Причины и следствия: украинский контекст

среды, 11 июня 2014, 13:06
В эти сложные для независимой Украины дни мы как никогда приобщаемся к созданию своего государства. Каждый человек, возможно, даже не осознавая этого, своими поступками, словами, реакциями раскрывает свои доселе скрытые аутентичность, стремления и намерения. И порой то, что открывается, оказывается не очень приятным. Что же является причиной этих неприятностей? Об этом говорится в продолжении разговора «Католического Вестника» с Блаженнейшим Любомиром, кардиналом Гузаром.

Чем на самом деле является свобода и независимость, с христианской точки зрения?
Свобода – это возможность делать добро. Мы люди, и мы свободны. А это значит, что мы имеем право делать добро. Конечно, мы можем ошибаться, но основной смысл свободы – человек не имеет права делать зло. Зато независимость – это свобода от внешних воздействий. Независимость – это не произвол. Независимость – это политическое понятие. Итак, в наше время целому государству, целому народу представилась возможность действовать ради собственного блага. И отныне человек просто обязан быть творческим, патриотическим, сознательным христианином – гражданином своего государства.
Много ли в Украине таких людей, которые понимают, в чём заключается их человечность, их христианство?
Нет, не много. Я думаю, что Украина ещё проблемное государство. Советская система воспитывала так, чтобы человек не осознавал себя Божьим творением, а был «творением государства». То есть «советский человек» должен был быть игрушкой, орудием в руках партии, номенклатуры – и для этого у него сознательно формировали определённые качества. Во-первых, тоталитарная система воспитывала в человеке понятие недоверия. Чтобы мы друг другу даже в семье не доверяли. Почему? А если люди начинают друг другу доверять, то могут создать контрреволюционную организацию. Если никто никому не доверяет, тогда нет опасности. Во-вторых, в отношениях между людьми было много лжи. В-третьих, у людей был недостаток ответственности, они боялись брать на себя ответственность. Если кто-то показывал, что он ответственный, то его сразу подозревали. Такой человек может кого-то другого препроводить. Коммунистический режим хотел людей полностью изменить, лишить моральных принципов, начиная от веры в Бога. Как следствие – несмотря на то, что люди не перестали верить в Бога, они всё же перестали жить по Божьим законам, так как не были к этому приучены.
То есть в людях вытравливали то, что делало их людьми?
Да, советское общество делало людей «никем». А когда мы становились «кем-то»? Когда государство нас признавало: давало медаль, отмечало нас. И это была безумная погоня за медалями, за отличиями, по титулам (заслуженный, народный и т. п.). Почему? Ибо была легитимация: если государство назвало кого-то заслуженным, то он становился кем-то. А кто его таким сделал? Государство – и оно признало его. Словом, главное понятие тех времён – государство управляет всем, а не Бог; государство занимает место Бога как Творца и творителя закона.
И вот теперь есть проблема. Люди, выросшие в такой коммунистической атмосфере, не совершенно лишились, так сказать, нормального человеческого поведения. Однако если человек жил в советском «раю» 40 лет, а потом вдруг пришла другая система, с другими моральными качествами, то он не может уже измениться. Потому что он рос в этом. Таким людям очень трудно. И поэтому они не верят друг другу. Люди не любят открываться друг перед другом. Воруют, врут, не доверяют, потому что так они воспитывались.
Но надо помнить, что и Церковь определённым образом также испытывала дурное влияние. Поэтому именно Церковь должна очень интенсивно работать над тем, чтобы те, кто считает себя её членами, действительно вели себя по-Божьему, то есть не только ходили в воскресенье на Литургию, но и старались жить по-христиански в течение всей недели. Нравственная жизнь общества – это главная проблема для нашей страны сегодня. Мы должны очень интенсивно работать в этом направлении.

Беседовала Ирина Островская

 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...