Примирение между украинцами и россиянами возможно?!!

четверг, 27 апреля 2017, 14:31
Возможно ли примирение между украинцами и россиянами, как простить стране-соседу вооружённую агрессию, как простить убийство тысяч воинов и мирных жителей, как быть родителям, которые потеряли своих детей в этой войне? На эти и другие вопросы ответил Отец и Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав в интерактивной программе «Живого ТВ» «Открытая церковь».

Готовы ли украинцы к примирению?

Украинское общество пока что не готово к примирению, поскольку мы ещё живём в состоянии войны. Мы стали жертвой несправедливой агрессии, но, думаю, что никогда не рано начать говорить о примирении, молиться за мир и его строить.

Вспомним опыт Западной Европы. Строительство мира и примирение между Германией и Францией началось ещё до окончания войны. И именно те, кто побудил эти два народа думать о примирении, искать мира в Европе, позже были названы отцами Европейского Союза.

Сегодня, наверное, это очень деликатная тема, болезненная, но тем не менее мы обязаны об этом думать, говорить и за это молиться.

Хочу сказать, что апостол Павел считал своим долгом именно служение примирению. В его посланиях мы читаем, я бы сказал, такой отчаянный призыв: «Примиритесь с Богом!» И это примирение человека с Богом является источником, а следовательно, и задачей примирения между людьми. Думаю, настало время. В частности, в эти пасхальные дни, когда мы воспеваем присутствие среди нас воскресшего Христа, когда мы, украинцы и русские, поём такие слова: «И тем, что ненавидят нас, простим всё Воскресением». Возможно, это время дано, чтобы начать задумываться над такими глубокими вопросами.

Прощение, примирение и мир

Прощение – это глубоко духовный акт. Прощение делает нас свободными, поскольку мы освобождаемся от ненависти. А когда мы начинаем ненавидеть своего поработителя, то становимся рабами и попадаем под логику мести.

Необходимо разделить три понятия: прощение, примирение и мир. Потому что часто эти слова употребляют как синонимы, но на самом деле они имеют разное значение.

Вначале стоит говорить о прощении. Это начало. Если кто-то прощает, то он способен не только победить в войне, он побеждает войну. Он не позволяет, чтобы война пленила его сердце. Даже когда мы должны защищать свою Родину, мы являемся носителями мира. Мы защищаем мирную жизнь своей страны.

Если речь идёт о примирении, то это действительно непростой процесс, который может начаться только после готовности к диалогу агрессора и жертвы. Выделю четыре шага к примирению. Мы ещё не готовы к этому, но надо уже готовиться. Чем лучше мы к этому подготовимся, тем лучше сможем это пережить.

Прежде всего, примирение должно начинаться с определения правды. Без правды примирение невозможно. Мы должны признать обиды, которые нам нанесли, и признать те обиды, которые, возможно, мы кому-то нанесли.

Следующий шаг – возмещение ущерба, причинённого агрессором, и установление справедливости. Потому что несправедливость надо исправить.

Третий шаг – нужно обязательно почтить жертв несправедливой агрессии, обид. Надо им возместить то, что они пережили: вернуть материальные потери, помочь залечить как психические, так и физические раны. А затем следует почтить попранное человеческое достоинство. Это очень важный и необходимый элемент процесса примирения.

Четвёртый шаг – необратимость этого процесса. Надо сделать всё, чтобы в будущем предотвратить подобные преступления. Итак, процесс примирения имеет и превентивное значение.

Плодом примирения является мир. В библейском смысле, мир означает гармонию в отношениях между Богом и людьми. Мир – это не просто отсутствие войны. Это то, к чему мы все стремимся в жизни.

Святое Писание также говорит о том, что мир имеет два элемента – правду и справедливость. Так что без шагов, о которых мы говорили выше, трудно говорить о настоящем, истинном мире.

 

Манипулирование понятием «мир»

Я бы хотел предостеречь от манипуляций понятием мира. Думаю, абсолютно не допустимо умиротворение агрессора, потому что это ещё больше побуждает его творить несправедливость. Когда мы торгуемся с агрессором, он становится более агрессивным, нанося ещё больше вреда себе и всем окружающим.

Вторая ложь о мире – принуждение к миру. Потому что тогда жертва должна сдать оружие и перестать защищаться перед нападающим. Итак, ни в коем случае нельзя говорить о мире без правды, без справедливости – о мире, который не будет построен в процессе раскаяния и диалога.

 

Как закончить развязанную Россией войну на Донбассе?

Есть три шага, лежащих в компетенции Церкви, верующих людей. О том, как завершить войну в Украине, говорится на разных уровнях... Но скажу о том, что в компетенции Церкви. Нужно сделать, прежде всего, всё возможное, чтобы прекратить боевые действия. Это первое и самое необходимое условие. Без него нельзя говорить о каких-то других шагах к примирению.

Второе – освобождение всех заложников.

Третье – достойное захоронение всех погибших.

Необходимо выяснить, кто с кем должен вести диалог о примирении. Мы имеем дело с агрессией России против Украины. И здесь есть очень серьёзная помеха. Если её не устранить, то намерения о примирении будут под большим вопросом. Речь идёт о субъектах этого примирения. На сегодня со стороны России ощущается очень деликатный момент – когда украинцев вообще не считают субъектом переговоров. Много раз со стороны российских чиновников мы слышали, что Украина – не народ, не государство, а просто территория. Если украинцев не признают субъектом переговоров, тогда с кем мириться?! Перед кем каяться? Нанесённые обиды перед кем признавать?

Думаю, это первый и основной момент. Такой преграды не было, например, между французами и немцами. И такой проблемы нет между поляками и украинцами.

Это действительно трудный вопрос, но если мы придём к согласию в том, что мы два разных народа, мы соседи и что мы должны перестать воевать друг против друга, и вести диалог, – тогда сможем начать поэтапный процесс примирения, признания обид, извинения...

За мир нужно молиться. О молитве не будут говорить государственники. Это дело верующих людей. Думаю, тогда Господь Бог поможет нам найти пути взаимопонимания, чтобы сначала мы получили дар прощения в собственном сердце, а затем начали диалог в направлении примирения, который в своё время увенчался бы миром.

 

Департамент информации УГКЦ

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...