Послание Блаженнейшего Святослава священникам на Великий Четверг

суббота, 08 апреля 2017, 14:42
Дорогие собратья во священстве! В этом году снова, подобно ученикам Христовым на Тайной вечере, мы сядем с нашим Божественным Спасителем в этот святой день на Его таинственной трапезе.

 Сегодня ещё раз переживём смирение перед нами нашего Учителя и Господа на умывании ног и будем радоваться дару Его Священства. Входя таким образом в Его страсти и ожидая Его славного воскресения, созерцая Его служения и крайнее унижение, чтобы излечить наши раны, приглашаю вас задуматься над одним из важнейших Таинств Христовой Церкви, которое поручено нам нашим Господом, а именно над Покаянием, Святой Исповедью, Таинством исцеления и отпущения грехов, которое мы получили ценой Его святой Крови.

Первым даром воскресшего Христа, согласно Евангелию святого Иоанна Богослова, есть власть, переданная апостолам и их последователям, прощать от Его имени человеческие грехи: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, отпустятся им, кому же задержите – останутся» (Ин. 20, 23). Это служение святой апостол Павел называет Таинством Примирения и видит в нём самую суть священнического служения: «Ибо Бог во Христе примирил себе мир, не учитывая людям их проступков, положив в нас слово примирения. Мы же послы вместо Христа, как бы сам Бог надоумил через нас. Мы вас умоляем вместо Христа: примиритесь с Богом!» (2 Кор. 5, 19-20).

Уделение Святого Таинства Примирения человека с Богом и ближним является одним из величайших, а может быть самым трудным элементом священнического служения. Предоставляя священнику право уделять Таинство Исповеди, епископ, согласно предписаниям церковного права, поручает ему самую деликатную роль в спасении души людей, поверенных его пастырской опеке. Без ревностных и ловких исповедников не возможен доступ наших верующих к Божьему милосердию, к источникам благодати Духа Святого, невозможна полноценная духовная жизнь и познание живого Бога.

Это большая благодать, когда верующие имеют возможность встречи с живым Христом через личность своего пастыря в исповедальне. Святое Таинство Покаяния меняет приход. Где его регулярно уделяют, там уже нет таких многочисленных конфликтов, оно наставляет молодых людей на добрый путь, а старшим помогает достойно прожить последние годы жизни на земле. Исповедальня – это барометр ревности священника. Достаточно в обычное воскресенье или в будни посмотреть, сколько людей приступает к Святому Причастию, чтобы иметь представление о пастырской работе в приходе.

Исповедник является для Божьего народа живой иконой милосердного Бога, возможностью познать самого Христа – Доброго Пастыря, ищущего заблудшую овцу и ведущего её к избранному Божьему народу. Исповедник – это, прежде всего, отец, врач и учитель христианской жизни. Вот почему Святое Таинство Исповеди справедливо считают важнейшим средством новой евангелизации, возможностью произнести Божье Слово относительно состояния души кающегося и моментом исцеления греховных ран благодатью Святого Духа.

Такая высокая задача требует от нас, служителей Святого Таинства Примирения, личной духовной, человеческой и пастырской зрелости, постоянной работы над собой и постоянной готовности к слушанию Святой Исповеди. Поэтому хочу напомнить некоторые аспекты этой работы над собой и дать несколько советов по правильному и успешному уделению этого Таинства.

Духовный наставник человеческих душ должен выполнять две предпосылки: находиться в состоянии освящающей божественной благодати и осуществлять благоговейную молитвенную жизнь. От святости священника не зависит полнота действия Духа Святого в Исповеди, но если он является чистым зеркалом, то легче через его слова, поведение, внешний вид и всю личность увидеть милосердие самого Бога. Священник как будто является заместителем ющегося перед Богом силой своего жизненного примера.

Исповедь – это и литургический обряд. Перед уделением Таинства следует произнести по крайней мере короткую молитву о помощи и свете Святого Духа, а после исповеди – помолиться за тех, кто исповедался у нас. Это является признанием нашей человеческой ограниченности и признанием исповедника веры во всемогущество Господа, что проявляется в раскаянном сердце человека, открытом к Божиему действию.

