Послание Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства по случаю Великого поста

среды, 22 февраля 2017, 12:07
Послание Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства Украинской Греко-Католической Церкви по случаю Великого поста

Покайтесь и обратитесь, чтобы ваши грехи были стерты (Ди. 3, 19).

Дорогие во Христе!

Накануне Великого поста снова особую актуальность преобретает призыв к покаянию. Словами апостола святая Церковь побуждает нас: «Отвергнем всякое бремя и грех, который так легко окутывает, и бежим выносливо к борьбе, предназначенной нам, всматриваясь пристально в Иисуса, основателя и завершителя веры» (Евр. 12, 1-2). Великопостное путешествие – удобный случай выйти из рабства греха и направить свои шаги на дорогу, ведущую к Дому Отца (сравн. Лк. 15, 17-18).

Прообразом этого великопостного покаянного путешествия является ветхозаветная пасха – исход избранного народа Божьего из египетского рабства. Тогда, как и теперь, этот освободительный поход детей Божьих наталкивался на противодействие и различные препятствия – со стороны угнетателя-фараона, который никак не хотел отпускать порабощённый народ, но и внутри самого народа, что не полностью избавился от психологии раба и скорбит по призрачной стабильноси и силе имперского двора.

Путешествие к свободе и достоинству – это внутренний процесс преображения народа, который измеряется не числом пройденных шагов или прожитых лет, а духовными усилиями, что сделал народ, а в нём – каждый человек, в том числе для согласования своих мыслей, идей и поведения с Божьим законом и Господней святой волей. Так в истории народа осуществляется Божье обетование: «Когда будете ходить по моим законам и чтить мои заповеди, и будете их выполнять, то я буду посылать вам дожди в соответствующее время, и земля даст свой урожай, и дерево в поле будет приносить свои плоды... Я установлю мир и никто не будет вас беспокоить и меч не пройдёт по земле вашей... Я – Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами; я поломал занозы ярма вашего, чтобы вы ходили выпрямившись» (сравн. Лев. 26, 3-13). В этом отрывке, как и во многих других местах Священного Писания, покаяние представлено как послушание Богу, верность Его Заповедям, что обеспечивает народу благословение, безопасность и полноту жизни.

В то же время египетская неволя – это образ человека и народа, которые находятся в узах греха, обделённые настоящей свободой, униженные в своём достоинстве, лишённые надежды и радости. Увидеть первопричины такого нищего и беспросветного положения вещей – это уже половина освободительного пути, всё равно как поставить диагноз – значит наполовину преодолеть недуг. Какие же недуги сегодня угрожают нам и пытаются уничтожить в нас Божий образ и подобие?

Один из самых тяжёлых грехов, который мы унаследовали от коммунистического прошлого, – это пренебрежение к человеческой жизни, в частности жизни нерождённых детей. Советский Союз был первым государством в мире, легализовавшим убийство нерождённых. Хотя мы уже четверть века живём в независимом государстве, это позорное преступление по сей день осуществляется в наших медицинских учреждениях, которые, вместо того чтобы быть местами защиты человеческой жизни, становятся местами казни невинных и самых беззащитных лиц – наших детей. Ежегодно в результате абортов погибает около 150 тысяч украинских детей. За это тяжёлое пренебрежение Бога мы должны просить прощения, потому что умышленное человекоубийство – это грех, взывающий о мести к небу, а ответственность за него несёт не только женщина, что осмеливается на такой шаг, но и отец нерождённого ребёнка, и родные, которые не противодействуют этому, не говоря уже о медиках и всех непосредственно причастных к этому злодеянию.

Другим моральным злом, что уничтожает жизненные силы нашего народа, является алкоголизм. Потребление алкоголя в Украине одно из самых высоких в мире и приобрело признаки национальной эпидемии. Только по официальным данным, злоупотребление спиртным вызывает ежегодно свыше 40 тысяч смертей. Обидно, что сегодня на фоне внешней агрессии эта болезнь распространяется в нашем народе с ещё более угрожающей силой и нередко поражает тех, кто пережил ужасы военных действий и не находит спасения от душевных травм в ближайшем и дальнем окружении. Господь хочет исцелить все раны нашего народа, а мы, понимая, что алкоголизм часто является лишь симптомом более глубоких кризисов и трудностей, хотим напомнить, что грех пьянства ещё никогда не решил ни одной проблемы, а только углублял их, бросая своих жертв в бездну безнадёжности, деградации и постепенного умирания. Единственным спасением от этого зла является искреннее покаяние и решительный шаг на путь исцеления, который сопровождается выносливым сотрудничеством человека с Божьей благодатью.

Если мы стремимся жить по-Божьему, должны учиться уважению к справедливым законам, на которых базируется каждое цивилизованное общество. Здесь надо начинать с элементарного, например, с соблюдения правил дорожного движения.

Образцом в соблюдении законов для всех граждан должны быть те, кого зовут законотворцами. Но сегодня многие из них превращаются в публичных грешников, откровенно игнорируя рабочие заседания и пренебрегая на глазах у всей страны своими важными обязанностями, или ещё хуже – принимают законы, способствующие обогащению богатых, доводят до обнищания обычных людей и ставят на грань выживания социально незащищённых граждан.

Ещё один участок, в котором чётко проявляется моральное состояние нашего общества, – это отношение к окружающей среде. Известный тезис, что мы не унаследовали землю у наших родителей, а взяли её в долг у наших детей, напоминает нам об ответственности как перед Создателем, так и перед грядущими поколениями за то, как мы относимся к Божьему созданию.

