Послание Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ о преодолении морального недуга коррупции

суббота, 09 апреля 2016, 15:34
Не пренебрегай законом, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых. (Второзаконие 16, 19).

Дорогие во Христе!

Уже два года наше общество идёт путём, основанным Революцией достоинства. Это путь внутреннего преображения и очищения, порождённый искренним порывом молодёжи, которая вышла на майданы Украины осенью 2013 года. Это путь, который оросила своей кровью Небесная сотня. Этим путём украинцы продолжают идти, несмотря на внешнюю агрессию, ибо на страже нашей земли стоят отважные защитники: воины, медики, волонтёры.
Однако на этом пути государственного и общественного строительства есть ещё немало препятствий, не только внешних, но и внутренних. Одной из самых больших угроз является коррупция, которая в современных условиях тормозит развитие экономики и гражданского общества, даже больше – несёт угрозу самой национальной безопасности нашего государства. Коррупция в Украине приобрела признаки системного явления, распространяющего своё негативное влияние на все сферы общественного бытия, всё глубже укореняясь в повседневной жизни как основное, быстрое и наиболее действенное, но в то же время – противоправное средство решения проблем или достижения определённых целей.
Особенность коррупции в том, что она боится прозрачности, в соответствии со словами Святого Писания: «Кто творит зло, ненавидит свет, поэтому и не идёт к свету, чтобы не обнаружились дела его» (Ин. 3, 20). В нашем обществе существует мощный запрос на прозрачность деятельности государственных учреждений, проведение судебной реформы и борьбы со злом коррупции во всех ветвях государственной власти. Нам досадно констатировать, что преступные коррупционные схемы, которые формировались десятилетиями, существуют и сегодня, продолжая своё опустошительное действие. Это создаёт среду подозрения и недоверия среди людей, обрекая их на жизнь в страхе и неуверенности.
Церковь всегда была и будет вместе со своим народом, искренне поддерживая его благородные стремления строить своё будущее на основе честности, справедливости и прозрачности. Она не может быть равнодушной к ранам общества, поскольку это общество является как бы её телом. Раны общества – это и раны Церкви. Поэтому нынешним Посланием мы стремимся дать краткий анализ этого пагубного явления в нашем украинском обществе и указать на возможные пути его преодоления с точки зрения верующего человека и в свете социального учения Вселенской Церкви.

 

