По страницам нашей истории

пятница, 01 марта 2019, 13:43
Храм Святой Софии впервые стал кафедрой киевских униатских митрополитов в первой половине XV в. После провозглашения на Флорентийском соборе 1439 единства Западной и Восточной Церквей митрополит Исидор, активный участник собора, в конце 1440 – в начале 1441 года посетил свой Первопрестольный город – Киев, где его торжественно приветствовал киевский князь Александр (Олелько) Владимирович из рода Гедиминовичей.

Олелько провозгласил предстоятеля Русской Церкви «господином и отцом», тем самым признав его духовную юрисдикцию в пределах Киева и Киевского удельного княжества, а также издал уставную грамоту для Софийской кафедры и митрополичьего наместника Исидора. 5 февраля 1441 года в кафедральном соборе «Святой Софии, что есть Премудрость Божия, мать всем церквям русским, стол Киевский и всей митрополии Руси», Исидор совершил Божественную Литургию и торжественно провозгласил Флорентийскую унию.

После Брестской церковной унии 1596 года собор Святой Софии де-юре и де-факто стал главным кафедральным храмом Киевской митрополии в единстве с Римским Апостольским престолом и центром предстоятеля Униатской Церкви. На официальном государственном уровне статус Святософийского собора как кафедры униатских митрополитов подтверждён в июле 1600 года, когда состоялось официальное введение во владение храмом и его имениями митрополита Ипатия (Потия). В то же время роль Киева как главного престольного города соединённой с Римом Русской Церкви впервые зафиксирована в папском бреве Клемента VIII от 15 ноября 1600 года Bulla provisionis Ecclesiae metropolitanae Kioviensis»).

В течение 1596-1633 гг. Собор Святой Софии был административным и важным духовным центром католиков восточного обряда в Киеве и в украинской части Киевской митрополичьей архиепархии. При Софийском соборе функционировала униатская капитула (епархиальный клирос), а также действовал василианский монастырь (с 1622 года). Митрополит Иосиф (Вельямин Рутский) предусматривал номинировать для Киева отдельного викарного епископа, а при соборе Св. Софии должна была открыться школа и Епархиальная семинария для духовного образования местных клириков. Особой пастырской ревностью в Киеве отличался митрополичий наместник Антоний Грекович (с 1610 года), который погиб мученической смертью за веру Христову в водах Днепра 23 февраля 1618-го.

По данным тогдашних источников, в Киеве уния пользовалась большой популярностью среди горожан и священников, а верными Униатской Церкви стали такие влиятельные киевляне, как староста Федор Ходыка (погиб мученической смертью от рук казаков в 1625 году). В конце XVI – первой трети XVII в. Святософийський кафедре подлежали «Горний Город» («Верхний Киев») (между валами «Города Ярослава») с Софийской слободой, заселённой подданными митрополичьей кафедры, и собором Святой Софии. Кроме того, в подчинении униатского митрополита находились Выдубицкий и Михайловский Златоверхий монастыри и в разные годы также «нагорные» приходские церкви Богородицы Пирогощи («Матеребожская церковь»), Св. Николая Чудотворца (Десятинная), Св. Симеона Столпника (фигурирует также под титулом Воздвижения Честного Креста), Св. Никиты и Св. Василия Великого (Трёх Святителей).

После провозглашения Брестской унии первое документально зафиксированное богослужение в Софии Киевской состоялось 7 марта 1610 года в Соборное Воскресенье, «согласно привычному древнему обычаю». Божественную Литургию тогда совершил генеральный наместник униатского митрополита о. Антоний Грекович, который в тот день созвал Архиепархиальный собор духовенства и мирян Киева. С тех пор униатские священники практически беспрепятственно отправляли богослужение в Святой Софии, а во время своего первого пастырского визита в Киев, в 1614 году, митрополит Иосиф (Вельямин Рутский) совершил здесь четыре Литургии при соучастии большого количества прихожан. Наиболее красноречивым подтверждением преемственности литургической и молитвенной практики в униатский период Софии Киевской стали обнаруженные недавно памятные и молитвенные надписи-граффити за 1598-1630 годы в алтарной части храма (в том числе автограф Антония Грековича). Эти надписи свидетельствуют о важности сакрального пространства Святой Софии для Униатской Церкви, а также указывают на интенсивное литургическое использование собора, особенно в 1620-е годы.

Во время владения Софийским собором униаты пытались обеспечивать надлежащие условия для функционирования храма как митрополичьей кафедры и заниматься его литургической отделкой, мощами святых, библиотекой и архивом. По требованию униатского наместника в 1605 году киевские мещане вернули Святой Софии серебряный ковчег с мощами святых, хранившийся на престоле кафедрального храма. Особенно заботливый надзор в этот период был за мраморной гробницей с нетленными мощами св. Макария, – киевского митрополита, погибшего мученической смертью в конце XV в. (сейчас они хранятся во Владимирском соборе в Киеве).

В первой трети XVII века Униатская Церковь осуществила ряд мер по восстановлению разрушенного в предыдущие века кафедрального собора Св. Софии, а также реконструкции его внутреннего интерьера (первые упоминания в 1622 г.). По инициативе митрополита Иосифа (Вельямина Рутского) и при поддержке василиан масштабные восстановительные работы начались в 1629-ом и продолжались с перерывами до 1633 года. В то время собор был в значительной степени восстановлен униатами, что разрешило преемственность литургических служб в нём, а предстоятель Православной церкви Пётр (Могила) продолжил начатое Рутским восстановление главной святыни киевского христианства в Украине.

Кафедральный собор Св. Софии был передан православным на основе «Пунктов успокоения греческой религии» 1632 года, заключённых по случаю коронации польского монарха Владислава IV. 12 июля 1633 года по приказу православного митрополита Петра (Могилы) группа киевских мещан, священников и монахов захватили Св. Софию. С тех пор собор де-факто стала выполнять функции резиденции (престола) и столицы Киевской православной митрополии. 17 июля 1633 года православные взяли контроль и над другими униатскими храмами в Киеве. В следующем году униаты потеряли в Киеве Выдубицкий монастырь, а 10 марта 1636-го наместник киевского униатского митрополита Станислав Корсак вынужден был оставить последнюю подчинённую ему церковь в Верхнем Киеве – Св. Николая (Десятинную). Несмотря на это, Киев вместе с храмом Святой Софии до официальной ликвидации унии в Российской империи на Полоцком псевдособоре продолжали оставаться престольным городом соединенной с Римом Киевской митрополии, а в 1652 году папа римский Иннокентий X даже издал буллу, которой предоставил «Киевской митрополичьей кафедре» специальное отпущение для молитв за души умерших.

 

Подготовил Игорь Скочиляс

доктор исторических наук,

профессор Украинского католического университета,

координатор исследовательской программы

«Киевское христианство»


ПУБЛИКАЦИИ

Где можно встретить Бога? (О том, что Церковь – это не только стены храма)30 ноября

В 29-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ предложил посмотреть на Церковь Христову как на...