«Праздник Пасхи сочетает в себе смерть и воскресение Иисуса...» – о. Василий Рудейко

воскресенье, 20 апреля 2014, 20:19
Вот и наступил долгожданное праздник, к которому мы готовились в течение Великого поста. Этот праздник – Воскресение ГНИХ, которое дарит нам надежду и веру в лучшее будущее.

О традиции празднования Пасхи в УГКЦ рассказывает о. Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.


Христос воскрес! Прежде чем говорить о праздновании Пасхи в нашей церковной традиции, уместно вспомнить библейский сюжет этого события.
Воистину воскрес! Это событие описывают все евангелисты и описания очень красноречивы. Поэтому существует 11 воскресных Евангелий, которые мы читаем на воскресных утренних службах в течение всего года. По описанию евангелистов, после смерти на кресте Иосиф с Никодимом положили Иисуса Христа в гроб, возле которого поставили стражу.
Через три дня жёны-мироносицы подошли ко гробу, чтобы умастить тело умершего миром (в то время как раз завершились пасхальные иудейские празднования). Однако они увидели, что гроб пуст.

События, которые произошли в Ветхом Завете, стали прообразом того, что происходит сейчас


Евангелисты описывают также, что ангелы возвестили женщинам о воскресении Иисуса. Женщины пошли к Апостолам сказать им о воскресении Христа. В частности, Мария Магдалина, которую называют «апостолом апостолов», первой сообщила об этом. Сначала апостолы не поверили женщинам. Однако впоследствии ученики Иисуса убеждаются в их правоте, обнаружив пустой гроб. Существуют также библейские сюжеты, связанные с личностью святого апостола Фомы, который не верил в воскресение Христа даже тогда, когда все апостолы убедились в этом.
А как правильно называть – Пасха или Великдень?
В наших литургических текстах чаще употребляется понятие Пасхи, чем Великдень. В этих текстах праздник Воскресения называется «Пасхой». Это очень важный богословский момент, потому что он подчёркивает единство обоих Заветов – Ветхого и Нового. Речь идёт о том, что события, которые произошли в Ветхом Завете, стали прообразом того, что происходит сейчас. Пасха – это выпеченный хлеб из молотых, изначально рассеянных по полю зёрен, собранных в одно Тело ГНИХ и символизирующий Церковь.
Видеоверсия разговора:
Воскресение ГНИХ дарит нам надежду и веру в лучшее будущее

Каким образом определяют дату Пасхи?
С этим связаны сложные исторические процессы. Известно, что к IV веку существовали дискуссии по исчислению дня Пасхи. Многие учёные считают, что дискуссии велись и над трактовкой понятия самой Пасхи: как Воскресения ГНИХ или Его смерти. Существовало два способа определения этой даты. Один из них (древнейший) характерен для иудеохристианская традиции, он связан с еврейской датой Пасхи, которая не зависела от дней недели. Другой способ связан с днём ​​Воскрешения – воскресеньем. Ибо, как известно, воскрешение Христа произошло на третий день после Его смерти, произошедшей в пятницу. Поэтому богословы думали, как определить это воскресенье. Ключевым стало то, чтобы это было воскресенье после еврейского праздника Пасхи. Таким образом, на I Вселенском Соборе 325 года была принята схема, по которой исчисляется дата Пасхи: это должно быть первое воскресенье после первого полнолуния после иудейской Пасхи.
Почему существуют различия в праздновании Пасхи у православных, греко-католиков и римо-католиков?
Различия из-за того, что Римско-Католическая Церковь не обращает внимания, когда происходит иудейская Пасха. Их исчисление несколько другое.


Может, некоторые удивятся, что празднование Пасхи начинается в Великую субботу Вечерней с Литургией святого Василия Великого. Это настоящее Пасхальное богослужение

Какова последовательность богослужений в этот день?
Может, некоторые удивятся, что празднование Пасхи начинается в Великую субботу Вечерней с Литургией святого Василия Великого. Это настоящее Пасхальное богослужение. Праздник Пасхи сочетает в себе смерть и воскрешение Иисуса. Эта напряжённость сохраняется при литургическом праздновании. На Вечерней также производятся ветхозаветные чтения, которые священнослужители служат еще в ризах Великого поста. После этого поётся пасхальный прокимен. По окончании пения священники переодеваются в светлые ризы. И после всех богослужений, по нашим современным уставам, происходит благословение пищи. Поётся также Пасхальная Утреня, сочинение святого Иоанна Дамаскина, которая начинается пением тропаря праздника.
А в последующие дни служится Литургия святого Иоанна Златоуста, с которой начинается период 50 дней до Сошествия Святого Духа.
Что нужно класть в пасхальную корзину?
По литургической традиции освящают пасху, сыр, яйца, мясо. Кроме этого, можно всегда положить вино, хрен или любую другую пищу. Обычай благословения этих блюд заключается в допуске к их потреблению после поста.
Церковные праздники тесно переплетаются с традициями нашего народа. В частности, праздник Пасхи сопровождается вождением гаивок и веснянок, которые, как известно, имеют языческие корни...
Сложно об этом говорить. Потому что нужно понимать, что имеют в виду люди, когда христианизируют эти традиции. Если суть в том, чтобы определённая культурная традиция христианизировалась, – это похвально. Однако, если на определённые христианские праздники сохранять бытующие магические ритуалы, то это не одобряется.


Беседовала Руслана Ткаченко