Моральное зло коррупции
«Коррупция» – слово латинского происхождения, что означает «портить», «наносить вред», «разрушать», «искривлять», «фальсифицировать». Это не какое-то единовременное действие, а состояние. В Катехизисе «Христос – наша Пасха» Церковь учит, что «коррупция – общественно опасное явление, а с христианской точки зрения – грех» (п. 967). «Коррупционное действие совершают как те, что требуют взятку и принимают её, так и те, что предлагают взятку и дают её» (п. 966). «Христианин не может принимать участие в коррупционных действиях и не должен молчать, когда это делают другие» (п. 967).
Уровень коррупции – своеобразный показатель морального состояния общества в целом и каждой личности в частности. Может появиться иллюзия, что коррупция облегчает жизнь, но она медленно разрушает общественный организм и сердца людей.
Одним из проявлений коррупции, очень распространённым в нашем обществе, является взяточничество. Оно заключается в получении даров в двух случаях: или за услугу, которую мы в соответствии со своим состоянием или своей должностью обязаны кому-то предоставить, или за услугу, которую в соответствии с законодательством мы не имеем права предоставлять. Это поведение, направленное на получение неправомерной выгоды. Будучи грехом, взяточничество «отравляет сожительство между людьми и затрудняет путь к спасению». При этом следует отметить, что коррупционное действие совершают как те, что требуют взятку и принимают её, так и те, что предлагают взятку и дают.
Что же даёт начало коррупции? В Евангелии от Матфея Божественный Учитель предостерегает своих учеников: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и черви их уничтожают и где воры подкопаются и украдут. Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни черви не испортят и где воры не пробивают стен и не похищают. Ибо где твоё сокровище, там будет и сердце твоё» (Мф. 6, 19-21). Поэтому согласно Господним словам, первопричина коррупции – греховная привязанность человеческого сердца к бренным и преходящим благам, которые человек ошибочно считает своим настоящим сокровищем, живя так, как будто Бога нет. Об этом говорит и святой апостол Павел, видя именно в любви к деньгам корень всякого зла, включая вероотступничество: «А те, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение и в множество желаний бессмысленных и вредных, толкающих людей в пропасть и на погибель. Потому что корень всего зла – сребролюбие, которому некоторые подверглись, от веры отразились и прошили себя многочисленными болями. Ты же, человек Божий, беги сего» (1Тим. 6, 9-11).
Святейший Отец Франциск в своей книге «Исцелиться от коррупции» подчёркивает, что коррумпированный человек «не знает ни братства, ни дружбы, для него существуют лишь соучастники». Коррумпированное общество постепенно расшатывается и распадается, в нём теряется понимание общего блага. Такое общество превращается в набор ватаг, где преобладают кумовство и клановость.
В обществе, отмеченном коррупцией, ответственны за это явление все его члены. Однако едва ли не наибольшую ответственность как в возникновении коррупции, так и в её распространении несут те, кто особым образом призван служить всеобщему благу – государственная власть и представители политического сообщества. На органах государственной власти лежит первая ответственность за осуществление мероприятий по оздоровлению общественного организма от этой смертоносной болезни и создание таких условий, которые бы исключали возможность возникновения или распространения этого разрушительного явления.
Всяческой поддержки и похвалы заслуживают те сознательные и честные граждане, кто не соглашается на грех коррупции и нередко с большим неудобством или даже риском для себя – борются против этого морального и общественного зла. Церковь тоже поддерживает различные общественные инициативы и общественные организации, объединяющие честных и принципиальных людей для противодействия и преодоления коррупции в нашем обществе. Весьма похвально было бы, если бы такие группы возникали в сферах, наиболее податливых греху коррупции, например: в судебной системе, в сфере медицины, в правоохранительных органах, в таможенной и налоговой службе, а особенно – в области образования, поскольку этот грех в образовательных учреждениях имеет самые пагубные последствия, ибо сеет моральное опустошение в молодых душах, отбирая у них надежду и деморализуя их. Создавая такие «просторы честности», работники этих сфер не только отмежевались бы от соучастия в структурах греха, но и помогли бы другим людям, часто зависимым от их услуг, не поддаваться соблазну взяточничества и других коррупционных действий.
Впрочем, как показывает опыт разных стран, преодолеть коррупцию невозможно только с помощью общественных инициатив, внешнего принуждения или карательной силы государственного закона. Исцеление от этого греха и преображение человеческого сердца возможно только через освободительную силу Божественной благодати и открытость человека к Богу, обереающего его. Поэтому Церковь призывает своих верных к обращению для преодоления этого зла через сотрудничество с благодатью Святого Духа, который способен очистить человеческое сердце и таким образом восстановить «лицо Земли» (сравн. Пс. 104, 30).

 

