecclesiae», св. Иоанн Павел II подчёркивал, что каждый «рождённый из сердца Церкви» католический университет является не новейшим феноменом, а скорее частью непрерывного «потока традиции, которая может быть прослежена до самого происхождения университета как институции» (ЕСЕ 1). Первые основанные Католической Церковью сообщества преподавателей и студентов (Universitas magistrorum et scholarium) рождались в контексте средневековой христианской культуры с целью поиска истины путём органического сочетания веры и разума. На территории древней Киевской митрополии учебные заведения адаптировали западную образовательную модель в духовных и интеллектуальных потребностях восточного христианства, а с провозглашением Брестской унии 1596 года наш епископат создал собственную сеть богословских учебных заведений, сделавших важный вклад в развитие тогдашней христианской культуры славянских народов.
В ХХ веке Украинская Греко-Католическая Церковь, ведомая митрополитом Андреем Шептицким, сформулировала идею Украинского католического университета, что в начале была реализована основанием во Львове в 1928 году Богословской академии – единственного в межвоенный период украинского высшего учебного заведения. Учитывая военные лихолетья, официальный запрет УГКЦ в Советском Союзе и жестокие преследования её духовенства и верующих, замысел митрополита Андрея осуществил лишь его преемник, патриарх Иосиф Слипой, первый ректор Богословской академии. Вскоре после освобождения из сибирской неволи этот исповедник веры в конце 1963 года основал в Риме Украинский католический университет имени святого Климентия Папы, чтобы «продолжать обеспечивать и закреплять дальнейшее развитие и рост опытов и достижений человеческого духа и истинной науки в свете Христовой Благовести... воспитывать молодое поколение, способное проникнуться католическими принципами, с усердием посвятить себя науке и применять свои знания в жизни» (Произведения Патриарха и Кардинала Иосифа. – Т. 10-11. – Рим, 1979. – С. 182-184). В своём слове по случаю 10-летия УКУ в Риме патриарх Иосиф отмечал: «Лелейте набожность, берегите чистую Христову веру и науку, изучайте прошлое Вашей Поместной Церкви, познавайте судьбу своего народа, живите духом единства и желания для этого единства работать, а если нужно – то и умереть за него, познавайте все достижения здорового человеческого знания, чтобы тем служить Христу и своему великому Народу» (Благовестник Патриарха Киево-Галицкого и всея Руси. – Год 13-15. - Кн. 1-4. – Рим, 1977-1979. – С. 215-216).


Вскоре после обретения Украиной Независимости, в 1994 году, во Львове была возобновлена Львовская богословская академия, а в 2002 году на её основе открыт Украинский католический университет, «венчающий собой столетнее усилие и стремление Украинской Греко-Католической Церкви и украинских ученых создать вуз, который вырастал бы на почве христианской духовности, культуры и мировоззрения и стал бы образовательным и научным центром общего значения, а также местом экуменического диалога и взаимопонимания в Украине» (Инаугурационное выступление ректора УКУ о. Бориса Гудзяка во время торжественного открытия УКУ в 2002 году // Идентичность и миссия Украинского католического университета: Доклады, выступления и дискуссии инаугурационных торжеств 25–29 июня 2002 года. – Львов, 2003. – С. 28).


С самого начала своей деятельности в Украине УКУ стал одной из самых активных сред формирования церковного и гражданского сознания и внедрения позитивных изменений в Церкви и обществе. Качественное образование нового поколения священников и богословов, получение выпускниками УКУ научных степеней в лучших университетах мира, государственное признание богословия, государственная и международная аккредитация богословских программ, участие в экуменических инициативах и международных научных партнёрствах, открытие новых программ и направлений деятельности, административная и финансовая прозрачность, активная гражданская позиция ректората, студентов и выпускников, плодотворная работа над Катехизисом нашей Церкви и евангелизацией и катехизацией в Украине и за границей – всё это не может не вызвать чувство благодарности за проделанный труд. Особо следует отметить участие сообщества УКУ в Революции достоинства и его активные попытки быть генератором изменений в общественном сознании.
Ситуация, в которой мы сейчас живём, претерпевает постоянные и быстрые изменения. Меняется мир, меняется наше общество, меняются отношения между обществом и Церковью – это даёт нам новые возможности и ставит перед нами всё новые задачи и требования. Украинская Греко-Католическая Церковь и широкая христианская община в Украине и во вселенском масштабе призвана выработать ответы на новые, доселе не известные проблемы и вопросы, например в области биоэтики или общественной, политической и экономической морали.


