«Поколение, которое не имеет моральных авторитетов, лишает себя ориентиров», – владыка Борис Гудзяк

воскресенье, 29 августа 2021, 17:06
В современном в мире человеку не хватает духовных ориентиров, внутренней силы и смыслов – того, что позволяет преодолевать новые вызовы, находить свой путь и иметь силы идти по нему. Об этом в интервью «Левому берегу», посвящённом 30-летию Независимости Украины, размышляет владыка Борис Гудзяк.

Владыка Борис говорит: в условиях мощной деконструкции систем ценностей, которая захватила весь мир, и господства нового нигилизма – популизма, тем более важны для человека и для всего общества моральные авторитеты, которые дают ориентир, помогают не сойти с пути и не подвергнуться лжи.

«Объёмные нарративы, которые бы объясняли многие вещи, распались. Сейчас это большая опасность, потому что современная культура деконструирует всё – кем является человек, кем является женщина, что такое супружество, что такое политика. Поэтому взрывается популизм. Вот кто-то, у кого нет никакого опыта и кто никогда не был на избирательной должности, становится президентом в Америке, например... Думаю, что поколение, которое не имеет моральных авторитетов и просто принципиально их сторонится или боится, лишает себя определённых ориентиров и изолируется. Такая скептическая позиция ведёт к одиночеству. Наличие морального авторитета или авторитетов, мне кажется, отражает надежду, готовность двигаться», – говорит владыка.

Это тем более важно для молодёжи, которая входит в жизнь в сложный для современного человечества период, – иметь ориентиры, иметь тех, к кому можно обратиться со сложными вопросами. При этом владыка Борис, вспоминая годы своей работы со студентами в УКУ, подчёркивает: в духовном производстве важно уважение к личному выбору человека, доверие и деликатность: «Я видел вас как маленькое таинство – юными прекрасными людьми, которых любит Господь. Он поручил нам вас проводить, с большим уважением к святости вашего личного пути, который вы выбираете, к которому вас зовёт Господь. Это филигранная деликатная работа – проводить людей, в частности, духовно. Не как милиционер, который говорит: "Красный свет – стой, зеленый – езжай". У преподавателя университета – диапазон возможностей, и я считаю, что большое преимущество, когда молодые люди тебе доверяют. Я чувствовал это доверие и старался быть достойным его».

«Когда я шёл в семинарию, один семинарист дал мне едва ли не лучший совет в жизни: "Ты должен всегда иметь духовного наставника", – вспоминает владыка Борис. – Я всегда стараюсь найти кого-то, к кому могу обратиться за духовным советом. Это не означает, что этот человек не ошибается, но он делится со мной определённым опытом и какой-то перспективой. То есть, он ставит передо мной зеркало и в чём-то даёт ориентир».

Наряду с патриархом УГКЦ Иосифом Слипым, которого владыка Борис называет своим духовным старейшиной среди тех, чьё мнение для него много значит, владыка называет Мирослава Мариновича – диссидента-шестидесятника, ныне вице-ректора Украинского Католического Университета, историка Ярослава Грицака, членов ректората УКУ.

«Ещё в "Эммаусе" живёт Вадик, он передвигается на коляске: он ограничен в движениях, имеет спазмы в руках, ногах, поэтому не может внятно говорить. У него церебральный паралич. Я знаю Вадика уже 28 лет и никогда не слышал, чтобы он жаловался на свою судьбу, на боль, на ограничения. Я думаю, что он святой человек, и я хотел бы дорасти до его зрелости. Поэтому он тоже для меня является моральным авторитетом», – говорит владыка Борис.

«Моральным авторитетом для меня была моя мама. Она умерла три года назад на 93-ем году жизни. Когда началась Вторая мировая война, ей было 13 лет. После 1939-го она не имела возможности получить нормальное среднее образование. Мама знала пять языков, много читала, молилась, помогала людям и занимала ведущие роли в украинском обществе в Сиракузах. Но прежде всего, она служила, была женой и матерью, динамичной женщиной, до 86 лет водила машину. А потом стала чрезвычайно ограничена: её память пропала, хотя далёкое прошлое она помнила. Будущего не было, движения ограничены. Но она была свободной, жила в мире, с улыбкой. Мы с ней пели, молились. Моя мама отошла из этого мира в мире, не в горечи или сожалении, понимаете? Я хотел бы научиться у мамы, у Вадика жить в мире, какими бы ни были трудности. Я отношусь к людям, которые пропускают всё через сердце. Это дорогого стоит. Под руководством 90-летнего старца в этом году я стараюсь понять, что не является самодостаточным. Я не спаситель, Спаситель только один. Я должен немного помочь, не переживать чрезмерно, отдать свою жизнь Богу и позволить Ему уладить различные дела. Если мы спокойно относимся к содержанию нашей веры, то мы никогда не одни. И человек, который молится, всегда имеет перед собой Бога», – говорит он.

 

Департамент информации УГКЦ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...