Исцеление от коррупции
Божье Слово учит нас, что именно в человеческом сердце находится зародыш коррупции как нравственной порчи человека, что проявляется затем целым рядом грехов в личной и общественной жизни. В Евангелие находим множество примеров коррумпированных деятелей – от Ирода и Иродиады вплоть до Иуды, который ради тридцати сребреников продал самого Спасителя. Однако есть и примеры грешников, которые каются и становятся способными преодолеть нечестный образ жизни, в частности речь идёт о мытарях Закхея и Матея. Разница между этими двумя группами библейских персонажей состоит в том, что последние открыты к Божьему милосердию, потому что осознают собственную слабость, и готовы принять дар исцеления.
Особым пространством, в котором действует Божья благодать в человеческой жизни, есть совесть каждого честного человека. По словам Отцов Церкви, совесть – это голос Божий в душе человека. Этот голос пробуждает нас, делает нас уязвимыми к добру и злу и способными принимать решения, согласующиеся с Божьей волей относительно нас и наших ближних. Если же это внутреннее ядро, которое Священное Писание ещё называет сердцем, морально уничтожено, то становится закаменевшим и человек тогда не чувствует, что коррупция является злом. Однако Господь не молчит. Он говорит нам и впредь, призывая к покаянию и обещая осуществить таинственную перемену нашего сердца, оздоровительное преображение всего нашего существа. О такой перемене каменного сердца на сердце, чувствительное к Божьему закону, говорит пророк Иезекииль: «Я дам им новое сердце и вложу в них новый дух, я выну из их тела каменное сердце и дам им сердце телесное, чтобы они по моим заповедям ходили и за моими законами следили и их выполняли. Тогда они будут моим народом, а я буду их Богом» (Иез. 11, 19-20).
В этом освободительном путешествии обращения и очищения человеческого сердца важную роль имеют опытные наставники – священники. Они от Божьего имени призваны взывать к человеческим сомнениям и сердцам, просвещать их Господней наукой и оздоравливать в Святых таинствах. Эту свою пророческую миссию возвещать и напоминать людям Божью правду, призвать их к обращению и покаянию, Церковь призвана выполнять всегда, но особенно тогда, когда тьма греха становится густой и угрожающей. Словами апостола Павла, направленными к Тимофею, Церковь ныне обращается ко всем пастырям, призывая их к ревностному проповедованию верным Слова Божьего, к передаче им здоровой евангельской науки: «Проповедуй слово, настаивай вовремя и не вовремя, мучь, запрещай, наставляй со всяким терпением и назиданием» (2 тим. 4, 2). Апостол народов был убеждён в преображающей силе Слова Божьего, потому что и сам, будучи в тюрьме, посреди ночи в видении услышал направленные к нему слова самого Господа: «Не бойся, говори лишь, не умолкай, ибо я с тобою, и никто не нападёт на тебя, чтобы тебе нанести беду...» (Ди. 18, 9-10).
Особым очищением человеческой совести от всякого греха является Святое Таинство Исповеди. В этом Таинстве наш Спаситель, посредством служения своего священника, как тот евангельский милосердный самарянин, выливает оздоровительные потоки Божьего милосердия на наши раны, помогая нам выйти из плена греховных привычек, и дарит нам необходимую благодать, чтобы противостоять разрушительной силе коррумпированного общества. Каждый верующий, прежде чем приступить к Покаянию, пусть сделает искреннее испытание совести перед лицом Господним, чтобы выяснить, не провинился ли он против общественной справедливости и любви к ближнему участием в коррупционных действиях, созданием коррупционных схем или содействием им, путём дачу, приёма или вымогательства взяток и тому подобное. Осознание своего греха – это признак живой совести и первый шаг к исцелению. Смиренное признание греха перед Богом в присутствии священника в Таинстве Исповеди должно сопровождаться искренним стремлением порвать с этим грехом и готовностью великодушно исправить нанесённый другим людям и всему обществу вред. А священники пусть заботятся о совести своих верных и во время уделения Таинства Покаяния обращают внимание кающихся на грех коррупции, объясняя его большую опасность, которая в некоторых случаях может даже стать препятствием для спасения их бессмертной души.
Отдельной задачей церковного сообщества является молитва за людей, порабощённых грехом коррупции. Добрым почином в борьбе за очищение общества от этого зла могут стать приходские «Книги честности», в которых будут записаны имена людей, добровольно и торжественно отказавшихся от дачи и приёма взяток или иных коррупционных действий. Также наилучшим и наиболее эффективным ответом со стороны христиан на грехи сребролюбия, взяточничества и нечестности станет утверждение в своей среде жизни и труда духа евангельской любви к ближнему, действенной солидарности с убогими и ответственности за общее благо всего украинского общества. Чтобы быть «светом для мира» среди тьмы греха, призываем священников, монашество и всех мирян Церкви сделать всё от нас зависящее, чтобы наши церковные общины и структуры стали образцом прозрачности и честности, духовно-нравственным пространством, свободным от коррупции в любых её проявлениях.
Чувствуя ответственность перед Богом за будущее нашего народа, всё общество должно объединить свои усилия для духовного и нравственного преображения, в котором силой благодати Духа Святого каждый становится опорой всем остальным. В осуществлении этой задачи мы не одни, мы не брошены на произвол судьбы. Тот, кто чувствует уныние и отчаяние, должен услышать упрёк Христов: «Маловерующий, чего усомнился?» (Мф. 14, 31). Наш Господь и Спаситель непременно поможет нам построить крепкое и процветающее государство, если каждый из нас, согласно своего жизненного задания и призвания, посвятит себя этой благородной цели. Господь на этом пути гарантирует нам свою божественную благодать, которая «всегда больных оздоравливает и то, что им недостает, дополняет», а святая Церковь призывает нас к великодушию словами великопостной молитвы: «Постивши, братия, телесно, начнём и пост духовный: развяжем же всякий союз неправды, скинем несправедливое ярмо, навязанное ближнему, разорвём всякие несправедливые соглашения. Дадим голодным хлеб, а бездомным приют, чтобы удостоиться нам великой благодати Христа Бога».
Желая всем отваги и выносливости на этом пути обновления, призываем на всех благословение всемогущего Бога – Отца, и Сына и Святого Духа!


От имени Синода Епископов
Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ
† СВЯТОСЛАВ

Дано во Львове-Брюховичах,
6 апреля 2016 года Божьего,
в день Святых пророка Захарии и
святителя Артемона, епископа Селевкии Писидийской
Отцам-пастырям поручаем зачитать верным это Послание

после каждой Божественной Литургии в Пятое воскресенье

Великого поста, 17 апреля этого года

ПУБЛИКАЦИИ

Десять тезисов от владыки Бориса (Гудзяка) о целостности лидера 14 декабря

Из лекции «Ценности и целостность лидера», организованной Институтом лидерства и управления УКУ 11 декабря 2017 года в рамках программы...

АНОНСЫ