Святая Церковь для надлежащего и компетентного служения Таинства Покаяния обязывает священников-исповедников иметь необходимые богословские знания. Здесь речь идёт не только об изучении основных предметов курса семинарского образования, но и постоянное получение и углубление знаний из Священного Писания, догматического учения Церкви, нравственного богословия и канонического права. Необходимо пристально следить за новыми вызовами, которые подстерегают христиан в современном мире, и осваивать лучшие способы пастырского служения, а также знать учение Церкви, новые указания, непосредственно касающиеся надлежащего формирования совести порученных нашей опеке верующих.

Важная черта исповедника – это правильный педагогический подход к кающимся, находящимся на разных этапах духовной зрелости. Нужно приобрести надлежащие знания и навыки пастырского руководства, понимания психологического состояния человека, приступающего к исповеди. Педагогический талант и подход исповедника облегчает признание грехов, добавляет человеку, который раскаивается, отваги и доверия. Верующие с уважением относятся к Таинству Примирения, если исповедник будет серьезно относиться к проблемам и болям кающихся, глубоко вникая и проникаясь теми грехами, которые ранят и уничтожают человека. Очевидно, что иногда попадаются вопросы, на которые нельзя однозначно ответить. Поэтому в спорных ситуациях можно задать себе вопрос: «А что бы Ты, Иисус, сделал на моем месте?»

Особую осторожность советуем проявлять исповедникам в делах, которые связаны с человеческой любовью и сексуальностью. Дополнительные вопросы следует задавать очень деликатно и не сразу. Любой лишний вопрос может человека ранить, отстранить от исповеди и Церкви. Сколько людей отошло от Церкви из-за нашего неосторожного поведения, но мы не всегда чувствуем себя виноватыми в этом! Нельзя проявлять собственное удивление по поводу какого-либо греха, каким бы он ни был тяжёлым. Мы не имеем права интересоваться теми сферами жизни человека, которые не обязательны для исповеди. Абсолютно не допустимо любым образом обижать кающегося, повышать на него голос или проявлять собственное нетерпение к человеку, который ищет Божьего милосердия. Господь имеет время для всех нас – и мы найдём время внимательно и смиренно выслушать того, кто исповедуется! В различных официальных указаниях для исповедников Церковь отмечает деликатное и дискретное отношение к пенитенту, что уж говорить об обязанности абсолютного сохранения печати тайны Исповеди.

Опыт Церкви показывает, что хорошим исповедником является тот, кто сам хорошо и часто исповедуется. Добрые исповедники рождаются из добрых кающихся. Тот будет хорошим исповедником, кто регулярно и глубоко переживает это Таинство Примирения как дорогу собственного освящения. Чрезвычайно сильный и положительный личный пример служителя этого Святого Таинства. Когда люди видят, как их духовный отец сам исповедуется, тем глубже осознают дар этого Таинства Божьей любви, и это является лучшим призывом как можно чаще им пользоваться.

Дорогие собратья в Христовом Священстве! Сердечно поздравляю вас с днём установления этого великого Таинства. Склоняю голову перед вами, ревностными исповедниками, советниками, врачами и учителями нашего народа, кто от имени Христа отпускает нам грехи наши, благодатью Святого Духа освящает наши души и даёт нам силу бороться с духовными болезнями и пороками. Пусть в каждом нашем храме и монастыре всегда будет кто-то, кто ждёт нас в исповедальне и открывает нам путь к примирению с Богом!

Сегодня наша Церковь во всём мире, в частности в Украине, которая истекает кровью, действительно подобна полевому военному госпиталю, переполненному ранеными. Пусть же нам всегда будет хватать исповедников, Божьих целителей, которые по примеру самого Христа – Доброго Самаритянина, склонятся над нашими ранами, выльют на них масло Божьего прощения и коснутся наших душ целебным Телом и Кровью нашего Спасителя.

Благословение Господне на вас!

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день преподобного Святого и исповедника Иакова, епископа Катанского,

3 апреля 2017 года Божьего

ПУБЛИКАЦИИ

"Морально осиротела Украина". Почему смерть епископа Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара – потеря для всей страны08 июня

В среду на 85 году жизни скончался епископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар. Причиной смерти религиозного деятеля, как...

DEBUG

0.1581
clr:28
cch:-no-
sql:0.1219
csql:0.0000
out: 0.0000
..........
M: 3,554,344
m: 2,899,360