Сегодня мы видим, как непросто действительно чтить Богом данное достоинство каждой личности. Современные антропоцентрические акценты, с одной стороны, раскрыли большой потенциал каждого человека, а с другой – породили радикальный индивидуализм, одиночество и отчуждение. Благодаря научным изобретениям человечество достигло больших технических возможностей, без которых невозможно себе представить нашу жизнь, но в то же время драматично и трагично засвидетельствовало, что разум без любви «набирает ужасающих оборотов», вызывая войны, идеологические тирании и геноцид. Ум без любви в таких сферах, как государственное управление, международные отношения, ведение бизнеса, приводит к финансовым и моральным кризисам, от которых страдают целые народы. Примечательно, что во всех этих сферах руководство состоит из лиц, которые имеют университетские дипломы. Почему-то беспрецедентное количество образованных политиков и экономистов само по себе не спасает нас от коррупции, которая сосёт кровь нашего общественного организма...


После Майдана мы глубоко ощутили, насколько нашему обществу нужно духовное обращение, духовное прозрение и духовное понимание. Чтобы ответить на эти вопросы и вызовы, требуются глубокая вера, молитва и евангельский взгляд на человека во всех его измерениях, в частности о христианском понимании антропологии, сексуальности, браке, семье и социуме. Поиск ответов требует сочетания морально-нравственного воспитания с высоким уровнем экспертных знаний в различных сферах, сотрудничества широкой сети специалистов и кропотливых научных исследований. Именно такая целостная профессиональная помощь более широкому сообществу Церкви в её служении Истине и является задачей каждого католического университета, а УКУ – в частности и даже особенно, поскольку это единственный центр такого уровня христианской академической науки в Украине.


За последние годы мы стали свидетелями стремительного развития УКУ, в частности, масштабного строительства новых помещений, внедрения новых программ и специальностей, создания динамической среды встречи и диалога людей из самых разных сфер: Церкви, науки, бизнеса, медиа, политики и государственного управления. Такое успешное развитие открывает большие перспективы, но и обязывает к постоянному бдению и размышлениям о христианской идентичности, миссии и призвании этого заведения, побуждает нас лучше узнать и чётко определить основы, на которых, согласно учению Церкви, должен строиться католический университет. Евангелие ставит перед нами вопрос: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26) и ещё: «Вы соль земли. Когда соль выветрится, то чем сделаешь её солёной?» (Мф. 5, 13). Поэтому далее я хотел бы кратко представить то видение католического университета, которое подаёт Вселенская Церковь в своём учении и которое отразилось в замыслах и стремлениях великих вдохновителей и основателей УКУ – светлой памяти митрополита Андрея и патриарха Иосифа.
Основы учения Католической Церкви о христианском образовании и воспитании изложены в Декрете II Ватиканского Собора «Gravissimum еducationis» и папских энцикликах «Veritatis splendor» и «Fides et ratio». Однако нормативными в этом контексте следует считать апостольские конституции св. Иоанна Павла II «Ex corde ecclesiae» и «Sapientia сhristiana» (в случае церковных заведений – семинарий или аккредитованного Римским Апостольским Престолом богословского факультета).


Определяющими для сохранения аутентичной идентичности и миссии католических университетов в этих документах, в частности в «Ex corde ecclesiae» (ЭССЕ), есть такие утверждения:


1. Каждый католический университет «обладает автономией, необходимой для развития своей идентичности и следования собственной миссии» и радуется «свободой в исследовании и преподавании» при условии, что «права отдельных лиц и сообществ сохраняются в пределах истины и общего блага» (ст. 2, #5).
2. Католический университет должен «наполнять свои исследования, преподавание и иную деятельность католическими идеалами, принципами и подходами» (ст. 2, #2), чтобы «католическое учение и образ жизни влияли на всю университетскую деятельность» (ст. 2, #4). В то же время каждый католический университет обязан «сделать известной свою католическую идентичность через провозглашение своей миссии» и «через свою структуру и свои правила должен обеспечивать средства, которые бы гарантировали проявление и сохранение этой идентичности» (ст. 2, #3), чтобы она влияла и предопределяла «любое официальное действие или обязательство университета» (ст. 2, #4). Чтобы достичь этой цели, следует чётко информировать весь университетский персонал, особенно преподавателей и администраторов, во время приёма на работу «о католической идентичности заведения и её значении, а также об обязанности содействовать или как минимум уважать эту идентичность» (ст. 4, #2).


