Послание Синода Епископов УГКЦ 2019 года о защите от различных видов насилия детей, несовершеннолетних и беззащитных людей

суббота, 26 октября 2019, 19:19
Послание Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви 2019 года духовенству, монашеству и мирянам о защите от различных видов насилия детей, несовершеннолетних и беззащитных людей

 

И узнаете истину, и истина

 сделает вас свободными (Ин. 8, 32).

 

Всесветлейшие и Всечестнейшие отцы!

Преподобные братья и сёстры в монашестве!

Дорогие братья и сёстры во Христе!

 

Наш мир, созданный Богом, прекрасный, но в то же время он зримо поражён грехом. Святой Павел говорит: «Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). После грехопадения Адама и Евы сразу пришло убийство: от руки Каина погиб его брат Авель (ср. Быт. 4, 8).

Грубые проявления силы часто являются знаками страха. Силой мы защищаемcя от своего страха, собственную немощь навёрстываем доминированием над другими, пережитые травмы компенсируем своей властностью – не важно, велико поле господства или мало. Важно, чтобы я был «князьком», «господином» над чем-то или над кем-то. Этим, к сожалению, обозначена жизни в мире. И это в то время, когда мы призваны – в частности, в Церкви – признавать одного Господа-Вседержителя (ср. Еф. 4, 5-6). Чтобы быть настоящими учениками Иисуса, надо не просто не совершать насилия, но и носить тяжести друг друга, выполняя закон Христа (ср. Гал. 6, 2).

Синод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви, проявляя чувствительность к болезненной теме насилия, желает способствовать её осознанию и осмыслению – богословскому, психологическому, социологическому и историческому; совместно со всеми людьми доброй воли ищет способы справедливой трактовки явления насилия – с пастырской, нравственной, психологической и юридической точки зрения. Мы стремимся сказать решительное «нет» насилию во всех его проявлениях. Только так мы сможем действительно строить Тело Христово и стремиться к святости и «мере полного возрастания в полноте Христовой» (ср. Еф. 4, 12-13).

Святейший Отец Франциск призывает осознать эту реальность. Он постоянно призывает нас к настоятельной молитве, глубокой солидарности с жертвами, основательному осмыслению проблемы насилия, пастырского обращения, к конкретным шагам к исцелению и очищению церковной общины – чтобы «жить по правде и любви, во всем вырастая в того, кто является главою – в Христа» (ср. Еф. 4, 15).

В обществе бывают случаи психологически эмоционального издевательства над личностью, физического насилия, манипуляций и тому подобное. Такое случается и в семье, и в воспитательных и учебных заведениях, в учреждениях здравоохранения и даже в церковных сообществах. Жертвами этих актов могут стать дети, молодёжь, пожилые люди, лица с недугами или ограниченными возможностями, а также другие люди, которые по определённым причинам уязвимы или зависимы – миряне, монашествующие и священнослужители; женщины и мужчины. В постгеноцидном обществе, израненном систематическим насилием со стороны тоталитарных режимов, израненном войной или культом «наслаждения любой ценой с наименьшей ответственностью», человек, ставший носителем исторической и ещё свежей травмы, особенно уязвим и беззащитен перед злоупотреблениями.

Этим синодальным посланием мы подтверждаем стремление Украинской Греко-Католической Церкви во всём мире двигаться к следующему этапу осмысления, излечения и предупреждения всех видов насилия против человеческого достоинства в церковной среде и, в целом, в обществе, «работая не ради глаза, чтобы нравиться людям, а как Христовы служители, что от души оказывают волю Божию» (Еф. 6, 6).

Как было отмечено, мы осознаём, что спектр насилия не ограничивается сексуальными преступлениями против несовершеннолетних. Однако вынуждены, прежде всего, говорить об этих злодеяниях в связи с кризисом, который связан с разоблачением случаев полового насилия со стороны духовенства и монашества и который принёс огромные потрясения Вселенской Церкви. В разных странах мира всплывают на поверхность факты ужасных грехов, которые иногда совершались десятилетиями – и десятилетиями замалчивались. Становится известно о невыразимой боли, страхе и стыде жертв; многие члены Церкви и людей доброй воли, не относящиеся к Церкви, переживают разочарование и шок.

