«Павел встретит своего убийцу и обвинит его перед лицом Бога», – Блаженнейший Святослав

воскресенье, 24 июля 2016, 12:00
Убийство Павла Шеремета побудило меня задать Блаженнейшему Святославу, Главе УГКЦ, который является доктором нравственного богословия, вопрос о жизни и смерти, о девальвации ценности человеческой жизни и о наказании за грех умышленного человекоубийства.

– Находясь в состоянии войны, на которой гибнут наши воины, получая практически ежедневные сообщения о терактах и убийствах, мы постоянно встречаемся со смертью. Она становится какой-то привычной. Каков христианский взгляд на жизнь и смерть?

– Одна из ужасных сторон жизни в современной Украине – это девальвация ценности человеческой жизни. Мы очень легко привыкаем к информации о смерти и убийстве на фронте. Кто-то считает это обыденностью воюющей страны. Однако снижение порога чувствительности к святости человеческой жизни чрезвычайно опасно, потому что это затягивает нас в замкнутый круг убийств, терактов и других форм пренебрежения к жизни человека.
А когда нивелируется ценность жизни человека, тогда не чувствуется трагедия его смерти. Мы видим, как сегодня по-варварски относятся к телу убитого человека или погибшего воина. Порой даже после смерти не уважают человека. Есть много анонимных захоронений, и мы не можем идентифицировать личность.
В таких обстоятельствах Церковь должна провозглашать Евангелие жизни – провозглашать абсолютную священность и неприкосновенность человеческой жизни. Никто не имеет власти над своей жизнью. Господь является источником жизни, в Его руках и Его компетенции лежит начало и конец нашей жизни.


Никакие причины, как в своё время метко подчеркнул праведный митрополит Андрей Шептицкий, «никакие рации», ни государственные, ни политические, не освобождают от ответственности за убийство


Мы абсолютно осуждаем убийство, войну и террористические акты. Потому что насилие и убийство не могут быть инструментами решения геополитических, общественных или иных вопросов. Убийство всегда является нарушением заповеди Божьей «Не убий». Никакие причины, как в своё время метко подчеркнул праведный митрополит Андрей Шептицкий, «никакие рации», ни государственные, ни политические, не освобождают от ответственности за убийство. В частности, когда речь идет об убийстве невинного человека.
Очевидно, обязанность государства обороняться и защищать жизнь. Но даже в таком случае, так сказать, пропорциональная самозащита, которая может быть связана с убийством несправедливого нападающего, всё же имеет совершенно другую цель и контекст. Самозащита имеет целью защиту жизни. Итак, сегодня голосом христианской Церкви должен быть голос в защиту достоинства человеческой жизни, его неприкосновенности, решительное осуждение всякого терроризма, осуждение всякого насилия над человеком, в частности греха убийства.

 

– Какие элементы, какие факторы оказывают наибольшее разрушительное влияние на восприятие достоинства человеческой жизни?
– Таких факторов очень много. Их невозможно и перечислить! Всегда тот или иной конкретный исторический контекст, возможно, выносит особую сторону этой проблематики. В современной Украине очень часто убийство, террористический акт используют как инструмент устрашения живых. Такое мы видели во времена советского тоталитаризма. Убийства, разного рода чистки политического и этнического характера... Единственная цель их – запугать общество, забрать у него способность свободно жить и развиваться.
В таких обстоятельствах мы должны, прежде всего, утверждать, что смерть не является концом жизни. Мы, христиане, верим в бессмертие человеческой души, мы верим, что каждая личность призвана пережить свою смерть, и если кто-то убивает другого человека, живя по логике диктата XX века («есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы»), то это проявление атеистического мировоззрения. Мы видим, что история доказала ошибочность такой позиции.


Общество, которое убивает своих граждан или не обеспечивает им должного развития, обречено на гибель


Поэтому, если мы действительно хотим строить справедливое государство, то это заключается в создании необходимых законов и механизмов, которые бы защищали человеческую жизнь от зачатия до естественной смерти и способствовали бы его развитию и реализации. Только такое общество можно назвать прогрессивным. Общество, в котором есть угроза человеческой жизни или в котором человек чувствует, что не может себя реализовать, является обществом деградации, и оно рано или поздно распадётся, какой бы могущественной ни казалась та или иная империя. Поэтому христианская проповедь о святости человеческой жизни, о неприкосновенности и достоинстве каждой личности – необходимый фундамент построения успешного общества, у которого есть будущее. Общество же, что убивает своих граждан или не обеспечивает им должного развития, обречено на гибель. Так же, как и те, которые используют убийство с геополитической или политической целью.

– 21 июля в Киеве произошло циничное убийство журналиста Павла Шеремета. Был совершён, как это очерчивает нравственное богословие, грех преднамеренного человекоубийства. Вам, как доктору нравственного богословия, вопрос: какова моральная оценка этого греха, какая кара за это?
– Выражаю глубокое соболезнование семье невинно убитого журналиста Павла Шеремета. А также хочу выразить свою солидарность с журналистским сообществом, которое сегодня на передовой информационной войны. Ко всем вам я бы хотел обратиться словами святого Папы Иоанна Павла II: «Не бойтесь!» Думаю, это преступление действительно имело цель напугать всех тех, кто говорит правду о болезненных и невыгодных сложных вопросах нашей жизни и более широком контексте отношений между государствами. В частности, когда речь идёт об открытой агрессии против Украины.
Поэтому сегодня, в день, когда с ним прощаются в Киеве, с одной стороны, мы молимся за вечный упокой слуги Божьего Павла, а с другой – выражаем нашу солидарность со всеми журналистами. Тем, кто его провожает в последний путь, хочу сказать: «Не бойтесь говорить правду, ибо только тогда мы сможем побороть и победить тех, кто поднял руку на жизнь Павла Шеремета».


Вспомните судьбу Каина! Господь, согласно Священному Писанию, поставил ему на лбу знак. Это был знак постоянной жизни в страхе, потому что убийца никогда не будет иметь покоя


Если посмотрим на эту трагедию в более широком контексте, то убийство всегда найдёт своё возмездие и наказание. Мы говорим о двух видах суда. Первый – государственный, общественный суд в соответствии с государственными законами. Мы действительно надеемся на независимое и быстрое расследование этого убийства. Убийцы должны быть наказаны. Иначе такой терроризм и расшатывание ситуации продолжится, в частности в Киеве.
Мы, христиане, говорим о Божием суде. Даже если преступника не достигнет карательная рука человека в этой жизни, то Божья десница будет над ним, и его совесть никогда не даст ему отдохнуть. Вспомните судьбу Каина! Господь, согласно Священному Писанию, поставил ему на лбу знак. Это был знак постоянной жизни в страхе, потому что убийца никогда не будет иметь покоя. Страх за собственную шкуру будет гнать его с одного места на другое, и он никогда не найдёт защиты и безопасности для себя.
Если мы говорим о вечности, окончательном суде Божием, когда перед лицом Божьим станут все люди: и живые, и умершие, то Павел встретит своего убийцу и его обвинит перед лицом Бога. Мы это утверждаем с точки зрения христианской веры, веры в то, что Бог является вершиной справедливости. Он тот, что отплатит, как об этом мы читаем у апостола Павла.


Беседовал о. Игорь Яцив

ПУБЛИКАЦИИ

Послание Блаженнейшего Святослава украинцам Казахстана по случаю 70-й годовщины акции «Запад» в 1947 году 12 октября

В этом году мы отмечаем печальную дату – 70-ю годовщину массовой депортации украинцев из Западной Украины в отдалённые районы Советского...