Почему для российских и немецких оккупантов фигура митрополита Шептицкого была опасной?

суббота, 04 июля 2015, 13:03
В советское время отдельный отдел КГБ работал только над тем, чтобы оклеветать имя митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого. Предшественник КГБ – НКВД при жизни митрополита завёл против него тайное дело и вербовал людей, следивших и доносивших на руководителя Церкви. Почему советская власть и немецкие оккупанты боялись митрополита Андрея Шептицкого? Почему до сих пор фигура митрополита для отдельных сил опасна?

Митрополит Андрей служил и работал ради единства «Церкви Христовой» и мечтал об украинском независимом государстве, наделённом христианской душой. Собственно, такая его позиция и идея жизни больше всего вызывала боязнь у оккупантов.
Когда в сентябре 1939 советская власть воцарилась в Галичине на 22 месяца, то не решилась арестовать или уничтожить митрополита Андрея. Слишком влиятельным был в мире руководитель церкви и не только среди своих верующих. «Эту власть можно объяснить лишь дьявольским влиянием на массы людей», – писал в 1939 году митрополит Андрей.


Летом 1941 года советская оккупация сменилась немецкой. Вначале на фоне чудовищных зверств коммунистов в Галиции немецкая власть многими людьми воспринялась как спаситель. Но вскоре все увидели, что у оккупанта – одно лицо и желание только властвовать.


Немецкие офицеры посетили митрополита на Святоюрской горе и были удивлены его скромным бытом и тем, что на столе была картошка и вода. На что митрополит Андрей заметил, что ест то, что и его народ. Немецкая власть не решилась арестовать митрополита – духовного руководителя Церкви, не просто графа, а влиятельную личность.


С приходом советских «освободителей» во второй раз, в июле 1944-го, начались репрессии против греко-католического духовенства. Для тоталитарной системы фигура митрополита Шептицкого в дальнейшем была очень опасной.


«Советская власть боялась митрополита Андрея и, пожалуй, основной причиной было то, что она боялась становления Украины как государства. И, соответственно, видела в УГКЦ, а, особенно, в её руководителе Андрее Шептицком большую опасность. Митрополит был уникальной личностью как народный вождь. Он сумел создать на базе церковной структуры будущую структуру Украинского Государства. То есть, по сути, де-факто, Украинская Держава существовала во времена митрополита в тех пределах, где существовала УГКЦ. Советская власть, если анализировать её политику, ступала там, где чувствовала почву под ногами. Галичина была для неё опасной территорией, советские руководители понимали, что арест митрополита ещё более углубил бы кризис в Западной Украине и советское правительство встретилось бы с протестным движением, и не известно, надолго ли задержались бы советские оккупанты. Можно себе только представить, что было бы, если бы они задели митрополита или УГКЦ при его жизни. Скорее всего, они видели в нём большую опасность для построения тоталитарной системы», – отметил УГКЦ иеромонах Юстин Бойко.
 

Шептицкий не боялся режимов
Диктаторская система держится на страхе, в который загоняет людей. Митрополит Андрей Шептицкий желал украинского свободного государства для украинского народа, видел вечное счастье в религиозном единстве, он не боялся никаких режимов. В 1914 году правительство царской России арестовало митрополита Андрея, и он отбывал заключение три года в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре (Россия). После освобождения лидер УГКЦ писал: «Не три года заключения, а всю свою жизнь с радостью провёл бы в тюрьме, лишь бы тебя, дорогой мой украинский народ, видеть свободным».


Дважды митрополит просил у Апостольской столицы разрешения на мученическую смерть за веру.


После смерти митрополита Шептицкого 1 ноября 1944 года советская власть активно взялась за уничтожение УГКЦ – арестовала владык, монахов, многих верующих, созвала псевдособор в 1946 году, на котором была ликвидирована Греко-католическая церковь, которую более 40 лет создавал митрополит Андрей.


Во время судебных слушаний одним из вопросов осуждённых греко-католических епископов, монахов, священников, верующих, в каких отношениях они были с митрополитом. Однако и через 70 лет после смерти руководителя УГКЦ советская идеология всё ещё видит большую опасность в личности митрополита. Во время военной агрессии России в Крыму в 2014 году, когда задерживали и арестовывали греко-католических священников, то их называли последователями митрополита Андрея Шептицкого и интересовались их отношением к этой личности.
«Думаю, что до сих пор митрополит Андрей как бельмо для советской идеологии, которая ещё не умерла. Возможно, она доживает последние годы, но она живёт в головах многих людей, переживших тоталитарный режим и вышедших из него неочищенными. Далеко не надо идти, потому что и во Львове есть силы, которые, с одной стороны, защищают сквер напротив собора Юра, но реально имеют цель – сорвать празднование юбилейного года митрополита Андрея во Львове. Я убежден, что за этим стоит политическая сила», – подчеркнул отец Юстин Бойко.
 

Шептицкий заботился о Церкви и народе
Митрополит Андрей Шептицкий был символом борьбы, непокорённости УГКЦ, образом катакомбной Церкви, которая после его смерти и ликвидации единственная сопротивлялась советской власти и тоталитарной системе, замечает председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, диссидент Иосиф Зисельс, который добивается от Израильского института «Яд Вашем» признания митрополита Андрея Шептицкого «Праведником народов мира».
«Это понятно, что митрополит Андрей Шептицкий, который был символом движения сопротивления, причём духовного сопротивления, внушал страх советской власти, поэтому с ним и с его памятью так вели себя. Вообще не хотели, чтобы даже было упоминание о митрополите. Ныне, в год чествования митрополита, очень мало книг о нём, не так, как должно бы, освещают в курсах истории, не столь много знают, кем он был в годы советской и немецкой оккупаций для Украины. Вспомним его подвиг, когда митрополит спас десятки евреев и стал примером для других священников», – говорит Иосиф Зисельс.

«Если бы я родился французом или англичанином, я бы то же сделал и так же вступил бы в орден, в монашеский орден восточного обряда... Посвящаясь Восточной Церкви, делу унии, я имел ввиду лишь мотив всемирного характера», – писал митрополит Шептицкий о том, почему он выбрал именно УГКЦ.
Андрей Шептицкий информировал Апостольскую столицу, в частности святейших отцов, о церковной, религиозно,й общественной, политической ситуации, говорил о потребностях, которые переживает украинский народ, писал и о Голодоморе в Украине в 1932-1933 годах, просил мир о помощи для украинского народа и призывал не молчать на зло, а известных людей призывал защищать украинцев и их право на независимое государство. В 1941 году митрополит Шептицкий написал послание «Наша государственность» («Как строить родную хату»), которое до сих пор актуально. Он подчёркивает, что главным фактором в построении Украинского Государства является человек и сообщество, а руководители народа должны действовать по принципам добродетели, заботиться о благе тех, кому служат, и не злоупотреблять властью.
 

www.radiosvoboda.ua
 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...