Наши старания направлены на обеспечение защиты детей, несовершеннолетних и людей от сексуальных злоупотреблений в различных средах, в частности, в церковной. В начале 2019 года Синод Епископов Киево-Галицкого Верховного архиепископства УГКЦ совместно с Епископской Конференции Римско-Католической Церкви в Украине обнародовал «Основные положения относительно трактовки случаев полового злоупотребления в отношении несовершеннолетних со стороны духовенства». Значительным шагом для Вселенской Церкви стала публикация 7 мая 2019 года motu proprio Римского Первосвященника Франциска «Vos estis lux mundi» («Вы свет мира»). Согласно этому документу, все епархии и диецезии Католической Церкви в мае 2020 года должны ввести внутреннюю систему по приёму сообщений о половых злоупотреблениях, а епископы обязаны осуществлять расследование по каждому сигналу. Кроме того, согласно решению Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного архиепископства УГКЦ (13-14 февраля 2018 года), верующие нашей Церкви обязаны следовать указаниям документа «Нормы и принципы защиты детей и молодёжи при осуществлении пастырской деятельности с участием семинаристов, монашества и духовенства УГКЦ в Украине». Он содержит чёткие принципы организации пастырской работы с несовершеннолетними. В разных странах епархии и экзархаты нашей Церкви в сотрудничестве с местной епископской конференцией создали или разрабатывают аналогичные положения. Считаем эти документы необходимыми и важными мерами по защите детей и молодёжи в церковной среде и обязуемся бороться с любыми проявлениями насилия в наших церковных структурах.

Члены Синода Епископов свидетельствуют об искренней солидарности с теми, кто стал жертвой насилия, молятся за них и стремятся их выслушать. Христос и Его ученики – всегда на стороне жертвы. Мы готовы выслушать каждого, но, прежде всего, тех, чья боль остаётся невысказанной и затаённые раны мучают их годами или даже десятилетиями, вызывая травмы даже через поколения. Хотим громко и чётко заявить: никто не имеет права замалчивать или оправдывать обиду, боль, грех и преступление. Жертвы должны быть услышанными, прежде всего, Церковью.

Осознавая, что злоупотребления могут происходить во всех средах человеческого общества, в этом послании мы просим прощения от имени нашей Церкви. Если кто претерпел половые, физические, психологически эмоциональные, финансовые или иные виды насилия или злоупотребления в наших приходах, епархиях, монастырях, школах, семинариях или иных церковных структурах; если кто столкнулся с равнодушием и нечувствительностью к этим злым поступкам, умолчанием или их укрывательством; если кого-то поразило и разочаровало недостойное поведение представителей Церкви; если чьё-то доброе имя запятнали чужие злоупотребления – у всех просим прощения. Если мы – епископы, священники, настоятели, настоятельницы, другие служители Церкви и мирянские лидеры – не выполнили должным образом своих пастырских обязанностей и позволили ранить кого-то из наших сестёр или братьев – просим за это прощения.

Ещё раз утверждаем, что выслушаем всех, кто мог стать жертвой или свидетелем насилия в любой среде, в частности, церковной. Одновременно призываем: не молчите! Ибо «кто возвестит правду – оказывает справедливость» (Притч. 12, 17). Каждый имеет право на слово, на внимание, на то, чтобы быть выслушанным, и на тщательное расследование заявленных преступлений. Внимательность, тактичность, конфиденциальность, искреннее сочувствие в этом процессе слушания необходимы, чтобы начать лечение причинённых ран.

Понимаем, что каждая жертва насилия готова и способна простить обидчиков. Поэтому хотим создать условия для примирения через духовно-пастырскую и психологическую опеку. Пусть покаяние – основа христианской духовной жизни – становится началом исправления причинённого вреда. Приложите максимум усилий, чтобы подражать милосердному самаритянину (ср. Лк. 10, 25-37).

Однако жертвы насилия нуждаются не только в утешении, но и установлении справедливости. Преодоление этой проблемы имеет как пастырское, так и правовое измерение. Духовенство и другие члены Церкви не выведены из-под действия верховенства права, а преступление остаётся преступлением, независимо от того, кто его совершил. Наша Церковь выступает за соблюдение принципов справедливости и правды. В каждой стране нашего присутствия  обязуемся развивать программы защиты уязвимых лиц в сотрудничестве с соответствующими органами власти и организациями.

Заботясь об исцелении нанесённых травм, члены Церкви призваны заботиться о предотвращении и недопущении будущих злоупотреблений; глубже осмысливать корни этой проблемы – как с морально-психологической или юридической точки зрения, так и с духовно-богословской.

Анализируя досадный или даже позорный опыт злоупотреблений духовным авторитетом в среде Католической Церкви, одновременно призываем все государственные институты, структуры гражданского общества и бизнеса к полному осознанию масштабов распространения в современном мире насилия, манипуляций и бесчинств против несовершеннолетних и беззащитных этого мира. Эти проблемы были и среди нас. Они присутствуют везде, где есть люди: в семьях, в школах, на предприятиях и в офисах, в больницах, спортивной и культурной средах, в церквях и монастырях, порой в весьма престижных и успешных, на первый взгляд, кругах.

Предотвращение насилия будет эффективным только тогда, когда мы поймём причины этого злодеяния и впишем его в более широкий контекст человеческой духовности, психологии и социологии. Верим, что восточнохристианская антропология, которая следует из Священного Писания и построена по наследию Отцов Церкви, содержит ключи к целостному пониманию проблемы насилия. Эта проблема ещё требует детального анализа в богословской плоскости. Призываем богословские институты к систематической работе в области богословия тела и сексуальности, а также богословия власти, послушания и управления в Церкви и обществе.

