Послание Блаженнейшего Святослава к духовенству УГКЦ на Великий четверг 2021 года Божьего

среды, 28 апреля 2021, 12:21
В современных обстоятельствах священник призван строить новую христианскую культуру общения. Одиночество без сообщества может привести к бегству, к отделению и даже к глубокому отчаянию. Пожалуй, мы уже не раз убеждались в том, что жизнь в сообществе, где люди живут в братской любви, поражает больше, чем мощные и роскошные сакральные сооружения. Поэтому мы призваны не только строить и украшать рукотворный храм, но, прежде всего, питать красоту и величие нерукотворного храма – человека, и строить Церковь как живое сообщество, как мистическое Тело Христово.

Дорогие собратья в Христовом священстве!

Переживая в этом году глубину таинства Великого четверга, мы слышим особое приглашение Господа нашего Иисуса Христа засесть с Ним на мистическом пиру Тайной вечери. Наши духовные глаза обращены на единого и вечного Служителя Божественной Литургии – нашего Спасителя и Учителя, который склоняется над современным человечеством, раненым новейшей пандемией и покалеченным новыми видами одиночества, нищеты, страдания и отчаяния. Этот Служитель встаёт со своего почётного места за столом, сбрасывает свою одежду и, взяв кувшин, становится на колени перед человеком нашего времени, чтобы омыть ему ноги.

Чтобы выполнить это служение сегодня и сделать его доступным всем людям, Он зовёт нас, Его священников, по-новому осмыслить содержание и задачи нашего священнического служения. Потому что это в нас и через нас Он хочет встать на колени, чтобы склониться над миром, это нашими руками Он стремится обмыть раны современного общества, это нас Он сделал причастниками своего Божественного священства и передал нам свои Святые Таинства Церкви как лекарства, способные заживить эти раны силой и действием Святого Духа. Созерцая это неописуемое Божее служение в нынешних обстоятельствах и событиях, мы по случаю дня Установления Таинства Священства Нового Завета спрашиваем себя: что значит быть сегодня Христовым иереем «по чину Мелхиседека» и как нам действовать, чтобы быть верными нашему призванию и воле Господа нашего?

В условиях пандемии Господь говорит ученикам Своим и миру, побуждает нас задуматься над тем, как нам быть Церковью в этот период «социальной дистанции и изоляции», как это время повлияет на дальнейшую жизнь христиан. Спаситель зовёт нас научиться различать, что существенно и первостепенно для Церкви в это время, без чего мы не можем быть настоящими Христовыми учениками, а что менее важно и от чего можно отказаться, какие решения нужно принять в это время испытания, чтобы заново сориентировать духовную жизнь людей.

В течение последнего года мы научились, как никогда, по-новому использовать для нашего пастырства современные средства общественной коммуникации. Во многих случаях онлайн-трансляции богослужений были едва ли не единственным способом для наших верных удовлетворять их духовные потребности. Однако Папа Франциск, хорошо понимая, что путь к полному восстановлению нормального ритма жизни будет длительным, настойчиво призывает всех верных воспринимать этот период как временное явление в чрезвычайных и вынужденных обстоятельствах, ведь идеалом Церкви было и останется навсегда – собирать людей, находиться с ними и объединять их в Святых Таинствах. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там я среди них» (Мф. 18, 20), – говорит Господь. Поэтому Святейший Отец предостерегает перед абстрактной связью с Богом и обществом, говоря: «Близость с Иисусом без сообщества, близость без евхаристического Хлеба, близость без Церкви, без людей Божиих, без Святых Таинств – опасна». Мы можем вместе молиться с помощью живой трансляции, слушать слово Божие и проповедовать Христово Евангелие, но не можем таким образом уделять Святых Таинств, без которых полноценной христианской жизни просто не существует.

Когда современный мир каждый раз громче говорит об экономических и социальных кризисах и даже об опасности голода библейских масштабов для современного человечества как следствия пандемии, наши верные начинают взывать к совести своих пастырей, заявляя о евхаристическом голоде. «Не надо людям отходить: вы дайте им поесть, дайте то, что у вас есть» (см. Мф. 14, 16), – в своё время сказал Христос апостолам в пустыне и сделал их способными накормить пять тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. То же говорит Он сегодня своим священникам, имея в виду не только потребность в земном хлебе, но голод и жажду Хлеба Небесного. Наш трудолюбивый народ умеет заработать сам на свой ежедневный хлеб, но Хлебом Небесным его может накормить только Христов священник. Прислушаемся к этому воплю о евхаристическом голоде и духовной жажде нашего народа!