Особый призыв к покаянию направляем определённым категориям и группам в нашем обществе, которые сосредоточивают в своих руках значительные ресурсы и полномочия, но нередко злоупотребляют ими, нанося вред государству и народу. Хотим напомнить им слова Папы Франциска, сказанные по случаю Юбилейного года Божьего милосердия: «Своё приглашение обратиться я с ещё большей интенсивностью направляю тем мужчинам и женщинам, которые относятся к каким бы то ни было преступным группам. Ради вашего блага прошу вас изменить жизнь. Прошу вас во имя Сына Божия, который хоть и боролся с грехом и никогда не отверг грешника. Не впадайте в ужасающую ловушку думать, что жизнь зависит от денег и что перед ними всё становится лишённым ценности и достоинства. Это лишь иллюзия. Мы не возьмём денег с собой после смерти. Деньги не дадут нам истинной радости. Насилие, употреблённое для получения денег, с которых капает кровь, не сделает человека ни сильным, ни бессмертным. Для всех, раньше или позже, наступит суд Божий, которого никто не сможет избежать... Тот же призыв пусть достигнет людей, что поддерживают коррупцию или принимают в ней участие. Эта гнилая рана общества – тяжкий грех, который вопиет к небу, поскольку целится в самые основы личной и общественной жизни» (Булла «Misericordiae vultus» («Лик милосердия»), 11 апреля 2015 года).

Убеждены, что, совершая испытание совести и анализируя свои поступки, слова и помыслы на соответствие их Божьим и церковным заповедям, каждый из нас обнаружит, помимо вышеперечисленных, и собственные греховные немощи и страсти. Сознаемся в них искренне в Исповеди и выносливо искореним из своей жизни, потому что они сдерживают наше движение на пути к Небесному Отцу и лишают нас радости и счастья детей Божьих.

Дорогие во Христе! Великий пост – это подходящее время для изменения жизни, а Таинство Исповеди является привилегированным местом, где мы, христиане, встречаем милосердного Бога, чтобы избавиться от греховных оков и восстановить в себе достоинство детей Божьих.

Несмотря на пять условий хорошей Исповеди (экзамен совести, сожаление о грехах, искреннее и полное признание грехов, постановление исправиться и выполнение епитимии), которые мы призываем вас вспомнить из катехизической части в молитвеннике, хотим обратить ваше внимание на несколько элементов, которые, как надеемся, помогут вам лучше и с большей пользой для души переживать Таинство Исповеди.

Прежде всего, следует преодолеть соблазн откладывать покаяние на потом. Ибо часто случается, что мы, зная случаи, когда люди преждевременно и неожиданно умирают, даже чувствуя угрызения совести и слыша в церкви призыв к обращению, всё же находим тысячи аргументов, чтобы сказать себе и Богу: «Ещё не сейчас». Такое оттягивание очень опасно, поскольку ставит под угрозу наше вечное спасение. Хорошо это понимают практикующие христиане, которые пытаются не только регулярно приступать к святой Исповеди, но и ежедневно молятся о милости не умереть без Святых Таинств.

Кроме этого, к Исповеди нужно готовиться молитвой – о способности видеть свои грехи, о мудрости исповедника, о смелости признать перед ним нашу вину и о смирении принять его поучения и советы.

Важно обратить внимание и на то, что Исповедь требует определённого времени. Очень вредит этому спешка как со стороны священника-исповедника, так и со стороны самого кающегося. Не удивительно, что осуществлённая в таких обстоятельствах Исповедь не приносит ни надлежащих плодов, ни желания чаще исповедоваться.

Наконец, Исповедь, как и Причастие, должна быть регулярной. Потому что длительные перерывы притупляют нашу совесть и ослабляют способность реагировать на грехи, позволяя малым провинам закорениться в душе и со временем перерасти в пагубные страсти и привычки, которые будет гораздо труднее преодолеть.

Дорогие во Христе! Начинаем великопосный путь покаяния и обращения. Идём навстречу Воскресению. Пусть нас не пугает тяжесть или количество наших грехов, ибо Христос своей смертью и воскресением попрал все грехи и всем стремится подарить прощение, исцеление и полноту жизни. Поэтому приступайте все с доверием к престолу благодати, которым есть Святые Таинства Покаяния и Евхаристии, чтобы свет Божьего милосердия и Божьей любви проганял из нашей личной, семейной и общественной жизни тьму греха и смерти, и чтобы мы все в этот Пост могли сделать ещё один большой шаг к выходу из дома греховной неволи навстречу воскресению – личному, семейному и народному. Тогда мы сможем петь пасхальную песню, которая станет предвестницей нашей окончательной победы в воскресшем Христе: «Празднуем победу над смертью, уничтожение ада, иного жития вечнаго начало, и радуясь воспеваем Того, кто это сделал, – единого благословеного отцов Бога и препрославленого» (Канон Пасхальной утрени).

Благословение Господне на вас!

 

От имени Синода Епископов

Киево-Галицкого Верховного Архиепископства

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день Преподобного и богоносного отца нашего Антония Великого,

30 января 2017 года Божьего

 

Отцам-пастырям поручаем зачитать верующим это Послание после каждой Божественной Литургии в Сыропустное воскресенье, 26 февраля этого года

ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...