Вопрос насилия и борьбы с ним неразрывно связан с вопросом общей корпоративной культуры. В частности, стержневое значение имеет способ реализации власти внутри любой организации, в частности, церковной. Является ли эта власть служением или господством над другими? Слушает ли она и уважает людей, порученных её опеке? Не искажена ли она, случайно, авторитаризмом, элитаризмом и убеждением, что те, кто у власти, не должны никому быть подотчётными? Культура привилегированности, исключительности, строгой «вертикальности», единоличных решений и секретности творит благоприятную среду для насилия и требует внимания и ответственности. Зато культура взаимного слушания и служения, коллегиальности, синодальности и прозрачности является безопасной, а потому животворной для отношений между людьми. «Если кто-то хотел бы у вас быть великим, да будет вам слуга. И если кто-то хотел бы у вас быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-28).

Особенно предостерегаем от соблазна клерикализма – использования Церкви и её духовного авторитета со стороны клира в личных целях, вместо служения Богу и Его народу. Клерикализм порождает искусственное разделение между членами Церкви, недооценивает роль мирян, искажает понятие послушания и покорности в монашестве и священстве, представляет Церковь как институт исключительно иерархии и духовенства. Явление клерикализма разрушительно для Церкви, потому что искажает её образ. Оно не только далеко от примера Сына Божьего, а противоположно ему, ведь Христос унижался, шёл вниз, становился рядом с маргинализированными. Именно это имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Лелейте те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, существуя в Божьей природе, не считал привилегией быть равным Богу, но уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям. Подобию явившись как человек, он снизил себя, став послушным даже до смерти, смерти же – крестной» (Флп. 2, 5-7).

Давайте сделаем наши приходы, монастыри и семинарии местом вовлечённости и братства, где епископы, духовенство, монашество и миряне соборно растут в вере, любви, милосердии и служении друг другу, имея образец – Иисуса Христа, который «пришёл не для того, чтобы ему служили, но – послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Наша организационная церковная культура нуждается в переосмыслении и пастырском обращении, которое является постоянным процессом для всех последователей Христа.

Полноценное интеллектуальное и духовное осмысление поможет Церкви адекватно предотвращать злоупотребления и подавать хороший пример миру. В обществах, в которых насилие и манипуляции становятся обыденностью, Церковь должна постоянно стоять на защите слабых и уязвимых, Иисуса «братьев наименьших» (Мф. 25, 40): жертв домашнего насилия, травли в школе, сексуальных домогательств в профессиональной или спортивной среде, рабской эксплуатации, пыток в пенитенциарной системе, манипуляций в деструктивных сектах и ​​тому подобное. Перед многоликостью мирового зла сознательные христиане призваны защищать человеческое достоинство, лелеять гуманность и солидарность. Мы хотим также выразить желание сотрудничать с общественными институтами для защиты детей, несовершеннолетних и лиц, ведь насилие имеет свои глубокие корни там, где общество не реагирует на зло и не принимает соответствующих мер.

Дорогие братья и сёстры! Помните, что любое насилие, направленное против человеческого достоинства, презирает образ Божий и Его облик, которые присутствуют в каждом человеке (ср. Быт. 1, 27; Пс. 8). Однако двойным перед Богом становится грех Его слуг, которым они перечеркивают свою присягу и обманывают сердца тех, кто им доверился. Эти поступки требуют длительного и терпеливого лечения, которое невозможно без Божьей благодати, деятельной любви и милосердия. Защита от насилия детей, несовершеннолетних и других людей является делом каждого члена Церкви – епископа, священника, монашествующих, мирянки и мирянина.

Пусть наши слова, наполненные болью, остановят того, в ком ещё только бродит соблазн и кто только стоит перед угрозой греха и преступления. Никогда не поздно прибежать в покаянии к Иисусовому распятию и выпросить у Него благодати, чтобы преодолеть сатанинский соблазн.

Пусть наши церковные общины будут местом, где каждый человек, особенно уязвимый, может полноценно чувствовать свое человеческое достоинство и чувствовать себя защищённым. Берём же пример с тех епископов, священников и мирян, которые встали на защиту человеческого достоинства в нечеловеческих условиях, когда больше никто не мог этого сделать. Такими были, в частности, блаженные новомученики ХХ века.

Помните о подвиге священномученика Емельяна Ковча, который погиб в концлагере «Майданек» и до мученической смерти боролся за спасение человеческого достоинства.

Помолимся, чтобы всемогущий Бог помог нам строить среду безопасности, любви и братской солидарности. Только ежедневное обращение, постоянное духовное преображение могут сделать нас посланниками Божьего милосердия, которое «разбитых сердцем исцеляет и перевязывает их раны» (Пс. 147, 3).

Благословение Господне на вас!

От имени Синода Епископов УГКЦ

† СВЯТОСЛАВ

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в праздник Покрова Пресвятой Богородицы,

14 октября 2019 года Божьего

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...