3. Связь каждого католического университета с церковными структурами и местной иерархией имеет приоритетное значение (ст. 5, #1). Поэтому епископы должны всячески – морально и материально поддерживать католические университеты и «способствовать их благосостоянию», а в случае возникновения проблем, касающихся их католического характера – проявить инициативу, необходимую для разрешения дела, сотрудничая с компетентной университетской властью», поскольку иерархия имеет «право и обязанность следить за сохранением и укреплением их католического характера» (ст. 5, #2). В свою очередь университет должен рассматривать свою деятельность в контексте служения Церкви, особенно в области евангелизации (ст. 5, #1).
Беря пример с некоторых Епископских Синодов и конференций, Синод нашей Церкви будет разрабатывать собственные нормативные положения о греко-католических учебных заведениях в Украине. Этот документ должен стать ориентиром для жизни и деятельности всех образовательных учреждений УГКЦ, включительно с Украинским католическим университетом, который и в дальнейшем будет играть важную роль в образовательном поле нашей Церкви и страны. Тем временем мы должны руководствоваться «Общими нормами» Апостольской конституции «Ex corde ecclesiae», «действующими для всех католических университетов и других католических высших учебных заведений во всём мире» (ст. 1, #1). Поэтому призываю руководство УКУ неукоснительно их соблюдать и согласовывать с ними свои уставы, а также с согласия церковной власти разработать собственные чёткие правила и нормы, которые опирались бы на соответствующие документы Церкви, Кодекс канонов Восточных Церквей и партикулярное право нашей поместной Церкви и были обязательны к исполнению для всех преподавателей, работников и студентов (сравн. ст. 1, #3). Прошу сообщество Университета каждый раз глубже изучать, чётче высказывать и разъяснять широкой общественности миссии УКУ, основываясь на католической, восточнохристианской и украинской идентичности этого учебного заведения.


Подытоживая сказанное, чувствую обязанность сделать акцент на таких существенных приметах идентичности и миссии нашего Университета:
1. Деятельность Украинского католического университета должна быть пронизана служением Истине, укоренённым в вере и следующим из личной встречи с Христом, который сам есть Путь, Истина и Жизнь (сравн. Ив. 14, 6). Это служение должно проявляться в поиске Истины исследованием, в передаче Истины через обучение и христианское воспитание студентов, преподавателей и работников и в свидетельстве Истины в современном мире. Преподаватели должны развивать в себе и в других преданность Истине, побеждающей моральный и культурный релятивизм, подавать пример подлинной христианской жизни, без которой невозможно в полной мере выполнить наше призвание – быть светом для мира и солью земли (сравн. Мт. 5, 13-14), преобразить наше общество евангельской закваской христианских ценностей и Божьего Закона (сравн. Лк. 13, 21; 1 Кор. 5, 6-7). Пусть в этом нас вдохновляет светлый пример новомучеников украинской земли и исповедников веры.


2. Согласно многовековой традиции университетов Вселенской Церкви в центре нашего Католического университета всегда были и должны быть церковные дисциплины. Поддерживая динамичное развитие УКУ в области внедрения новых разнообразных программ, призванных отвечать на потребности современного общества, в то же время следует сохранять академическое миссионерское ядро Университета, заложенное его основателями: богословие, историю Церкви, каноническое право и другие дисциплины, которые помогают Церкви исполнять своё служение.


3. При содействии Синода Епископов УГКЦ и руководства УКУ нужно обращать особое внимание на налаживание долговременного системного сотрудничества между Университетом и широким сообществом Церкви и её институтов. Такое сотрудничество накладывает обоюдную ответственность, но одновременно открывает большие перспективы для реализации евангелизационной миссии Церкви в украинском обществе и в международном контексте, что особенно важно в рамках реализации Стратегии УГКЦ’2020. УКУ призван прилагать усилия к утверждению богословской самобытности УГКЦ, а также работать в исследовательской, образовательной, просветительской, книгоиздательской и других сферах, участвовать в экуменическом диалоге и в формулировании Церковью ответов на общественные вызовы современного мира. В этих задачах иерархия, клир, монашество и миряне должны конкретно помогать нашему Университету – морально и материально, направляя в УКУ на учёбу и работу талантливых, преданных христиан и необходимые финансовые ресурсы.


Верю, что упомянутые выше принципы и необходимые меры помогут Украинскому католическому университету ещё лучше и эффективнее выполнять поставленную учредителями задачу – быть живым свидетельством христианской веры в современном мире. Молитесь, насыщайтесь благодатью из источника Слова Божьего и Святых Таинств и неустанно ищите Дорогу, Истину и Жизнь, которыми является наш Христос-Спаситель. Пусть молитвенное предстояние перед великим Богом, таинством мира, который Он создал, и самой нашей жизни будет источником вашего вдохновения.
Словам слуги Божьего митрополита Андрея вместе со всей полнотой нашей Церкви обнимем молитвой и поддержкой наш Университет, прося у Господа для всех его работников и студентов, благотворителей и друзей Божьей Мудрости: «Предвечный Господи, низпошли на нас с высокого неба Твою Святую Мудрость, просвети ею наши умы. Пусть Божья Мудрость поведёт нас дорогами правды, пусть охраняет нас от лжи и обмана».
Благословение Господне на вас!
 

+СВЯТОСЛАВ,
Глава УГКЦ и Великий канцлер УКУ
 

Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в Воскресенье мироносиц, 26 апреля 2015 года Божьего

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...