Хотя обстоятельства, в которых оказалось человечество из-за пандемии, влияют на нашу церковную жизнь, но даже в случае введения строгого карантина эти внешние факторы не могут парализовать нас в нашем служении и церковной жизни, не могут помешать нам, как Церкви, продолжать заниматься человеческими душами. Однако необходимо задуматься над стилем и новыми формами пастырства во время и особенно после окончания пандемии коронавируса. Я уверен, что этот кризис даёт возможность пастырского обращения, о котором Папа Франциск говорит в Апостольском наставлении «Радость Евангелия» (27). Сегодня на уровне Вселенской Церкви утверждается, что едва ли не единственным важным эффективным методом осуществления духовной опеки является сопровождение. Этот метод может помочь священнослужителям не возвращаться к «старой нормальности», которая была перед пандемией, а делать радикальные изменения к лучшему, начиная с построения здоровых межличностных отношений. При этом следует переосмыслить и перестроить форму нашего пастырства, пытаясь быть рядом с человеком, сопровождая его на жизненном пути. Чтобы присутствовать в жизни своих прихожан, чтобы их знать и уметь слушать, нужно найти к ним дорогу через общение. Быть рядом с человеком, общаться с ним и сопровождать его в современных обстоятельствах жизни – это нечто большее, чем просто беспокоиться о добре своих прихожан.

Во время пандемии мы благодарим Бога за многих добрых пастырей, которые не просто пассивно находятся возле своих прихожан, а через проповедь Слова Божьего, служение Святых Таинств и дела милосердия делают видимым и присутствующим Господа Бога рядом с человеком, в частности в драматические моменты его жизни. Они лично сопровождают своих верных, отдают всех себя на служение им, берут на себя их проблемы и боли, сочувствуют им в страданиях и радуются их радостями. Залогом успешного свершения нашей миссии сегодня и содержанием пастырского обращения, о котором говорит Святейший Отец, является изменение способа быть со своими людьми, быть священником, общаться с властью, общественностью, молодёжью и своими прихожанами. Это тяжёлая, но важная задача!

Поэтому в современных обстоятельствах священник призван строить новую христианскую культуру общения. Одиночество без сообщества может привести к бегству, к отделению и даже к глубокому отчаянию. Пожалуй, мы уже не раз убеждались в том, что жизнь в сообществе, где люди живут в братской любви, впечатляет больше, чем мощные и роскошные сакральные сооружения. Поэтому мы призваны не только строить и украшать рукотворный храм, но, прежде всего, питать красоту и величие нерукотворного храма – человека, и строить Церковь как живое сообщество, как мистическое Тело Христово.

Во время карантина мы заново открыли для себя важность межличностных отношений и ценность человеческой солидарности, а ещё – что никто из нас не спасётся сам, как часто повторяет Папа Франциск. Мы поняли, что умение вживую общаться, слушать и говорить – это более ценно, чем все наши современные технологии, которые, хотя и поддерживают нашу жизнь, помогая нам участвовать в мессе через социальные сети, но никогда не смогут дать нам почувствовать реальную встречу друг с другом и с живым Богом на совместной молитве. Мы можем общаться онлайн, но кого-то воспитывать или любить только онлайн – трудно, практически невозможно. Поэтому всегда есть необходимость в здоровых, полноценных и аутентичных человеческих отношениях.

Это важное строительство нового типа человеческих отношений, основанного на евангельской закваске милосердной и сострадательной любви, нам следует начинать с ближайшего окружения – нашего сообщества с епископом и между собой. Предполагаю, что каждый из вас уже убедился, насколько важны живое общение и искренние отношения в среде священнослужителей.

В день нашего рукоположения мы стали членами пресвитерского ордена. Поэтому именно сегодня важно осознать, что этот чин не является чем-то вроде элитного клуба с особыми клерикальными привилегиями. Это братское живое сообщество ближайших учеников Христовых и участников Его священства. Оживлённое Святым Духом, оно должно стать сегодня для нашего духовенства пространством взаимного слушания и поддержки, солидарности и взаимопомощи, где можно поделиться своими болями и радостями, неудачами и успехами, – пространством созревания в Христовом священстве. «Посмотрите, как они любят друг друга», – это были слова восхищения языческого общества, созерцающего жизнь ранних христиан. Пусть те же слова станут проявлением захватавосхищения современного мира при виде аутентичной христианской солидарности наших сообществ. Одним из действенных способов сохранения такого священнического общения является священническое братство, к созданию и участию в которых я, пользуясь случаем, всех вас призываю.

Дорогие отцы, иеромонахи, диаконы и братья-семинаристы! В этот день, когда мы празднуем Установление Святого Таинства Священства, хочу поздравить всех вас с этим великим Божьим даром для человека. Сердечно благодарю, что в своё время вы ответили на это Господне призвание и, получив Таинство Священства, этот дар бережёте, им живёте, в нём растёте и приносите плоды. В этот день вся Христова Церковь во главе со своим Главой – Иисусом Христом молится за вас! Пусть благодать Святого Духа укрепляет вас в этом служении, одаривает креативностью и чувствительностью к поискам новых форм и способов его осуществления, чтобы всё лучше помогать современному человеку пережить целебную и спасительную встречу с живым Христом в лоне наших церковных общин.

Входя в это пасхальное время, желаю вам небесной радости от выполненного задания, которую мы сможем принести воскресшему Господу по Его словам: «Мы, рабы, выполнили то, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Благословение Господне на вас!

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день святого мученика Евпсихия,

22 апреля 2021 года Божьего


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...